Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изучается на материальной части путем показа и под­робного объяснения назначения и взаимодействия во время работы всех их деталей.

При объяснении устройства материальной части основное внимание следует уделять главным деталям агрегата, объяснять в первую очередь самые характерные и важные для эксплуатации, обслуживания и ремонта особенности конструкции. Не следует заниматься опи­санием формы деталей, перечислением числа отверстий, шпилек, болтов и других второстепенных элементов конструкций, так как обучаемые смогут рассмотреть их во время самоподготовки.

Регулировка механизмов и приводов управления — это установка и восстановление за­зоров, свободных и рабочих ходов, усилий и т. п. в це­лях обеспечения нормальной и длительной их ра­боты.

Вопросы регулировки рекомендуется объяснять в та­кой последовательности:

1) технические условия на нормально отрегулиро­ванный агрегат или привод управления;

2) причины нарушения исходного состояния агре­гата или привода, последствия, к которым приводит это нарушение;

3) последовательность проверки регулировки;

4) восстановление исходного состояния регулировки (порядок выполнения регулировки, применяемый при этом инструмент).

Уход за агрегатами и системами при эксплуатации машины — изучение объема и периодичности обслуживания, установленного соответ­ствующими руководствами и инструкциями по эксплуа­тации машины, для обеспечения нормальной работы агрегатов и механизмов, продления срока их службы и содержания машины в постоянной боевой готовности.

При изучении этого вопроса руководитель не должен ограничиваться перечислением работ по обслуживанию и сроков их проведения. Необходимо также рас­сказать и показать, как и с использованием какого ин­струмента и принадлежностей выполняются эти ра­боты.

Неисправности узлов, агрегатов, при­водов управления и систем — рассмотрение на­
рушения геометрических размеров деталей, их взаим­ного расположения и нормального действия. На заня­тиях необходимо изучать только характерные, чаще всего встречающиеся в процессе эксплуатации неис­правности.

Все неисправности рекомендуется изучать в такой последовательности:

1) признаки неисправностей, определяемые осмот­ром, на слух, по контрольным приборам или по харак­теру движения машины;

2) причины и последствия неисправностей;

3) способы обнаружения и устранения;

4) меры предупреждения.

Последовательность подготовки к занятиям и составление плана

(плана-конспекта)

Качество занятий, проводимых с личным составом, а следовательно, и общий уровень технической подго­товки обучаемых зависят прежде всего от уровня лич­ной подготовленности руко­водителей занятий.

Систематично и последовательно излагать учебный материал темы можно только при условии глубокого знания предмета, понимания цели каждого занятия в общей системе подготовки экипажей (водителей) бое­вых машин. Поэтому руководитель занятий по техни­ческой подготовке должен хорошо знать программу, цели обучения, объем знаний и практических навыков, необходимых обучаемым, четко представлять себе, ка­кие учебные вопросы являются главными и какие — второстепенными.

Для быстрого восприятия и прочного усвоения учеб­ного материала обучаемыми исключительно большое значение имеет методика проведения занятий, умение руководителя доходчиво передать свои знания и прак­тические навыки. Это умение вырабатывается практи­кой обучения и специальной методической подготовкой.

Таким образом, успешная организация технической подготовки требует тщательной и всесторонней подго­товки руководителей занятий, непрерывного совершен­ствования их методических навыков.

Подготовку руководителя к занятиям можно разде­лить на два этапа: предварительную подготовку и под­готовку к проведению конкретных занятий.



Предварительная подготовка руководителя занятия

Хорошая предварительная подготовка руководителя является одним из основных условий качественного проведения занятий. Она осуществляется методом самостоятельной работы и на занятиях по совершенство­ванию специальной и методической подготовки офице­ров (прапорщиков), проводимых по планам и програм­мам их командирской подготовки.

До начала занятий руководитель обязан изучить весь комплекс основных вопросов по всей программе технической подготовки, используя для этого основные учебные пособия, методическую литературу и имеющуюся в части учебно-материальную базу. Кроме того, чтобы занятия были поучительными и интерес­ными, руководитель должен постоянно следить за изда­ваемой технической литературой, изучать новую броне­танковую технику и передовой опыт эксплуатации ма­шин, состоящих на вооружении части, следить за их конструктивными изменениями и подбирать характер­ные примеры из опыта боевой подготовки, подтвер­ждающие справедливость рассматриваемых правил и положений и вместе с тем способствующие лучшему за­поминанию учебного материала.

Предварительная подготовка руководителя занятий должна сопровождаться ведением рабочего конспекта. Без этого невозможно обеспечить систематическую и глубокую проработку того или другого вопроса. Нельзя надеяться на память, то, что свежо в памяти сейчас, может быть забыто через некоторое время. Форма и порядок ведения рабочего конспекта могут быть раз­личными. Они зависят прежде всего от личных качеств, квалификации и опыта руководителя занятий. Конспект рекомендуется вести по отдельным вопросам или темам программы технической подготовки. При составлении конспекта необходимо оставлять чистые страницы для накопления и расширения материала. Записи внутри каждой темы целесообразно систематизировать по от­дельным основным вопросам. При этом полезно указы­вать источники конспектируемого материала (наимено­вание руководств, учебников, статей и т. д.).


Хорошо составленный и непрерывно ведущийся ра­бочий конспект является одним из основных пособий при подготовке к проведению занятия. Он значительно сокращает время на подготовку и способствует повыше­нию качества проводимых занятий.

Особое внимание руководители занятий должны уделять вопросам овладения методами обучения, постоянному повышению уровня своей методической под­готовки.

Самостоятельная работа является основой совер­шенствования методической подготовки руководителя занятия. Только личный упорный труд в этом вопросе обеспечит успех.

После каждого проведенного занятия руководитель должен провести его анализ, критически оценить свои действия и результаты выполнения плана занятия.

Положительные методические приемы и недостатки в проведении занятий необходимо зафиксировать в плане-конспекте. Эти заметки пригодятся в дальнейшем при проведении этого же занятия с другим подразде­лением или при подготовке к проведению аналогичного занятия по другой теме.

Подготовка руководителя к занятию

Подготовка к проведению конкретного занятия заключается в личной подготовке руководителя и подготовке материального обеспечения занятия. Руководи­тель обязан заблаговременно проверить наличие учебного оборудо­вания и других средств материального обеспечения, не­обходимых для проведения занятия. Если потребуется, расположить учебное оборудование в классе так, чтобы им удобно было пользоваться во время занятия.

Личная подготовка руководителя заключается в глу­боком усвоении всего материала по теме занятия и в тщательном продумывании вопросов организации и ме­тодики проведения занятия. При этом используются лич­ный рабочий конспект, техническая и методическая ли­тература, а также методические разработки, имеющиеся в части. После изучения всех исходных материалов при­нимается решение по вопросам организации и методики проведения занятия, уточняется перечень учебных вопро­
сов, подлежащих изучению, и отрабатывается план-конспект или план проведения занятия. В нем отра­жается построение и содержание занятия, дается расчет времени.

Планы-конспекты (планы) в зависимости от квали­фикации руководителя могут быть различными, но по возможности краткими. Вместе с тем следует считать целесообразным, чтобы в плане-конспекте был четко вы­ражен тот объем сведений, который должен быть за­конспектирован обучаемыми на занятиях. Это способст­вует, с одной стороны, точности формулировок, а с дру­гой — руководитель занятия, определяя объем и содер­жание записей обучаемых, имеет возможность заранее предусмотреть выделение на это необходимого времени.

Структура содержания занятия

Каждое занятие по технической подготовке состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть. На вводную часть занятия отводится не более 5—10 мин. За это время руководитель принимает рапорт, здоровается и проверяет наличие личного состава и их готовность к занятию, объявляет тему и учебную цель данного занятия.

В случае необходимости в вводной части проводится также опрос обучаемых по ранее пройденному мате­риалу в целях проверки качества его усвоения, закреп­ления наиболее важных положений и нормативов, а также для подготовки их к восприятию новых сведений. Такой опрос особенно полезен в том случае, если тема предстоящего занятия связана с предыдущей или явля­ется дальнейшим развитием уже рассмотренных воп­росов.

Если в результате опроса будет установлено, что обу­чаемые недостаточно твердо знают необходимый пред­шествующий материал, руководитель должен преду­смотреть краткое его повторение в процессе занятий.

В вводной части практического заня­тия руководитель дополнительно объявляет порядок проведения занятия, указывает учебные места и поря­