Файл: Методические указания по изучению разделов и тем курса Исполнительные механизмы систем управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54

в роторе возможно только при неравенстве угловых скоростей ротора и магнитного поля статора , то условие является обязательным для

создания электромагнитного момента в любом режиме работы асинхрон­ной машины. В качестве характеристики этого неравенства вводится поня­тие скольжения

(4.3)

Работу асинхронной машины рассмотрим на примере машины с ко-роткозамкнутым ротором (рис. 4.2).



Пусть магнитное поле статора и ротор вращаются в одну сторону и . Направление ЭДС , наводимой в роторе, определяется по мне-

моническому правилу правой руки. Токи ротора во взаимодействии с по­лем статора создают электромагнитные силы направление которых определяется по мнемоническому правилу левой руки.

Электромагнитный момент создаваемый этими силами, направ-

лен в сторону вращения ротора и разгоняет его в сторону поля, электриче­ская энергия сети преобразуется в механическую энергию на валу ротора, т.е. машина работает в режиме двигателя. Электромагнитный момент, раз­виваемый двигателем при неподвижном роторе, является пусковым момен­39

том. Угловая скорость, до которой разгоняется ротор, тем больше, чем меньше момент нагрузки на валу двигателя. При отсутствии нагрузки угло­вая скорость стремится к , но в реальных машинах никогда не дости­гает ее, т.к. при проводники ротора не пересекают поле и
, а момент сопротивления нулю не равен - его создают силы трения в двигате­ле. Следовательно, теоретический диапазон работы асинхронной машины в режиме двигателя Режим двигателя является на прак­тике основным режимом работы асинхронной машины.

Если магнитное поле статора и ротор вращаются в одну сторону и за счет подведения внешней механической энергии , то машина пере-

ходит в режим генератора; теоретический диапазон режима генератора



Если ротор вращается в сторону, противоположную магнитному по­лю статора, то электромагнитный момент направлен против направле­ния вращения ротора и машина работает в режиме торможения противовк-лючением; теоретический диапазон работы в режиме торможения проти-вовключением

Линейный асинхронный двигатель в простейшем случае можно полу­чить, если вращающийся двигатель разрезать по диаметру и развернуть на плоскости. При этом магнитное поле получается не вращающимся, а бегу­щим, и электрическая энергия преобразуется в механическую поступатель­ного движения.

Электромагнитный момент. Электромагнитный момент, возни­кающий в результате взаимодействия вращающегося магнитного поля ста­тора с токами, наведенными этим полем в роторе, может быть определен из выражения

(4.4)

где - конструктивный коэффициент, зависящий от числа фаз, числа по­люсов и числа витков в фазе обмотки статора.

Как видно из (4.4), электромагнитный момент прямо пропорционатен основному магнитному потоку и активной составляющей тока ротора

При этом основной поток определяется напряжением питания и не зависит от нагрузки, а ток ротора и его фаза относительно ЭДС за­висят от скольжения и соответственно от нагрузки:

40

двух функциональных узлов: импульсного усилителя мощности УМ и рас­пределителя импульсов РИ, управляющего работой УМ. Число каналов е усилителе мощности равно числу обмоток управления ШД (в рассматри­ваемом случае УМ1-УМ4).

Коммутатор шагового двигателя. Коммутатор служит для преобра­зования одноканальной последовательности командных импульсов многофазную систему напряжений (потенциальных сигналов) и усиления этих напряжений перед их подачей на обмотки управления ШД.

Первую часть этой задачи решает распределитель импульсов РИ. Распре­делители импульсов бывают:




53


  • нереверсивные, обеспечивающие одно направление вращения;

  • реверсивные, обеспечивающие оба направления вращения.

Принцип работы такого ЛШД не отличается от принципа работы ин­дукторного ШД вращательного типа. В зависимости от напичия и знака им­пульса в обмотках управления максимум магнитного поля перемещается от полюса к полюсу ротора, например, по схеме . Синхронизирую-

щая сила перемещает ротор в такое положение, чтобы против зубцов дан­ного полюса ротора находились зубцы статора, т.е. на 1/4 зубцового деления.

В общем случае линейный механический шаг

(5.5)

В многокоординатном ЛШД осуществлено механическое объедине­ние электромагнитных систем, обеспечивающих перемещение по несколь­ким координатам. При этом рассмотренные выше однокоординатные ЛШД являются электромагнитными модулями, обеспечивающими перемещение по каждой из координат.

В линейных ЛШД применяют магнитно-воздушную подвеску. Ротор
притягивается к статору силами магнитного притяжения полюсов ротора. Через специальные форсунки под ротор нагнетается сжатый воздух, между ротором и статором возникает воздушная подушка, и ротор подвешивается над статором с минимальным воздушным зазором. При этом обеспечивает­ся близкое к нулю сопротивление движению ротора и высокая точность по­зиционирования.

На базе ШД и ЛШД могут быть созданы многокоординатные испол­нительные механизмы, осуществляющие сложные перемещения в декарто­вой, цилиндрической и сферической системах координат.

5.3 Система разомкнутого дискретного привода с шаговым двигателем

Разомкнутые дискретные приводы с шаговыми двигателями в на­стоящее время получили весьма широкое распространение благодаря двум свойствам: простоте конструкции и возможности фиксации конечных ко­ординат перемещений без датчиков обратной связи, т.е. работе в режиме слежения. На рисунке 5.5 показана функциональная схема разомкнутого дискретного привода с четырехфазным ШД.

Управляющим устройством является преобразователь сигналов П, который преобразует заданную команду поступающую от задающего

устройства в цифровом или. в отдельных случаях, в аналоговом виде, в од-ноканальную последовательность импульсов, соответствующую целям и требованиям процесса регулирования. Полупроводниковый коммутатор К является силовым преобразователем дискретного привода и состоит из

52

(4.5)

(4.6)

В этих выражениях и - активное и индуктивное сопротивления фазы ротора.

Формула момента (4.4) получена для режима двигателя, но она спра­ведлива и для других режимов с учетом знака и диапазона значений сколь­жения 5.

Механические характеристики.
Уравнением естественной механи­ческой характеристики асинхронного двигателя является выражение (4.4) с заменой скольжения на угловую скорость по (4.3) при Гра-

фик характеристики изображен на рисунке 4.3.



Такой вид характеристики легко поясняется с помощью формул (4.4)-(4.6). При увеличении скольжения ток ротора I2 непрерывно растет, но ста­новится все более индуктивным - уменьшается cos ф2, т.к. увеличивается частота токов в роторе и, соответственно, его индуктивное сопротивление. В результате активная составляющая тока ротора и. соответственно, электро­магнитный момент вначале растут, а затем начинают убывать.

41

Скольжение, при котором момент достигает максимального значения Мшах, называется критическим и обозначается. ; на основании (4.3) соот­ветствующая критическая скорость . Для определения

необходимо, воспользовавшись выражением (4.4), взять производную и приравнять ее к нулю. Решение получающегося уравнения име­ет вид

В большинстве асинхронных двигателей необходимо обеспечить вы­сокий КПД. Поэтому активное сопротивление обмоток, в частности , оп­ределяющее уровень электрических потерь в роторе, стремятся получить малым. При этом критическое скольжение лежит в диапазоне 0,1...0,25.

Максимальный момент пропорционален квадрату напряжения пита­ния, не зависит от активного сопротивления роторной цепи R2и наступает при скольжении тем большем, чем больше активное сопротивление ротор­ной цепи (рис. 4.3, штрих-пунктирная линия).

Пусковой момент двигателя Мн определяется выражением (4.4) при S= 1. Значение Мнпропорционально квадрату напряжения питания и возрастает при увеличении R2(см. рис. 4.3), достигая максимума при