Файл: 1. Сравнительная характеристика трактовок сущности финансов как экономической категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутрихозяйственный финансовый контроль

В условиях рыночной экономики предприятие стремится к максимизации собственной прибыли. Высокий уровень конкуренции на рынке оставляет ему несколько путей достижения поставленных целей. Предприятие может масштабировать бизнес, расширять рынки сбыта, при этом снижать производственные расходы. Руководство предприятия заинтересованно в повышении показателей рентабельности, сохранении своих активов и их преумножении, создании отлаженного механизма управления. Внутрихозяйственный контроль является одним из инструментов управления. К его целям относят:

  1. Соответствие деятельности компании выбранной стратегии.

  2. Обеспечение финансово-экономической устойчивости.

  3. Создание упорядоченности и эффективности текущей экономической деятельности.

  4. Сохранение имущества и его учет.

  5. Соответствие первичной документации хозяйственным операциям.

  6. Достижение эффективности бухгалтерского учета.

  7. Повышение производительности, снижение издержек, улучшение финансовых показателей.

  8. Рациональное использование имеющихся ресурсов и факторов производства.

  9. Соблюдение сотрудниками устава компании, планов, распоряжений.

  10. Выполнение организацией финансовых обязательств перед государством.

Система внутрихозяйственного контроля предназначена для того, чтобы обеспечить снижение рисков, связанных с осуществлением финансовой, экономической и правовой деятельности. Для контроля финансов применяются решения учетной политики. Учетная политика включает в себя совокупность процедур, связанных с регистрацией, обработкой и хранением информации об активах компании. Следование установленным стандартам бухгалтерского учета позволяет систематизировать поступающие данные, анализировать их с целью оптимизации финансовой деятельности предприятия.

Замечание 1

Полнота данных, включенных в учетную политику компании, формирует уверенность в правильности отражения всех хозяйственных и финансовых операций.
62. Содержание и классификация финансовых инноваций.

Виды финансовых инноваций

Финансовые инновации можно подразделить на три большие категории.


• Новые финансовые продукты и услуги

К ним относятся новые виды депозитов, способные совмещать преимущества ликвидности с достоинствами высоких процентных доходов, новые виды кредита (например, субстандартные кредиты заемщиками, которые ранее не попадали в релевантную сферу банков), новые типы ценных бумаг (секьюритизация плохих или странных ссуд, индексируемые на инфляцию, валютные и процентные свопы).

• Новые финансовые процессы

Получили развитие такие финансовые операции, как электронная коммерция, банкоматы, электронные деньги, мобильный и он-лайн банкинг, "умные" кредитные и дебетовые карты.

• Новые финансовые институты

Появились новые виды банков – виртуальные организации без офисов и физического присутствия. Возникла разветвленная сеть небанковского денежно-кредитного посредничества в виде паевых инвестиционных фондов, финансовых конгломератов, микрофинансирования, ссудо-сберегательных ассоциаций, финансовых бутиков, ипотечных домов, хедж-фондов и т.д.

Финансовая инновация наряду с общими имеет специфические особенности. К общим чертам можно от­нести традиционные характеристики инновации:

• наличие новизны, новой потребительской ценности;

• обеспечение конкурентных преимуществ путем создания новых благоприятных условий на финансовом рынке и/или заполнением свободных сегментов рынка;

• наличие экономической обоснованности (практи­ческой применимости];

• функциональная зависимость от времени, т. е. наличие определенного во времени жизненного цикла финансовой инновации;

• наличие коммерческой реализуемости, т. е. соот­ветствие инновации рыночному спросу и запросам по­требителей.

Специфическими характеристиками финансовой инновации являются:

• обязательность реализации инновации на финан­совом рынке;

• создание инновации для управления финансовы­ми потоками;

• инновация может носить лимитированный характер;

• инновация может быть предназначена для еди­ничного, а не массового спроса;

• существенная «клиенто-ориентированность»;

• инновация может носить пакетный характер.

Финансовые инновации принимают различные

формы, поэтому для осознания их многогранности и многомерности необходимо использовать поликласси­фикацию, построенную на использовании различных признаков (см. табл. 5). Поскольку финансовая иннова­ция является разновидностью общей экономической ка­тегории «инновация», ей присущи общие признаки клас­сификации. К ним относятся степень новизны, причины возникновения и степень действенности.



Специфически группируются финансовые иннова­ции по объекту применения. В рамках данной классифи­кации финансовая инновация может быть представлена продуктовой и процессной.

Продуктовая финансовая инновация направлена на внедрение нового финансового продукта.

Финансовый продукт - это материализованная часть оформленной финансовой услуги, удовлетворяю­щая определенные потребности и предназначенная для реализации на финансовом рынке. Примерами финансо­вых продуктов служат пластиковые карты, ценные бума­ги, монеты из драгоценных металлов и прочее.

Таблица 5 - Комплексная классификация финансовых инноваций

Признак классифи­кации

Классификационная группа

Характеристика классификационной группы

По степени

Новизны

Базисные (ключе­вые)

Обеспечивают реализацию крупных открытий и изобретений

Улучшающие (мо- дификационные)

Основаны на использовании средних и мелких открытий и изобретений

Рационализирую­щие (псевдоиннова­ции)

Способствуют незначительному улуч­шению характеристик и свойств суще­ствующих финансовых продуктов и операций

По причи­нам воз­никнове­ния

Реактивные (адап­тивные, индуциро­ванные)

Являются реакцией на изменения условий финансового рынка или осу­ществляемые конкурентами нововве­дения, необходимы для обеспечения выживания компании на финансовом рынке

Стратегические (ав­тономные)

Заранее спланированные, упреждаю­щие финансовые инновации, необхо­димые для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке

По степени действен­ности

Приростные инно­вации

Оказывают незначительное воздей­ствие на увеличение прибыли компа­нии, но являются для организации позитивными, поскольку повышают удовлетворенность потребителей

Существенные ин­новации

Обеспечивают рост и развитие компа­нии за счет увеличения объемов биз­неса, снижения финансовых затрат, увеличения рыночного сегмента

Революционные инновации (иннова­ции-прорыв)

Оказывают значительное влияние на величину выручки и прибыли компа­нии

Радикальные

Способствуют созданию новых сфер и направлений финансовой деятельно­сти, освоения новых сегментов фи нансового рынка в результате внед­рения принципиально новых идей и открытий

Признак

Классифи­

Кации

Классификационная

Группа

Характеристика классификационной группы

По объекту применения

Продуктовые

Направлена на внедрение новых фи­нансовых продуктов

Процессные

Нацелена на разработку или совер­шенствование финансовых операций


Финансовые продукты отличаются большим раз­нообразием, поэтому могут быть классифицированы по различным признакам.

По объему выпуска финансовый продукт бывает лимитированным и нелимитированным.

Лимитированный финансовый продукт характери­зуется четким квотированием объема при выпуске про­дукта. Лимитируемыми финансовыми продуктами яв­ляются акции, облигации и другие продукты.

Нелимитированный финансовый продукт - это про­дукт, объем выпуска которого не имеет ограничений и квот. Единственным ограничителем объема выпуска этого продукта является спрос на финансовом рынке. Нелимитируемыми финансовыми продуктами являются пластиковые карты, неэмиссионные ценные бумаги, мо­неты из драгоценных металлов и другие продукты.

По характеру спроса финансовый продукт делится на массовый и единичный.

Массовый финансовый продукт - это унифициро­ванный продукт, не имеющий индивидуальности, спе­цифических характерных черт. Он рассчитан на любого потенциального покупателя. В качестве примера массо­вого финансового продукта можно привести облигации

государственного внутреннего займа, банковский депо­зитный счет, пенсионный полис и другие.

Единичный финансовый продукт - это индивиду­альный продукт со специфическими свойствами, кото­рые выделяют его из массы других финансовых продук­тов. Единичный финансовый продукт создается для определенного круга покупателей с учетом их специфи­ческих запросов и потребностей. К единичным финансо­вым продуктам могут относиться монеты из конкретно­го драгоценного металла, акции конкретного эмитента, облигации конкретного эмитента и другие.

По содержанию финансовый продукт может суще­ствовать в форме имущества и имущественного права.

Имущество представляет собой материализован­ный объект права собственности, т. е. определенную вещь. К этой группе финансовых продуктов относятся монеты, слитки золота, драгоценные камни и другие продукты.

Имущественное право - это право владения, распо­ряжения и пользования имуществом. К этой группе фи­нансовых активов относятся договор банковского счета, кредитный договор и другие продукты.

В зависимости от базисного актива в составе фи­нансовых продуктов выделяются валютные, индексные, фондовые и процентные.

В зависимости от сферы применения финансовые продукты делятся на биржевые и внебиржевые.

Биржевые финансовые продукты, как правило, яв­ляются стандартизированными. Стандартизация бирже­вого финансового продукта способствует снижению за­трат и экономии времени на осуществление сделок.


Внебиржевые финансовые продукты не имеют стан­дартизированных условий, поэтому могут быть адапти­рованы с учетом запросов конкретного потребителя.

По структуре финансовые продукты могут быть классифицированы на простые и сложные.

Простые финансовые продукты содержат только один финансовый актив.

Сложные финансовые продукты представляют со­бой комбинацию нескольких финансовых продуктов, т. е. имеют структуру пакетного продукта. Например, слож­ный финансовый продукт может включать несколько деривативов или дериватив с базовым активом в форме другого производного финансового инструмента.

Процессная финансовая инновация нацелена на раз­работку или совершенствование финансовой операции.

Финансовая операция представляет собой опреде­ленную последовательность действий, направленную на реализацию конкретной управленческой задачи в обла­сти финансового менеджмента.

К финансовым операциям можно отнести операции финансового планирования, финансового контроля, фи­нансового анализа, инвестирования, финансирования, способы размещения ценных бумаг, способы страхова­ния рисков и другие.

Сами по себе финансовые операции являются не­осязаемыми, поэтому не могут быть реализованы на фи­нансовом рынке. Для обеспечения коммерческой реали­зуемости они должны быть материализованы. Формой их материализации являются документы, регламенти­рующие правила и порядок осуществления финансовых операций. Документ становится финансовым продуктом и способен обращаться на финансовом рынке.

Различные виды финансовых инноваций тесно вза­имосвязаны. Например, массовый финансовый продукт может быть лимитированным, а продуктовые финансо­вые инновации - реактивными. Следует подчеркнуть, что многоаспектность группировок финансовых инноваций предполагает многообразие форм их организации и методов оценки эффективности.

С начала 80-х гг. XX в. в мировой практике наблюда­ется стремительный рост количества различных финан­совых инноваций. Перечень наиболее удачных и наибо­лее распространенных финансовых новшеств был со­ставлен в 1988 г. американским ученым Дж. Финерти. В академической среде он известен под названием Список Финерти. Этот список включает четыре группы финан­совых инноваций: ценные бумаги, финансовые процессы, финансовые инструменты, финансовые стратегии и ре­шения корпораций, и одиннадцать факторов, способст­вующих разработке и внедрению инноваций. Фрагмент Списка Финнерти (первая часть Списка Финнерти) пред­ставлен в приложении 3.