Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
через рычаги и тягу поворачивает рычаг, который через ролик воздействует на рычаг остановочного тормоза, тормозная лента затягивается и затормаживает барабан.
Для фиксации рукоятки в этом положении на валике имеются пазы, в один из которых под действием пружины 11 (см. рис. 66) входит стопор 12.
При своем движении стопор 12 нажимает на шарик, который выходит из лунки и давит на пластину конечного выключателя 10. Пластина нажимает на микровыключатель, в результате чего загорается, световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ.
Для возврата рукоятки в исходное положение необходимо повернуть ее влево, не выпуская из руки, довести до упора, а затем повернуть вправо вниз до вертикального положения, при этом погаснет световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ.
При соединенной тяге с рычагом и нажатии на педаль остановочных тормозов поворачивается валик дополнительного мостика и через тягу и привод стояночного тормоза воздействует на тормозную ленту. При этом валик с рукояткой не перемещается.
Назначение, общее устройство бортовой передачи. Уход за агрегатами силовой передачи
Назначение бортовой передачи — постоянное увеличение крутящего момента, подводимого к ведущим колесам.
Бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий планетарный редуктор.
Бортовые передачи крепятся к бортам корпуса в передней части машины.
Устройство бортовой передачи. Бортовая передача состоит из корпуса 1 (см. рис. 67), с которым заодно выполнена эпициклическая шестерня, ведущего вала 9 с солнечной шестерней, трех сателлитов 10, ведомого вала (водила) 8 и крышки 2. На ведущем валу левой бортовой передачи расположена шестерня 5 привода спидометра. Внутри ведущего вала установлен сапун 23. На крышке 2 предусмотрено отверстие для заправки маслом бортовой передачи, которое закрывается пробкой 12. Отверстие для слива масла закрывается пробкой 13. Контроль уровня масла в бортовой передаче осуществляется через заправочное отверстие. Передача крутящего момента от ПМП к бортовым передачам осуществляется муфтами
15 и валами 16 и 18.
Работа бортовой передачи. Крутящий момент от ПМП через валы 16 и 18 и муфты 15 передается на солнечные шестерни, жестко связанные с ведущими валами 9.
Сателлиты 10, обкатываясь по неподвижным эпициклическим шестерням, вращают водила 8. Крутящий момент от водил передается на ведущие колеса.
Одновременно от ведущего вала 9 через ведущую шестерню 5 привода спидометра вращение передается на вал 6 привода спидометра.
Рис. 67. Бортовая передача
1 – корпус бортовой передачи; с эпициклической шестерней; 2 – крышка бортовой передачи; 3 – корпус привода спидометра; 4 – втулка с маслосгонной резьбой; 5 – ведущая шестерня привода спидометра; 6 – вал с ведомой шестерней привода спидометра и датчика пути; 7 – стопорный болт; 8 – ведомый вал (водило) планетарного ряда; 9 – ведущий вал с солнечной шестерней; 10 – сателлит; 11 – зубчатый венец муфты полужесткого соединения; 12 – пробка заправочного отверстия; 13 – пробка отверстия для слива масла; 14 – правая бортовая передача; 15 – муфты полужесткого соединения; 16 – правый соединительный вал; 17 – коробка передач; 18 – левый соединительный вал;19 – левая бортовая передача; 20 – кольцо лабиринтного уплотнения; 21 – пробка крепления ведущего колеса; 22 – распорный корпус; 23 – сапун с набивкой; 24 – ось сателлита.
Уход за агрегатами силовой передачи
Обслуживание главного фрикциона и его привода
1. При контрольном осмотре проверить работу привода управления главным фрикционом.
2. При техническом обслуживании № 1 и 2 проверить регулировку главного фрикциона и при необходимости отрегулировать, смазать подшипник механизма выключения главного фрикциона
(ТО-2), смазать подшипник мостиков привода управления.
3. Проверка регулировки главного фрикциона проводится через 2400—2500 км пробега. Регулировку проводить по потребности в такой последовательности:
- вывернуть болты и поднять лобовой ребристый лист корпуса;
- вывернуть болты крепления крышки лючка картера главного фрикциона и снять крышку;
- проверить зазор между корпусом подшипника и двуплечим рычагом; щуп толщиной 4 мм должен проходить в зазор;
- провернуть приспособлением или спецломиком ведущие части главного фрикциона и проверить зазор между вторым и третьим двуплечими рычагами и корпусом подшипника.
4. Если щуп не проходит в зазор, то для регулировки необходимо:
- вывернуть болты крепления стопорной планки, предварительно расшплинтовав их, и снять стопорную планку;
- отрегулировать зазор между корпусом подшипника и рычагами с помощью регулировочных гаек так, чтобы щуп толщиной 7 мм не проходил, а щуп 6,7 мм проходил;
- установить стопорную планку, завернуть болты, зашплинтовать их и закрыть люки.
5. Заправка смазки в подшипник механизма выключения главного фрикциона проводится через 4800—5000 км пробега в такой последовательности:
- поднять ребристый лист корпуса;
- снять крышку лючка картера глазного фрикциона;
- повернуть вручную корпус подшипника так, что бы масленка оказалась в верхнем положении;
- соединить шланг плунжерного шприц-пресса с масленкой подшипника главного фрикциона;
- заправить около 60 г смазки в подшипник, контролируя ее количество по стержню шприц-ресса;
- отсоединить шланг шприц-пресса от масленки и уложить шприц-пресс на место;
- установить крышки люков па место.
6. Смазка подшипников мостиков привода управления главным фрикционом проводится через 8000—9000 км пробега в следующей последовательности:
- поднять лобовой ребристый лист корпуса;
- отвернуть пробку для смазки подшипников мостика привода управления главным фрикционом;
- открыть крышку лючка на перегородке силового от деления и отвернуть пробку под гидроциклоном.
7. На машинах выпуска до 1968 г. пробки нет и смазку заполняют через пробку:
- отвернуть две пробки для смазки подшипников верхнего мостика привода управления главным фрикционом (сверху на коробке передач);
- ввернуть в одно из отверстий масленку шприц-пресса и заправить смазку;
- аналогичным образом смазать остальные подшипники мостиков;
- вывернуть масленку шприц-пресса;
- навернуть пробки смазочных отверстий и закрыть люки.
Обслуживание планетарных механизмов поворота и тормозов
1. При контрольном осмотре проверить:
- работу руля, рукоятки привода стояночноготормоза, педали остановочных тормозов и рычага замедленных передач;
- работу световой сигнализации ОТПУСТИ ТОРМОЗ;
- нет ли течи из гидропривода и через уплотнения;
- работу рычага замедленной передачи.
2. При ежедневном техническом обслуживании очистить ПМП, тяги, рычаги и педали от пыли и проверить:
- нет ли течи;
- соединение тяг;
- регулировку остановочных тормозов.
3. При техническом обслуживании №1 кроме работ ежедневного обслуживания проверить:
- надежность крепления трубопроводов, бустеров, гидросервоцилиндров, тяг и рычагов;
- регулировку привода стояночного тормоза;
- стопорение тяг и шарнирных соединений приводов.
4. При техническом обслуживании № 2, кроме работ технического обслуживания № 1, смазать мостики приводов ПМП и тормозов.
5. Проверка и регулировка привода управления стояночным тормозом проводится через 2400—2500 км пробега в такой последовательности:
- вытянуть до отказа рукоятку привода стояночного тормоза и проверить количество зубьев валика, выходящих в отделение управления за корпус фиксатора (если валик выходит за корпус фиксатора на 14 зубьев и более, отрегулировать остановочные тормоза);
- поднять лобовой ребристый лист корпуса;
- поднять рукоятку привода стояночного тормоза вперед до упора вертикального рычага в упор;
- затянуть регулировочные гайки тормозных лент до отказа и затем отвернуть их на восемь оборотов;
- отпустить контргайку и отсоединить проушину от рычага, затем, поворачивая проушину, отрегулировать длину тяги так, чтобы был обеспечен зазор между рычагом и роликом 0,3—1 мм;
соединить тягу с рычагом и поставить на место ребристый лист.
6. При работе привода управления ПМП особое внимание уделять надежности крепления руля и величине его люфта. Свободный ход на
конце руля не должен быть более 4 мм. При повороте руля рычаг включения замедленной передачи не должен двигаться.
7. Утечка воздуха из системы пневмопривода не допускается. Равномерность зазора между тормозными лентами и барабанами допускается в пределах 0,5—3 мм. Регулировка ведется регулировочными болтами. Свисание и перекос лент на барабанах допускаются не более 1 мм.
Величина угла поворота руля должна быть в установленных пределах, а в крайних положениях руля упоры вала руля должны упираться в ограничители рулевой колонки.
Обслуживание коробки передач
1. При контрольных осмотрах проверить:
- работу привода переключения;
- нет ли течи из элементов гидропривода и из стыков картера;
- наличие пробок на мостиках.
2. При техническом обслуживании №1 и 2 проверить уровень масла в коробке передач и промыть гидроциклон коробки передач (ТО-2), работу гидропривода переключения передач.
3. Для проверки уровня масла нужно вывернуть маслоизмерительный щуп, вынуть и протереть его. Поставить щуп на место так, чтобы лыска на его головке зашла за выступ на крышке картера. Вынуть щуп и проверить уровень масла. Масло должно быть на уровне верхней метки.
4. При дозаправке масла необходимо вставить в отверстие для щупа воронку с насадкой и фильтром и дозаправить до верхней метки. Установить щуп и пробку на место.
5. Замена масла в коробке передач проводится через 4800—5000 км пробега, для чего:
- очистить от пыли и грязи броневую пробку в днище машины и вывернуть ее;
- очистить от пыли и грязи пробку сливного клапана коробки передач, расшплинтовать и вывернуть ее;
- подготовить чистую тару;
- ввернуть ключ для слива в отверстие под пробку сливного клапана в картере коробки передач, предварительно присоединив к нему шланг;
- слить масло в тару;
- вывернуть ключ для слива, отсоединить от него шланг и уложить на место;
- завернуть пробку сливного клапана коробки передач и зашплинтовать ее;
- завернуть броневую пробку;
- очистить от пыли и грязи броневую пробку, расшплинтовать и вывернуть ее, вынуть щуп;
- вставить в отверстие для щупа воронку с насадкой и фильтром и заправить масло в картер коробки передач до уровня верхней метки на щупе;
- установить щуп на место;
- завернуть броневую пробку.
6. Проверка регулировки привода управления коробки передач сводится к контролю совпадения указателей, закрепленных на концах золотников с рисками, нанесенными сверху на картере коробки передач. При их несовпадении регулировка ведется с помощью наконечников
Для фиксации рукоятки в этом положении на валике имеются пазы, в один из которых под действием пружины 11 (см. рис. 66) входит стопор 12.
При своем движении стопор 12 нажимает на шарик, который выходит из лунки и давит на пластину конечного выключателя 10. Пластина нажимает на микровыключатель, в результате чего загорается, световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ.
Для возврата рукоятки в исходное положение необходимо повернуть ее влево, не выпуская из руки, довести до упора, а затем повернуть вправо вниз до вертикального положения, при этом погаснет световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ.
При соединенной тяге с рычагом и нажатии на педаль остановочных тормозов поворачивается валик дополнительного мостика и через тягу и привод стояночного тормоза воздействует на тормозную ленту. При этом валик с рукояткой не перемещается.
Назначение, общее устройство бортовой передачи. Уход за агрегатами силовой передачи
Назначение бортовой передачи — постоянное увеличение крутящего момента, подводимого к ведущим колесам.
Бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий планетарный редуктор.
Бортовые передачи крепятся к бортам корпуса в передней части машины.
Устройство бортовой передачи. Бортовая передача состоит из корпуса 1 (см. рис. 67), с которым заодно выполнена эпициклическая шестерня, ведущего вала 9 с солнечной шестерней, трех сателлитов 10, ведомого вала (водила) 8 и крышки 2. На ведущем валу левой бортовой передачи расположена шестерня 5 привода спидометра. Внутри ведущего вала установлен сапун 23. На крышке 2 предусмотрено отверстие для заправки маслом бортовой передачи, которое закрывается пробкой 12. Отверстие для слива масла закрывается пробкой 13. Контроль уровня масла в бортовой передаче осуществляется через заправочное отверстие. Передача крутящего момента от ПМП к бортовым передачам осуществляется муфтами
15 и валами 16 и 18.
Работа бортовой передачи. Крутящий момент от ПМП через валы 16 и 18 и муфты 15 передается на солнечные шестерни, жестко связанные с ведущими валами 9.
Сателлиты 10, обкатываясь по неподвижным эпициклическим шестерням, вращают водила 8. Крутящий момент от водил передается на ведущие колеса.
Одновременно от ведущего вала 9 через ведущую шестерню 5 привода спидометра вращение передается на вал 6 привода спидометра.
Рис. 67. Бортовая передача
1 – корпус бортовой передачи; с эпициклической шестерней; 2 – крышка бортовой передачи; 3 – корпус привода спидометра; 4 – втулка с маслосгонной резьбой; 5 – ведущая шестерня привода спидометра; 6 – вал с ведомой шестерней привода спидометра и датчика пути; 7 – стопорный болт; 8 – ведомый вал (водило) планетарного ряда; 9 – ведущий вал с солнечной шестерней; 10 – сателлит; 11 – зубчатый венец муфты полужесткого соединения; 12 – пробка заправочного отверстия; 13 – пробка отверстия для слива масла; 14 – правая бортовая передача; 15 – муфты полужесткого соединения; 16 – правый соединительный вал; 17 – коробка передач; 18 – левый соединительный вал;19 – левая бортовая передача; 20 – кольцо лабиринтного уплотнения; 21 – пробка крепления ведущего колеса; 22 – распорный корпус; 23 – сапун с набивкой; 24 – ось сателлита.
Уход за агрегатами силовой передачи
Обслуживание главного фрикциона и его привода
1. При контрольном осмотре проверить работу привода управления главным фрикционом.
2. При техническом обслуживании № 1 и 2 проверить регулировку главного фрикциона и при необходимости отрегулировать, смазать подшипник механизма выключения главного фрикциона
(ТО-2), смазать подшипник мостиков привода управления.
3. Проверка регулировки главного фрикциона проводится через 2400—2500 км пробега. Регулировку проводить по потребности в такой последовательности:
- вывернуть болты и поднять лобовой ребристый лист корпуса;
- вывернуть болты крепления крышки лючка картера главного фрикциона и снять крышку;
- проверить зазор между корпусом подшипника и двуплечим рычагом; щуп толщиной 4 мм должен проходить в зазор;
- провернуть приспособлением или спецломиком ведущие части главного фрикциона и проверить зазор между вторым и третьим двуплечими рычагами и корпусом подшипника.
4. Если щуп не проходит в зазор, то для регулировки необходимо:
- вывернуть болты крепления стопорной планки, предварительно расшплинтовав их, и снять стопорную планку;
- отрегулировать зазор между корпусом подшипника и рычагами с помощью регулировочных гаек так, чтобы щуп толщиной 7 мм не проходил, а щуп 6,7 мм проходил;
- установить стопорную планку, завернуть болты, зашплинтовать их и закрыть люки.
5. Заправка смазки в подшипник механизма выключения главного фрикциона проводится через 4800—5000 км пробега в такой последовательности:
- поднять ребристый лист корпуса;
- снять крышку лючка картера глазного фрикциона;
- повернуть вручную корпус подшипника так, что бы масленка оказалась в верхнем положении;
- соединить шланг плунжерного шприц-пресса с масленкой подшипника главного фрикциона;
- заправить около 60 г смазки в подшипник, контролируя ее количество по стержню шприц-ресса;
- отсоединить шланг шприц-пресса от масленки и уложить шприц-пресс на место;
- установить крышки люков па место.
6. Смазка подшипников мостиков привода управления главным фрикционом проводится через 8000—9000 км пробега в следующей последовательности:
- поднять лобовой ребристый лист корпуса;
- отвернуть пробку для смазки подшипников мостика привода управления главным фрикционом;
- открыть крышку лючка на перегородке силового от деления и отвернуть пробку под гидроциклоном.
7. На машинах выпуска до 1968 г. пробки нет и смазку заполняют через пробку:
- отвернуть две пробки для смазки подшипников верхнего мостика привода управления главным фрикционом (сверху на коробке передач);
- ввернуть в одно из отверстий масленку шприц-пресса и заправить смазку;
- аналогичным образом смазать остальные подшипники мостиков;
- вывернуть масленку шприц-пресса;
- навернуть пробки смазочных отверстий и закрыть люки.
Обслуживание планетарных механизмов поворота и тормозов
1. При контрольном осмотре проверить:
- работу руля, рукоятки привода стояночноготормоза, педали остановочных тормозов и рычага замедленных передач;
- работу световой сигнализации ОТПУСТИ ТОРМОЗ;
- нет ли течи из гидропривода и через уплотнения;
- работу рычага замедленной передачи.
2. При ежедневном техническом обслуживании очистить ПМП, тяги, рычаги и педали от пыли и проверить:
- нет ли течи;
- соединение тяг;
- регулировку остановочных тормозов.
3. При техническом обслуживании №1 кроме работ ежедневного обслуживания проверить:
- надежность крепления трубопроводов, бустеров, гидросервоцилиндров, тяг и рычагов;
- регулировку привода стояночного тормоза;
- стопорение тяг и шарнирных соединений приводов.
4. При техническом обслуживании № 2, кроме работ технического обслуживания № 1, смазать мостики приводов ПМП и тормозов.
5. Проверка и регулировка привода управления стояночным тормозом проводится через 2400—2500 км пробега в такой последовательности:
- вытянуть до отказа рукоятку привода стояночного тормоза и проверить количество зубьев валика, выходящих в отделение управления за корпус фиксатора (если валик выходит за корпус фиксатора на 14 зубьев и более, отрегулировать остановочные тормоза);
- поднять лобовой ребристый лист корпуса;
- поднять рукоятку привода стояночного тормоза вперед до упора вертикального рычага в упор;
- затянуть регулировочные гайки тормозных лент до отказа и затем отвернуть их на восемь оборотов;
- отпустить контргайку и отсоединить проушину от рычага, затем, поворачивая проушину, отрегулировать длину тяги так, чтобы был обеспечен зазор между рычагом и роликом 0,3—1 мм;
соединить тягу с рычагом и поставить на место ребристый лист.
6. При работе привода управления ПМП особое внимание уделять надежности крепления руля и величине его люфта. Свободный ход на
конце руля не должен быть более 4 мм. При повороте руля рычаг включения замедленной передачи не должен двигаться.
7. Утечка воздуха из системы пневмопривода не допускается. Равномерность зазора между тормозными лентами и барабанами допускается в пределах 0,5—3 мм. Регулировка ведется регулировочными болтами. Свисание и перекос лент на барабанах допускаются не более 1 мм.
Величина угла поворота руля должна быть в установленных пределах, а в крайних положениях руля упоры вала руля должны упираться в ограничители рулевой колонки.
Обслуживание коробки передач
1. При контрольных осмотрах проверить:
- работу привода переключения;
- нет ли течи из элементов гидропривода и из стыков картера;
- наличие пробок на мостиках.
2. При техническом обслуживании №1 и 2 проверить уровень масла в коробке передач и промыть гидроциклон коробки передач (ТО-2), работу гидропривода переключения передач.
3. Для проверки уровня масла нужно вывернуть маслоизмерительный щуп, вынуть и протереть его. Поставить щуп на место так, чтобы лыска на его головке зашла за выступ на крышке картера. Вынуть щуп и проверить уровень масла. Масло должно быть на уровне верхней метки.
4. При дозаправке масла необходимо вставить в отверстие для щупа воронку с насадкой и фильтром и дозаправить до верхней метки. Установить щуп и пробку на место.
5. Замена масла в коробке передач проводится через 4800—5000 км пробега, для чего:
- очистить от пыли и грязи броневую пробку в днище машины и вывернуть ее;
- очистить от пыли и грязи пробку сливного клапана коробки передач, расшплинтовать и вывернуть ее;
- подготовить чистую тару;
- ввернуть ключ для слива в отверстие под пробку сливного клапана в картере коробки передач, предварительно присоединив к нему шланг;
- слить масло в тару;
- вывернуть ключ для слива, отсоединить от него шланг и уложить на место;
- завернуть пробку сливного клапана коробки передач и зашплинтовать ее;
- завернуть броневую пробку;
- очистить от пыли и грязи броневую пробку, расшплинтовать и вывернуть ее, вынуть щуп;
- вставить в отверстие для щупа воронку с насадкой и фильтром и заправить масло в картер коробки передач до уровня верхней метки на щупе;
- установить щуп на место;
- завернуть броневую пробку.
6. Проверка регулировки привода управления коробки передач сводится к контролю совпадения указателей, закрепленных на концах золотников с рисками, нанесенными сверху на картере коробки передач. При их несовпадении регулировка ведется с помощью наконечников