Файл: Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.rtf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует подчеркнуть, что знание анатомо-физиологических особенностей младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации педагогической работы тренера. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике спортивной тренировки и, как следствие, к физической перегрузке и утомлению детей, нанесению ущерба их здоровью.
Организация правильного тренировочного процесса в целях обеспечения общей физической подготовки при акцентированном внимании на развитие координационных способностей оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития кинезиологического потенциала человека в этот период жизни [2, с.19] .
В младшем школьном возрасте ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.
С физиологической точки зрения в данном возрасте заканчивается формирование шейных и грудных изгибов позвоночника. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. [18, с.25].
Однако, функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию).
Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [10, с. 112].
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека [10, с. 88].
Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 5-6 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст.. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [11, с. 24-32].
Регуляторные механизмы сердечно-сосудистых и дыхательных систем еще несовершенны. Частота пульса высокая и в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащенное и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.
Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма [28, с. 41].
Мышечная система в младшем школьном возрасте развита слабо, особенно мышцы спины, и они не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. У детей данного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале развиваются крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки – мелкие мышцы [30].
В этой связи, мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка детей представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
У детей 7-11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо. Способность к расслаблению мышц развита незначительно. В этом возрасте ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений [31, с. 41].
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Дети этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия [4, с. 162].
Все вышесказанное имеет прямое отношение к разучиванию элементов в спортивной акробатике. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие дошкольники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный материал.
Большое значение для развития функции мышления имеют подвижные игры для детей данного возраста, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.
Важно отметить, что воспитательное значение подвижных игр для детей 7-8 лет велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества [27, с. 31]
В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчиивостью скоростных параметров и ритмичности.
Можно выделить задачи развития координационных способностей в данном возрасте:
- по разносторонней физической подготовке;
- специально направленному развитию [23, с. 31].
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно считать, что наиболее благоприятный возраст для развития координационных способностей в процессе занятий спортивной акробатикой является младший школьный возраст.
1.4. Особенности начальной подготовки для развития координационных способностей у детей, занимающихся акробатикой
В группы начальной подготовки по спортивной акробатике принимают всех желающих детей младшего школьного возраста по заявлению родителей. Период начальной подготовки акробатов – 1-2 года.
Цель данного этапа подготовки – осуществление физической и координационной подготовки к выполнению простейших акробатических элементов. Занятия в группе начальной подготовки проводятся не более 3-4 раза в неделю.
Обобщая мнение авторов, занимающихся подготовкой акробатов (М.В.Захаровой, Ю.А.Поповой, В.Н.Курысь и др,,), можно выделить основные задачи начальной подготовки у акробатов 7-8 лет:
- укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся;
- устранение недостатков физического развития;
- формирование правильной осанки и акробатического стиля выполнения упражнения;
- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие двигательных качеств, имеющих важное значение в акробатике (ловкости, гибкости, силы, быстроты, равновесия);
- развитие специфических качеств: пластичности, выразительности и творческой активности;
- формирование устойчивого интереса к занятиям акробатикой и к здоровому образу жизни;
- воспитание дисциплинированности, самостоятельности и др.;
- участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях [17, 23, 24, 25].
Важно подчеркнуть, что на начальном этапе спортивной подготовки у акробатов осуществляется работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, обучение основам техники и разучивание основных элементов в акробатике, воспитание устойчивого интереса к занятиям данным видом.
Задачей тренера является построение оригинальной программы обучения юных акробатов, способствующей достижению и росту спортивных результатов. Важно и необходимо при этом учитывать индивидуальные особенности спортсменов. Нагрузка юных акробатов не должна быть чрезмерной. Тренеру необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста, направленную на развитие координационных способностей. Это очень важно, так как это влияет в будущем на построение круглогодичного цикла и постепенному росту спортивного мастерства у акробатов.
Средствами спортивной подготовки у акробатов являются физические упражнения (акробатические), подвижные игры и игровые упражнения, парно=групповые упражнения, а также комплексы специально-подготовительных упражнений из данного вида спорта.
Можно выделить 3 группы физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей:
- упражнения, в которых нет стереотипных движений, имеется элемент внезапности (спортивные и подвижные игры);
- упражнения, в которых предъявляются высокие требования к точности и координации движений (соревновательные и имитационные);
- специальные упражнения, направленные на развитие точности и ориентировки в пространстве и во времени [24, с.12].
Изучение новых упражнений, элементов – важнейшее условие спортивного роста акробата. Для плодотворного и успешного процесса тренировки, по нашему мнению, новичку необходимо выполнять сотни повторений, например, для изучения такого сложного элемента, как сальто назад в группировке. Физическая нагрузка в этом возрасте должна быть небольшого объема и носить «дробный» характер с частыми паузами для отдыха.
Дети 7-8 лет еще неспособны отделить несущественное от основного, часто фиксируют свое внимание на второстепенном, поэтому в этом возрасте целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться кратким и четким объяснением [17, 23, 24, 26].
Необходимо отметить, что важное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ акробатических элементов должен быть очень тонким и четким, так как дети нередко просто копируют педагога и могут повторять его ошибки. Однако, следует учесть, что для пополнения терминологического запаса показ следует сопровождать кратким и доступным объяснением.
Следует подчеркнуть, что педагогу в группах начальной подготовки необходимо помнить, что следует использовать в течение тренировок методы поощрения больше, чем методы наказания.