Файл: 1. Сравнительная характеристика трактовок сущности финансов как экономической категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутрихозяйственный финансовый контроль
В условиях рыночной экономики предприятие стремится к максимизации собственной прибыли. Высокий уровень конкуренции на рынке оставляет ему несколько путей достижения поставленных целей. Предприятие может масштабировать бизнес, расширять рынки сбыта, при этом снижать производственные расходы. Руководство предприятия заинтересованно в повышении показателей рентабельности, сохранении своих активов и их преумножении, создании отлаженного механизма управления. Внутрихозяйственный контроль является одним из инструментов управления. К его целям относят:
-
Соответствие деятельности компании выбранной стратегии. -
Обеспечение финансово-экономической устойчивости. -
Создание упорядоченности и эффективности текущей экономической деятельности. -
Сохранение имущества и его учет. -
Соответствие первичной документации хозяйственным операциям. -
Достижение эффективности бухгалтерского учета. -
Повышение производительности, снижение издержек, улучшение финансовых показателей. -
Рациональное использование имеющихся ресурсов и факторов производства. -
Соблюдение сотрудниками устава компании, планов, распоряжений. -
Выполнение организацией финансовых обязательств перед государством.
Система внутрихозяйственного контроля предназначена для того, чтобы обеспечить снижение рисков, связанных с осуществлением финансовой, экономической и правовой деятельности. Для контроля финансов применяются решения учетной политики. Учетная политика включает в себя совокупность процедур, связанных с регистрацией, обработкой и хранением информации об активах компании. Следование установленным стандартам бухгалтерского учета позволяет систематизировать поступающие данные, анализировать их с целью оптимизации финансовой деятельности предприятия.
Замечание 1
Полнота данных, включенных в учетную политику компании, формирует уверенность в правильности отражения всех хозяйственных и финансовых операций.
62. Содержание и классификация финансовых инноваций.
Виды финансовых инноваций
Финансовые инновации можно подразделить на три большие категории.
• Новые финансовые продукты и услуги
К ним относятся новые виды депозитов, способные совмещать преимущества ликвидности с достоинствами высоких процентных доходов, новые виды кредита (например, субстандартные кредиты заемщиками, которые ранее не попадали в релевантную сферу банков), новые типы ценных бумаг (секьюритизация плохих или странных ссуд, индексируемые на инфляцию, валютные и процентные свопы).
• Новые финансовые процессы
Получили развитие такие финансовые операции, как электронная коммерция, банкоматы, электронные деньги, мобильный и он-лайн банкинг, "умные" кредитные и дебетовые карты.
• Новые финансовые институты
Появились новые виды банков – виртуальные организации без офисов и физического присутствия. Возникла разветвленная сеть небанковского денежно-кредитного посредничества в виде паевых инвестиционных фондов, финансовых конгломератов, микрофинансирования, ссудо-сберегательных ассоциаций, финансовых бутиков, ипотечных домов, хедж-фондов и т.д.
Финансовая инновация наряду с общими имеет специфические особенности. К общим чертам можно отнести традиционные характеристики инновации:
• наличие новизны, новой потребительской ценности;
• обеспечение конкурентных преимуществ путем создания новых благоприятных условий на финансовом рынке и/или заполнением свободных сегментов рынка;
• наличие экономической обоснованности (практической применимости];
• функциональная зависимость от времени, т. е. наличие определенного во времени жизненного цикла финансовой инновации;
• наличие коммерческой реализуемости, т. е. соответствие инновации рыночному спросу и запросам потребителей.
Специфическими характеристиками финансовой инновации являются:
• обязательность реализации инновации на финансовом рынке;
• создание инновации для управления финансовыми потоками;
• инновация может носить лимитированный характер;
• инновация может быть предназначена для единичного, а не массового спроса;
• существенная «клиенто-ориентированность»;
• инновация может носить пакетный характер.
Финансовые инновации принимают различные
формы, поэтому для осознания их многогранности и многомерности необходимо использовать поликлассификацию, построенную на использовании различных признаков (см. табл. 5). Поскольку финансовая инновация является разновидностью общей экономической категории «инновация», ей присущи общие признаки классификации. К ним относятся степень новизны, причины возникновения и степень действенности.
Специфически группируются финансовые инновации по объекту применения. В рамках данной классификации финансовая инновация может быть представлена продуктовой и процессной.
Продуктовая финансовая инновация направлена на внедрение нового финансового продукта.
Финансовый продукт - это материализованная часть оформленной финансовой услуги, удовлетворяющая определенные потребности и предназначенная для реализации на финансовом рынке. Примерами финансовых продуктов служат пластиковые карты, ценные бумаги, монеты из драгоценных металлов и прочее.
Таблица 5 - Комплексная классификация финансовых инноваций
Признак классификации | Классификационная группа | Характеристика классификационной группы |
По степени Новизны | Базисные (ключевые) | Обеспечивают реализацию крупных открытий и изобретений |
Улучшающие (мо- дификационные) | Основаны на использовании средних и мелких открытий и изобретений | |
Рационализирующие (псевдоинновации) | Способствуют незначительному улучшению характеристик и свойств существующих финансовых продуктов и операций | |
По причинам возникновения | Реактивные (адаптивные, индуцированные) | Являются реакцией на изменения условий финансового рынка или осуществляемые конкурентами нововведения, необходимы для обеспечения выживания компании на финансовом рынке |
Стратегические (автономные) | Заранее спланированные, упреждающие финансовые инновации, необходимые для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке | |
По степени действенности | Приростные инновации | Оказывают незначительное воздействие на увеличение прибыли компании, но являются для организации позитивными, поскольку повышают удовлетворенность потребителей |
Существенные инновации | Обеспечивают рост и развитие компании за счет увеличения объемов бизнеса, снижения финансовых затрат, увеличения рыночного сегмента | |
Революционные инновации (инновации-прорыв) | Оказывают значительное влияние на величину выручки и прибыли компании | |
Радикальные | Способствуют созданию новых сфер и направлений финансовой деятельности, освоения новых сегментов фи нансового рынка в результате внедрения принципиально новых идей и открытий | |
Признак Классифи Кации | Классификационная Группа | Характеристика классификационной группы |
По объекту применения | Продуктовые | Направлена на внедрение новых финансовых продуктов |
Процессные | Нацелена на разработку или совершенствование финансовых операций |
Финансовые продукты отличаются большим разнообразием, поэтому могут быть классифицированы по различным признакам.
По объему выпуска финансовый продукт бывает лимитированным и нелимитированным.
Лимитированный финансовый продукт характеризуется четким квотированием объема при выпуске продукта. Лимитируемыми финансовыми продуктами являются акции, облигации и другие продукты.
Нелимитированный финансовый продукт - это продукт, объем выпуска которого не имеет ограничений и квот. Единственным ограничителем объема выпуска этого продукта является спрос на финансовом рынке. Нелимитируемыми финансовыми продуктами являются пластиковые карты, неэмиссионные ценные бумаги, монеты из драгоценных металлов и другие продукты.
По характеру спроса финансовый продукт делится на массовый и единичный.
Массовый финансовый продукт - это унифицированный продукт, не имеющий индивидуальности, специфических характерных черт. Он рассчитан на любого потенциального покупателя. В качестве примера массового финансового продукта можно привести облигации
государственного внутреннего займа, банковский депозитный счет, пенсионный полис и другие.
Единичный финансовый продукт - это индивидуальный продукт со специфическими свойствами, которые выделяют его из массы других финансовых продуктов. Единичный финансовый продукт создается для определенного круга покупателей с учетом их специфических запросов и потребностей. К единичным финансовым продуктам могут относиться монеты из конкретного драгоценного металла, акции конкретного эмитента, облигации конкретного эмитента и другие.
По содержанию финансовый продукт может существовать в форме имущества и имущественного права.
Имущество представляет собой материализованный объект права собственности, т. е. определенную вещь. К этой группе финансовых продуктов относятся монеты, слитки золота, драгоценные камни и другие продукты.
Имущественное право - это право владения, распоряжения и пользования имуществом. К этой группе финансовых активов относятся договор банковского счета, кредитный договор и другие продукты.
В зависимости от базисного актива в составе финансовых продуктов выделяются валютные, индексные, фондовые и процентные.
В зависимости от сферы применения финансовые продукты делятся на биржевые и внебиржевые.
Биржевые финансовые продукты, как правило, являются стандартизированными. Стандартизация биржевого финансового продукта способствует снижению затрат и экономии времени на осуществление сделок.
Внебиржевые финансовые продукты не имеют стандартизированных условий, поэтому могут быть адаптированы с учетом запросов конкретного потребителя.
По структуре финансовые продукты могут быть классифицированы на простые и сложные.
Простые финансовые продукты содержат только один финансовый актив.
Сложные финансовые продукты представляют собой комбинацию нескольких финансовых продуктов, т. е. имеют структуру пакетного продукта. Например, сложный финансовый продукт может включать несколько деривативов или дериватив с базовым активом в форме другого производного финансового инструмента.
Процессная финансовая инновация нацелена на разработку или совершенствование финансовой операции.
Финансовая операция представляет собой определенную последовательность действий, направленную на реализацию конкретной управленческой задачи в области финансового менеджмента.
К финансовым операциям можно отнести операции финансового планирования, финансового контроля, финансового анализа, инвестирования, финансирования, способы размещения ценных бумаг, способы страхования рисков и другие.
Сами по себе финансовые операции являются неосязаемыми, поэтому не могут быть реализованы на финансовом рынке. Для обеспечения коммерческой реализуемости они должны быть материализованы. Формой их материализации являются документы, регламентирующие правила и порядок осуществления финансовых операций. Документ становится финансовым продуктом и способен обращаться на финансовом рынке.
Различные виды финансовых инноваций тесно взаимосвязаны. Например, массовый финансовый продукт может быть лимитированным, а продуктовые финансовые инновации - реактивными. Следует подчеркнуть, что многоаспектность группировок финансовых инноваций предполагает многообразие форм их организации и методов оценки эффективности.
С начала 80-х гг. XX в. в мировой практике наблюдается стремительный рост количества различных финансовых инноваций. Перечень наиболее удачных и наиболее распространенных финансовых новшеств был составлен в 1988 г. американским ученым Дж. Финерти. В академической среде он известен под названием Список Финерти. Этот список включает четыре группы финансовых инноваций: ценные бумаги, финансовые процессы, финансовые инструменты, финансовые стратегии и решения корпораций, и одиннадцать факторов, способствующих разработке и внедрению инноваций. Фрагмент Списка Финнерти (первая часть Списка Финнерти) представлен в приложении 3.