Файл: Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г.Петровского
Институт педагогики и психологии

Факультет физической культуры
Кафедра теории методики физической культуры и спорта
Курсовая работа

Развитие координационных способностей

у детей младшего возраста, занимающихся спортивной акробатикой в группах начальной подготовки
Направление подготовки

44.03.05. Педагогическое образование»

Направление программы (профиль):

«Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности»


Выполнила:

студентка 3 курса, 1 группы

очной формы обучения

Верхорубова А.С.

Научный руководитель:

ст. преподаватель,

Шкуричева Е. В.

-------------------(подпись)
Брянск- 2019


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии. Спортивная акробатика является одним из популярных и зрелищных видов спорта, в котором характерными чертами современной акробатики является значительное омоложение и неуклонный рост спортивного мастерства. С одной стороны, - этот вид спорта относится (по классификации) к сложно- координированным видам спорта; а с другой стороны, - именно специфическая сложная координированная деятельность в этом виде спорта и привлекает внимание детей и подростков.

Однако, наряду с развитием динамики роста спортивных достижений в этом виде спорта выделяются проблемы, тормозящие рост спортивных результатов.

Следует отметить, что одной из существенных проблем, на наш взгляд, является проблема поиска новых методов, технологий, приемов для достижения более высоких результатов на соревнованиях.

К спортсменам-акробатам в настоящее время предъявляются достаточно серьезные специфические требования, которые отражаются в целенаправленной многолетней подготовке. В этой связи от спортсменов требуется высокий уровень развития точности, быстроты, устойчивости, а также разносторонней координации движений во времени и в пространстве [1].


Тренировочный процесс на начальном этапе у юных акробатов является важной составляющей всего многолетнего этапа подготовки спортсменов в данном виде спорта. В данном виде спорта именно развитие координационных способностей является одним из важных факторов успешного выступления юных акробатов на соревнованиях.

Наряду с большим количеством работ, посвященных данной проблеме отсутствуют работы, в которых обосновывается целесообразность построения тренировочного процесса с учетом направленности тренировочного процесса на развитие координационных способностей у юных акробатов на этапе начальной подготовки. Поэтому, данная проблема является актуальной и востребованной на современном этапе.

Актуальность темы исследования заключается в следующем: в связи с повышением требований к спортивной подготовке акробатов возрастает значимость развития координационных способностей, от которых зависит успешность соревновательной подготовки у акробатов на начальном этапе спортивной подготовки.

Цель исследования: выявить и оценить эффективность применяемых средств и методов для развития координационных способностей у юных акробатов 7-8 лет.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.

Предметом исследования является применение специальных средств и методов, способствующих развитию координационных способностей, у юных акробатов.

Гипотеза исследования: предполагается, что в процессе спортивной подготовки юных акробатов (7-8 лет) на этапе начальной подготовки использование прыжков на батуте в тренировочном процессе, сможет качественно повысить эффективность развития координационных способностей у акробатов.

Задачи исследования:

1.Определить содержательные характеристики спортивной акробатики как вида спорта, способствующего развитию координационных способностей.

2. Рассмотреть сущность понятия и виды «координационных способностей».

3. Провести исследование координационных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивной акробатикой в группах начальной подготовки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АКРОБАТИКОЙ В ГРУППАХ



НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.1. Характеристика спортивной акробатики как вида спорта, развивающего координационные способности
Спортивная акробатика в настоящее время является одним из популярных и зрелищных видов спорта. Зрелищность выступлений акробатов обеспечивается сложной координационной подготовкой спортсменов.

В этой связи, представим характеристику данного вида спорта и историю его развития.

Спортивная акробатика - вид спорта, в котором представлены соревнования в выполнении акробатических упражнений с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры [ 21] .

Несмотря на то, что спортивная акробатика является относительно молодым видом спорта по сравнению с другими видами гимнастики, этот вид спорта является актуальным до сегодняшнего времени и быстро завоевывает популярность среди детей, подростков и молодежи.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что акробатику можно отнести к сложно-координированным видам спорта, к которому предъявляются сложные требования (Ю.В.Менхин, А.В.Менхин (2002), Л.М.Захарова (2017)) .

Можно согласиться с учеными, что акробатика требует высокого уровня проявления физических качеств, а также требует проявления таких волевых качеств, как смелость, упорство в достижении цели, настойчивость [21, С.187] . Ученые, авторы, раскрывая характеристику данного вида спорта подчеркивают, что акробатические упражнения стимулируют как развитие физических качеств, так и способностей занимающихся [ 21] .

Несмотря на то, что акробатика является относительно молодым видом спорта, отечественные ученые давно проводят научные исследования в этой области.

Так, Болобан В.В. описывает теорию и практику спортивной тренировки в акробатике [6]; Глинская Ю.В. описывает средства и методы, способствующие развитию физических качеств у детей, занимающихся акробатикой [11]; Горячева Н.Л., Анцыперов В.В., Березина А.А. и др. исследуют артистизм, как одно из качеств в спортивной акробатике [12]; Попов Ю.А. в своей работе раскрывает методы обучения базовым акробатическим прыжкам [23]; а в другой работе с соавтором Лубышевой С.В., он описывает круглогодичную подготовку женских акробатических групп высокой квалификации [24].

Опираясь на мнение ученых и специалистов в этой области, можно заключить, что одной из причин популярности спортивной акробатики является, - с одной стороны то, что данный вид является сложно-координированным; а с другой стороны, - является привлекательным для занимающихся благодаря включению в соревновательные композиции элементов хореографии и танцев, а также эмоциональной составляющей, каковым является артистизм [6, 11, 12, 16, 17, 23, 24, 25].


Важно отметить, что ученые считают, что одним из условий привлекательности данного вида и условий успешного выступления спортсменов-акробатов сложная координация движений в акробатике [12].

Можно согласиться с мнением Глинской Ю.В., которая также утверждает, что особенностью мастерства в спортивной акробатике является овладение сложной и тонкой координацией движений, умение передавать в композиции не только общий характер движения, но и его детали [11].

В.Н. Курысь полагает, что в спортивной акробатике физическая подготовка спортсменов направлена на гармоническое развитие всех физических качеств, несмотря на то, что все же приоритет в ней отдается гибкости и координации движений [17].

Обобщая мнение ученых, можно заключить, что в характеристике данного вида спорта не последнюю роль играют координационные способности, которые влияют на успешность овладения этим видом спорта.

Спортивная акробатика появилась, вернее упражнения из этого вида, появились еще в глубокой древности. Слово «акробат» происходит от греческого – «акробатэс» - что означает «хожу на цыпочках», «лезу вверх». Считается, что этот вид физических упражнений появился еще в 2300 году до н.э. на территории Древнего Египта. Также, акробатика была распространена и в Древней Греции, Древнем Риме и в Индии [25]. Акробатика позволяла развивать хорошую физическую форму и демонстрировать безграничные физические возможности.

В научной статье А.А. Калыгиной [13] подчеркивается, что в Древней Руси такие физические упражнения из акробатики тоже пользовались популярностью у широких масс населения и составляли обязательную часть увеселительных зрелищ. И первое выступление акробатов, по утверждению А.А. Калыгиной состоялось в 1901 году, а появление кружков по акробатике – в начале ХХ века. В дальнейшем большую роль на развитие данного вида спорта оказали Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года, но лишь в 1938 году появились правила проведения соревнований по спортивной акробатике. А в 1939 году в г.Москве впервые прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые и стали первыми в мире. Важно отметить, что именно соревнования позволяют развиваться данному виду спорта благодаря своей зрелищности и сложной координации движений [13].

Однако, в настоящее время этот вид спорта не является олимпийским. Но, были времена, когда спортивная акробатика была и олимпийским видом спорта и смогла удержаться некоторое время на олимпе. Cледует отметить, что, спортивная акробатика как Олимпийский вид спорта появилась в 1932 году на 10-х Олимпийских Играх, когда мужские акробатические прыжки (тамблинг) вошли в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид спорта Одним из первых обладателей олимпийского золота был американец Ролан Вальф [17].


В 1974 году впервые в Москве был проведен чемпионат мира по спортивной акробатике. Чемпионами мира по этому виду спорта стали Надежда Маслобойщикова и Юрий Зикунов (прыжки на дорожке); женские групповые тройки: тамара Дубровина, Людмила Гуляева и ьатьяна Саблина, мужские групповые упражнения – Юрий Золотов, Владимир Слепокуров и др.

Федерация спортивной акробатики создана в 1993 году, объединяет спортивные организации 33 субъектов Российской Федерации. Президентом является – заслуженный тренер России, четырехкратный чемпион мира, обладатель Кубка мира Ю.А.Золотов [17]. В этой связи, на международном уровне интерес к спортивной акробатике неуклонно повышается.

В настоящее время выделяются относительно самостоятельные виды акробатики: цирковая - акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды развиваются в цирке и в настоящее время. Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России) [6].

Современная акробатика – это вид спорта, дающий полноценную нагрузку на все группы мышц и позволяющий выступать как самостоятельно, так и в группах (тройки, пары, четверки и т.д.). Безусловно, польза от спортивной акробатики не только в развитии физических качеств, но и в укреплении и сохранении здоровья детей, повышении двигательной активности, а также улучшении настроения. Упражнения позволяют детям в спортивной акробатике сформировать правильную осанку, что является важным для развития ребенка.

На наш взгляд, спортивная акробатика дает возможность детям различного возраста развивать гибкость, координацию, силу, а также позволяет получать положительные эмоции от выполнения различных акробатических элементов.

Акробатика – это вид спорта, который воздействует на все группы мышц. Кроме того, при занятиях акробатикой у ребенка активно развивается вестибулярный аппарат, следовательно, значительно улучшается координация движений, благодаря чему ребенок становится более ловким и в повседневной жизни [11].  Спортивные тренировки формируют и приучают ребенка к здоровому образу жизни; развивают дисциплинированность и организованность, способствуют всестороннему развитию детей; развитию внимания и двигательной памяти, а также способствуют достижению спортивных успехов.