Файл: Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследование проводилось в спортивном зале ДЮСШ «Десна» г.Брянска. Были выделены 2 группы – контрольная и экспериментальная, в которых занимались равное количество детей (по 10 человек). Направленность занятий юных акробатов состояла в развитии координационных способностей у детей 7-8 лет. Обе группы занимались по одинаковой программе спортивной подготовки, но в экспериментальной группе использовались упражнения на батутах и программа фитнеса на батутах «Проджампинг».

Рост достигался за счет систематических занятий спортивной акробатикой, заинтересованности детей. Тестирование позволяет судить о правильной организации тренировочного процесса в группах начальной подготовки. Продолжительность одного занятия в группе начальной подготовки не превышало двух академических часов. Занятия проводились 3 раза в неделю.

В начале исследования две группы находились на этапе начальной подготовки второго года обучения.

Первое тестирование по развитию КС было проведено в сентябре 2018 года c целью выявления исходного уровня координационных способностей у акробатов.

Для данного исследования использовались следующие упражнения:

- «ласточка»;

Исходное положение (ИП) - основная стойка (руки в стороны), далее спортсмен медленно наклоняясь вперед, сгибая одну ногу в тазобедренном суставе и одновременно вытягивая вторую ногу назад так, чтобы она образовала горизонтальную прямую линию с туловищем, при этом руки остаются разведенными в стороны. Спортсмен должен находиться в таком положении не менее 3 с.

- «цапля»;

ИП – стойка на правой (левой) ноге, колено левой (правой) развернуто в сторону, стопа прижата к колену опорной ноги. Руки вперед, ладонями к низу. При команде испытуемый должен закрыть глаза и сохранять неподвижное положение 5 с.

- «березка»;

ИП - лежа на спине и с прямыми ногами, с руками направленными вдоль тела, ладонями повернутыми вниз. По команде спортсмен должен напрячь мышцы живота, вдохнуть, поднять ноги под прямым углом относительно тела, остаться на несколько секунд в этом положении, после чего поднять нижнюю часть спины и таз вверх, ладони в это время надо прижать к полу. После этого следует обхватить руками нижний край ребер, поддерживая свое тело так
, чтобы на полу оставался только затылок, шея, плечи до локтей, плечевые суставы. В таком положении задержаться на 10с, а тогда плавно перейти в исходное положение, не отрывая головы от пола. Ноги во время выполнения упражнения должны быть прямыми, а пальцы ног должны тянуться вверх, дышать нужно ровно, спокойно.

- «стойка на голове»;

ИП – упор присев. По команде спортсмен толчком ног или силой ставит голову на верхнюю часть лба, приходя в стойку на голове и руках в группировке, удерживая пятки вместе у ягодиц, колени подтягивая к груди. Голова ставится впереди рук на такое расстояние, чтобы образовался равносторонний треугольник. Тяжесть тела равномерно распределяется на все точки опоры. Руки ставятся на ширину плеч, локти согнутых рук обращены назад, пальцы развернуты вперед-наружу. В таком положении спортсмен должен находится 3 с.

- «ходьба по бревну»;

ИП – основная стойка, руки в стороны. По команде спортсмен начинает шагать по бревну, руки в стороны. Спортсмен, в ходе выполнения упражнения» не должен терять равновесие или падать.

- «кувырок вперед».

ИП – упор присев. По команде спортсмен наклоняет голову к груди, принимает положение группировки, выполняет перекат вперед, силой разгибая руки, принимает положение упор присев, встает. Спортсмен должен технически правильно выполнить упражнение.

Критериями оценивания качества выполнения упражнений являлись:

- правильность исполнения;

- техника исполнения.

Для проведения нашего исследования юные акробаты были разделены на две группы по 10 человек каждая.

В группе «А» (контрольная группа) занятия проводились в соответствии с общепринятой методикой для детско-юношеских спортивных школ.

В группе «Б» (экспериментальная группа) занятия проводились по специальной методике, направленной на развитие КС (упражнения с применением батута и упражнения на батутах с программой фитнеса для детей – «Проджампинг»). (конспекты в приложении 1-2).

В нашей методике использовалась специальная программа по фитнесу для детей данного возраста - «Проджампинг». Программа аэробики для детей - это упражнения под музыку на специальных батутах для каждого человека.

Данная фитнес-программа включала следующие упражнения:

  • Прыжки на батутах – «ноги врозь –ноги вместе».

  • Прыжки «Джек» руки на поясен медленно и быстро.

  • «Ножницы» руки на поясе.

  • «Ножницы» на каждый счет.

  • «Бег на месте с высоким подниманием бедра».

  • «Пятка с приставлением ноги».


Для определения уровня координационных способностей мы применяли тесты, включенные в программу для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Тесты на развитие КС оценивались по 5-ти бальной системе.

Критерии оценивания координационных способностей

- 5 баллов – при технически правильном, безошибочном выполнении упражнения;

- 4 балла – при выполнении упражнения с незначительными помарками, неточностями;

- 3 балла – при выполнении упражнения с грубыми ошибками;

- 2 балла – при выполнении упражнения было допущено падение.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе выявления координационных способностей у детей, занимающихся 2 года спортивной акробатикой на этапе начальной подготовки, мы определили исходный уровень КС в контрольной группе (А) и в экспериментальной группе (Б).

В сентябре 2018 года были проведены пробные тесты для каждой из групп по шести видам указанных упражнений. Итоговые результаты тестирования для группы «А» приведены в таблице 1; результаты исходного уровня тестирования координационных способностей для детей группы «Б» отражены в таблице 2.

Таблица 1

Результаты уровня тестирования КС группы «А» в начале тренировочного года, (сентябрь 2018 г.) до эксперимента


Ф.И.О

Лас-точка

Цапля

Берез-ка

Стойка

на голове

Ходьба

по бревну

Кувырок вперед

Сумма

баллов

Алешина А.Б.

3

3

4

3

4

4

21

Бабий В.Ю.

4

4

5

4

4

3

24

Хохлова Д.Е.

5

4

3

3

3

4

22

Пяткина А.Г.

4

4

4

4

4

4

24

Бурцева Б.Д.

3

3

4

5

4

4

23

Алымова Е.А

4

4

4

4

3

4

23

Иванова Т.С.

5

4

3

3

3

4

22

Кузина М.В.

4

4

4

4

4

3

23

Поленова О.В.

5

3

3

4

4

3

22

Суслова А.М

4

5

4

3

3

4

23

Среднее значение - х

4,1

3,8

3,8

3,7

3,6

3,7

22,7



Обобщая полученные данные, по результатам тестирования можно сделать вывод о том, что в целом КС детей на начало года составил 22,7 из возможных 30.

Таким образом, наиболее высокие результаты контрольная группа показала в упражнении «ласточка» (среднее значение - 4,1). Наиболее низкий результат группа показала в упражнении «ходьба по бревну» (средний балл- 3,6). Среднее значение по сумме всех упражнений составляет - 3,78.

Таблица 2

Результаты уровня тестирования КС группы ««Б» в начале тренировочного года, (сентябрь 2018 г.) до эксперимента


Ф.И.О

Лас-точка

Цапля

Берез-ка

Стойка

на голове

Ходьба

по бревну

Кувы-рок вперед

Сумма

баллов

Шац Т.С.

4

3

4

3

5

4

23

Шилина М.В.

4

3

4

4

5

3

23

Беда О.В.

5

4

3

4

4

4

24

Грекова А.А.

4

3

4

4

4

4

23

Карпенко М.М.

3

3

4

3

4

5

22

Кощеева Н.С.

4

4

4

4

4

4

24

Немыкина В.С.

4

4

3

3

4

4

22

Фролова З.И.

4

4

3

4

4

4

23

Притула О.В.

5

4

3

4

3

3

22

Копошева М.А.

3

5

4

4

3

4

23

Среднее значение - х

4,0

3,7

3,6

3,7

4,0

3,9

22,9



Анализируя результаты тестирования, можно сделать вывод о том, что в целом КС детей на начало года в экспериментальной группе составил 22,9 из возможных 30. Отметим, что наиболее высокие результаты экспериментальная группа показала в упражнениях ласточка (средний балл - 4,0) и «ходьба по бревну» (средний балл – 4,0). Наиболее низкий результат группа показала в упражнении «березка» (средний балл- 3,6). Средний балл по сумме всех упражнений составил 3,82 балла.

Тестирование КС показало, что обе группы являются примерно равными по развитию КС. Разница по среднему баллу составила чуть более 1%.

Для проведения нашего педагогического эксперимента для группы «А» (контрольной группы) была применена следующая программа тренировочного занятия:

- музыкальная разминка (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения) – 10 минут;

- обучение новым двигательным и техническим навыкам, повторение ранее изученных элементов – 25 минут;

- общая физическая подготовка (канат, подтягивание, поднимание ног, прыжки из глубокого приседа, поднимание плеч, прыжки на скакалке, прыжки через лавку) – 15 минут;

- растяжка (шпагаты, растяжка голеностопа, коленного сустава, различные виды наклонов) – 10 минут;

- подвижные игры – 30 минут.

Общая продолжительность тренировочного занятия 90 минут.

Для детей группы «Б» (экспериментальной группы) была применена экспериментальная программа тренировочного занятия, которая включала в себя:

- музыкальная разминка (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения) – 10 минут;

- занятия на батуте (различные прыжки, сальтовые элементы) – 10 минут;

- обучение новым двигательным и техническим навыкам, повторение ранее изученных элементов – 30 минут;

- общая физическая подготовка (канат, подтягивание, поднимание ног, прыжки из глубокого приседа, поднимание плеч, прыжки на скакалке, прыжки через лавку) – 15 минут;

- занятия на батуте (различные прыжки, сальтовые элементы) – 10 минут;

- растяжка (шпагаты, растяжка голеностопа, коленного сустава, различные виды наклонов) – 10 минут

- подвижные игры – 5 минут.

Общая продолжительность тренировочного занятия 90 минут.

После проведения данного исследования, в марте 2019 года было проведено заключительное тестирование для каждой из групп по шести указанным упражнениям. Результаты тестирования КС для группы «А» приведены в таблице 3, для группы «Б» отражены в таблице 3.