Файл: 1. Сравнительная характеристика трактовок сущности финансов как экономической категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы документального контроля, которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы, которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы - получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).
59. Внешний государственный финансовый контроль, его организация в Российской Федерации.

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).




60. Внутренний государственный финансовый контроль, его особенности.


Финансовый контроль – это комплекс мероприятий по осуществлению контроля правомерности и целесообразности использования финансовых средств, их мобилизации, распределения и применения.

Контролирующую функцию в первую очередь исполняют органы государственной власти. Контроль в области финансового обращения является одним из средств обеспечения законности экономической деятельности субъектов хозяйствования, индивидов и государства. К задачам финансового контроля относят:

  1. Проверку выполнения обязательств со стороны экономических агентов перед государственными органами власти, а также местного самоуправления.

  2. Проверку целесообразности, правильности применения финансовых средств, находящихся в государственном и частном управлении.

  3. Проверку следованию стандартам процедуры проведения финансовых операций, хранения денег, взаиморасчетов.

  4. Формирование внутренних производственных резервов.

  5. Предупреждение возможностей нарушения финансовой дисциплины.

Осуществление контроля позволяет укрепить дисциплину пополнения бюджета государства, коммерческих предприятий или личных средств, а также расходование финансов. С его помощью устанавливается правопорядок, структурируются принципы проведения хозяйственных операций и расчетов. Финансовый контроль позволяет экономически обосновать проводимые действия в производстве, управлении различными объектами экономики. То есть, он обеспечивает законность и целесообразность действий, осуществляемых в рамках финансовой политики.

Финансовый контроль имеет различные формы проявления. Он может классифицироваться по времени проведения на предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Как правило, финансовый контроль осуществляется силами государственных надзорных органов, так как функционирование финансовой системы страны напрямую влияет на формирование ее бюджета. Хозяйственные предприятия и индивиды осуществляют финансовый контроль, применяя для этого различные методы. Внутрихозяйственных контроль позволяет оптимизировать использование финансового капитала, эффективность его приложения.


61. Негосударственный финансовый контроль, его задачи и виды.


Государственный и негосударственный финансовый контроль, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Эта принципиальная позиция обусловлена близостью и взаимной связью принципов, целей, задач, форм и методов, присущих как государственному, так и негосударственному финансовому контролю.

Негосударственный финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность без участия государственных органов по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на четыре вида: муниципальный финансовый контроль; общественный финансовый контроль; внутрихозяйственный финансовый контроль; аудит.

  • 1. Муниципальный финансовый контроль имеет наибольшее сходство с государственным финансовым контролем. Муниципальный финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых контрольными органами по проверке законности и эффективности действий бюджетополучателей в образовании, распределении, использовании денежных фондов, находящихся в их ведении, выявлению резервов увеличения доходов бюджета и совершенствованию бюджетно-налоговой дисциплины.

  • 2. Общественный финансовый контроль предназначен для осуществления финансового контроля в общественных объединениях для содействия реализации финансовой политики государства. Основные направления - проверка исполнения финансового законодательства, соблюдения финансовой дисциплины при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений, влиянию отдельных граждан и общественных организаций на обеспечению финансовой стабилизации в стране.

  • 3. Заслуживает внимания такой вид негосударственного финансового контроля, как внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится в самой организации ее экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Следующим видом негосударственного финансового контроля является аудит
как независимый вид финансового контроля.

Характерные признаки аудита позволяют рассматривать его как один из видов финансового контроля, являющегося неотъемлемой частью предмета финансово-правового регулирования и элемента системы финансового контроля.

Аудит осуществляется преимущественно в качестве последующего контроля, так как основан на проверке составленной финансовой отчетности экономического субъекта. Однако в ходе проверки могут быть выявлены факты, свидетельствующие как о нарушении порядка ведения бухгалтерского учета в период проверки, так и о вероятности такого нарушения в будущем, что позволяет сделать вывод о возможности предварительного и текущего аудиторского контроля.

При регулировании аудиторского контроля сочетаются частноправовое и публично-правовое начала, что требует установления особого правового режима и регулирования, отличного от регулирования иных видов предпринимательской деятельности, с некоторыми особенностями и ограничениями, направленными па обеспечение публичных интересов. Аудит обусловлен публичным характером и наличием ярко выраженной государственной (публичной) заинтересованности в его существовании.

Сущность государственного контроля за осуществлением аудиторской деятельности, специфический круг субъектов, подлежащих обязательному аудиту, характер взаимоотношений между участниками аудиторского правоотношения при обязательном аудите, наличие института ответственности уклоняющихся от проведения обязательного аудита экономических субъектов и уголовной ответственности аудиторов свидетельствуют о публично-правовом статусе аудиторов.

Определение аудиторской деятельности, аудита закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. .в 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите).

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об аудите аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1).

Под предметом аудита следует понимать непосредственно систему финансового и бухгалтерского учета организации, систему учета доходов и расходов аудируемого лица. Предметом аудита является одна из основных функций управления
, один из видов общественно необходимой деятельности по обеспечению пользователей достоверной информацией бухгалтерской отчетности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчетности, т.е. обеспечивается обратная связь между экономическими субъектами и пользователями.

Объект аудита представляет собой более широкое понятие и может быть определен как общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью выражения мнения независимых аудитора, аудиторской организации по результатам проверки о достоверности ведения организациями бухгалтерского учета и ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Методом аудита является аудиторская проверка. Методика аудита - совокупность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, расчетов, математических моделей, сопоставлений, применяемых для обоснования мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности с помощью аудиторских доказательств.

Сущность аудита заключается не только и подтверждении или неподтверждении достоверности бухгалтерской отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере, в течение следующего за отчетным года. Сформулировать рекомендации - главная задача процесса аудита.
62. Внутрихозяйственный финансовый контроль, цели и методы осуществления.

Финансовый контроль – это комплекс мероприятий по осуществлению контроля правомерности и целесообразности использования финансовых средств, их мобилизации, распределения и применения.

Контролирующую функцию в первую очередь исполняют органы государственной власти. Контроль в области финансового обращения является одним из средств обеспечения законности экономической деятельности субъектов хозяйствования, индивидов и государства. К задачам финансового контроля относят:

  1. Проверку выполнения обязательств со стороны экономических агентов перед государственными органами власти, а также местного самоуправления.

  2. Проверку целесообразности, правильности применения финансовых средств, находящихся в государственном и частном управлении.

  3. Проверку следованию стандартам процедуры проведения финансовых операций, хранения денег, взаиморасчетов.

  4. Формирование внутренних производственных резервов.

  5. Предупреждение возможностей нарушения финансовой дисциплины.