Файл: 1 раздел Нормативноправовое регулирование бухгалтерского учета в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начисленные налоги и сборы (федеральные, региональные и местные) на основе налоговых деклараций отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов и сборов: включаемые в себестоимость продукции (товаров) – дебет счетов 20, 26, кредит счета 68; расходы, относимые на продажу, – дебет счетов 90-3, 90-4, 90-5, 91-2, кредит счета 68; платежи, оплачиваемые за счет финансовых результатов, – дебет счета 91-2, 99, кредит счета 68.По дебету счета 68 указываются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
При этом различают следующие налоги, сборы, пошлины:- относимые на счета продажи (90,91) - НДС и акцизы;- включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) - транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;
При учете НДС по операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества делаются следующие записи:
Дебет 90 Кредит 68 - на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
Дебет 91 Кредит 68 - на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.
23.Учет собственного капитала.
Собственный капитал (далее — СК) в российской экономико-правовой традиции принято определять как совокупность следующих основных компонентов:-уставного капитала (а также его аналогов: складочного, представленного вкладами товарищей, паевыми фондами и т. д.);-добавочного капитала;-резервного капитала;-сумм, соответствующих затраченным на выкуп акций;-нераспределенной прибыли.
Есть и иные трактовки понятия собственного капитала. Но с точки зрения бухучета приведенную нами концепцию можно охарактеризовать как наиболее целостную и приспособленную к практике. Тем более что формальное право ее придерживаться дано нам законодателем. В структуре СК учитываются уставный, добавочный, резервный капиталы, нераспределенная прибыль, а также прочие резервы, к которым, в принципе, можно отнести суммы, соответствующие перечисленным за акции.
Рассмотреть особенности бухгалтерского учета собственного капитала организации мы можем, таким образом, последовательно изучив нюансы бухучета его отдельных компонентов.Начнем с уставного капитала.Учет уставного капитала в составе собственного
Рассматриваемый компонент СК — один из главных источников формирования имущественных активов компании.
Уставный капитал и аналогичные ему хозяйственные категории выполняют 3 основные функции:-инвестиционную (соответствующий объем денежных средств направляется на приобретение различных внеоборотных активов, основных фондов и т. д.);-резервную (уставный капитал — один из основных обеспечительных ресурсов фирмы в кредитных и договорных правоотношениях);-коммуникативно-партнерскую (посредством распределения долей в уставном капитале устанавливается контроль над бизнесом отдельных субъектов).Бухгалтерский учет уставного капитала ведется с использованием синтетического счета 80, который включен в план счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
24. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: состав годовой и промежуточной отчетности, порядок представления и утверждения
Бухгалтерская (финансовая) отчетность –информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда установлена обязанность ее представления. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании, квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством российской Федерации.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации
считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
25.Консолидированная финансовая отчетность и порядок ее представления
Под консолидированной финансовой отчетностью подразумевается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единого хозяйствующего субъекта в соответствии с МСФО организации, других организаций, иностранных организаций.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в консолидированную бухгалтерскую отчетность в случаях:
1) если головная организация обладает более 50 % голосующих акций АО или более 50 % уставного капитала ООО;2) если головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором;3) при наличии у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.
Консолидированная отчетность составляется суммированием одноименных статей отчетности компаний, входящих в материнскую компанию.
В процессе составления сводной отчетности целесообразно выделить следующие два этапа:-первичную консолидацию, т. е. составление сводной отчетности на дату объединения компаний;-составление ежегодной сводной отчетности в последующие периоды деятельности объединившихся компаний.Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации.
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
26. Учетная политика экономического субъекта для цели бухгалтерского финансового учета.
Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых экономическим субъектом, для осуществления первичного наблюдения стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем путем издания приказа. При этом утверждаются:рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни и формирования отчетной информации;
формы первичных учетных документов, применяемых для организации бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;методы оценки активов и обязательств;правила документооборота и технология обработки учетной информациипорядок контроля за хозяйственными операциями;другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;разработки экономическим субъектом новых способов ведения бухгалтерского учета, являющихся более рациональными или менее трудоемкими без снижения степени достоверности информации:существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности и т.п.
27.Система «Директ-костинг»: сущность и организация учета
Система «директ-костинг» представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные и переменные, включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Важнейшей особенностью системы «директ-костинг» является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. При использовании «директ-костинга» размер прибыли определяется уровнем переменных производственных затрат, ценами продажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных издержек производства. Общая схема системы директ-костинг На первом этапе устанавливается связь объема продаж с переменными расходами, отражается рентабельность продаж отдельных видов товаров На втором этапе обобщенные постоянные расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию. Чем больше объем реализации, тем большую прибыль получит предприятие. Оценивают готовую продукцию и незавершенное производство только по переменным затратам. Такая система оценки побуждает предприятие изыскивать возможности увеличения объемов реализации. При системе «директ-костинг» схема построения отчета о доходах многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, два финансовых показателя: Маржинальный доход и прибыль.
28.Нормативный учет и «Стандарт-кост»: сущность и организация учета
Стандарт-кост — это система оперативного управления ходом процесса производства и уровнем производственных затрат, основанная на постоянном контроле значения отклонений фактических показателей от нормативных, анализа причин возникновения этих отклонений и тенденций их изменения во времени, использовании управленческих воздействий для минимизации отклонений или осуществлении корректировки норм В бухгалтерском учете выпуск готовой продукции отражается по дебету счета 43 “Готовая продукция“. Если организацией принят учет выпуска продукции традиционным методом (по фактической себестоимости), то дебет счета 43 корреспондирует с кредитом счетов 20 “Основное производство“, 23 “Вспомогательные производства“ либо 29 “Обслуживающие производства и хозяйства“ по фактической себестоимости произведенной продукции. В этом случае со счетов учета затрат списывается вся сумма затрат, накопленная за период (с учетом остатков на начало месяца), за исключением остатка незавершенного производства на конец месяца, расходов на брак и возвратные отходы (которые приходуются в оценке возможного использования). Движение готовой продукции за период и ее остаток на конец периода отражаются на счете 43 в оценке по фактической себестоимости. Помимо оперативности получения данных о величине себестоимости использование нормативного метода преследует цель оптимизации издержек путем их приближения к нормативным значениям /1/. Среди причин отклонения фактических затрат от норм могут быть: устаревание или некачественная подготовка самих норм; замена материалов их аналогами, требующими нестандартной предпроцессной подготовки, иных условий обработки и т.п.; оплата работ, не предусмотренных технологическим процессом и др.