Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
верность военной присяге, дисциплинированность, лю­бовь к своей боевой технике и чувство личной ответст­венности за содержание ее в постоянной боевой готов­ности.

Ответственность за состояние технической подго­товки личного состава несут все командиры и их замес­тители по технической части (по технической подго­товке).

Руководитель занятий по технической подготовке не­посредственно отвечает за качество обучения личного состава. Он обязан:

1. В совершенстве знать материальную часть изу­чаемой боевой техники, правила ее эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выпол­нять все практические работы по техническому обслу­живанию машин. Систематически повышать уровень" своих знаний, практических навыков и методического мастерства.

2. При обучении личного состава строго руководст­воваться программой, знать ее содержание, учебные цели и задачи технической подготовки всех категорий обучаемых. Знать уровень общеобразовательной и тех­нической подготовки каждого обучаемого, их индиви­дуальные способности.

3. Тщательно готовиться к проведению каждого за­нятия, используя необходимую техническую и методи­ческую литературу, а также имеющиеся в части типовые методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаго­временно готовить к занятиям все необходимое мате­-
реальное обеспечение, своевременно подавая в техничес
кую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование; контролировать готовность материаль­ного обеспечения накануне занятия.

4. Все занятия проводить на высоком организацион­но-методическом уровне, обеспечивая успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблю­дением на занятиях мер безопасности и требовать от обучаемых бережного отношения к учебному оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, тре­бовательным и в то же время внимательным к обучаемым.

5. Вести учет посещаемости, успеваемости и нако­
пления практических навыков; после проведения заня­тия делать необходимые записи в журнале учета бое­вой подготовки.

В зависимости от учебных целей, места и метода проведения различают два основных вида занятий: 1) занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации; 2) практические занятия (тренировки) на машинах или на учебных стендах.

Усвоение материала, изученного на этих занятиях, проверяется на контрольных занятиях.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в зависимости от их учебной цели и содержания могут проводиться в классах мате­риальной части машины, в классе эксплуатации или в парке на учебно-боевых машинах.

Основными методами проведения этих занятий явля­ются рассказ (объяснение) и беседа. Оба метода во всех случаях обязательно сопровождаются показом изу­чаемых агрегатов (механизмов, систем) или приемов (действий) по их обслуживанию (разборке, промывке, сборке, регулировке).

Рассказ — это систематизированное, последователь­ное изложение учебного материала руководителем за­нятий. Этот метод применяется, как правило, при изло­жении новых сведений. Если руководитель во время рас­сказа прибегает к различного рода рассуждениям, рас­крывающим принципы и закономерности работы меха­низмов, то такую форму рассказа называют объясне­нием.

Беседа — это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обу­чаемых в учебном процессе. Такой метод применяется при повторении ранее изученного материала в целях закрепления полученных знаний. Предлагаемые руко­водителем вопросы должны быть правильно подобраны и четко сформулированы. При этом вопросы рекомендуется ставить перед всей группой обучаемых. Это по­вышает активность обучаемых, так как обязывает всех участвовать в обдумывании ответа.



Руководитель обязан вести беседу в нужном направ­лении, следить за участием в ней всего личного состава, внимательно вслушиваться в ответы с тем, чтобы не до­пускать в них неточностей и ошибок. Для повышения активности обучаемых их можно привлекать к уточнению и дополнению ответов.

Рассказ и беседа большей частью рационально до­полняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет проверить, как усвоен материал прошлого занятия, в ходе занятия — установить степень усвоения изучаемого материала и в конце занятия — обобщить рассмотренные вопросы.

Наряду с этим в процессе беседы руководитель мо­жет также прибегать к рассказу или объяснению для уточнения и углубления знаний обучаемых или для обобщения их ответов.

Эффективность беседы зависит в первую очередь от правильного подбора вопросов, которые определяют ее направление. В начальной стадии обучения рекомен­дуется предлагать более простые вопросы, например перечисление основных деталей агрегата или меха­низма. В последующем можно предлагать вопросы, требующие анализа и обобщения пройденного мате­риала. К таким относятся вопросы, которые тре­буют объяснить принцип работы агрегата, системы или механизма, правила обнаружения неисправностей и т. п.

Не следует задавать такие вопросы, на которые от­вет может быть односложный — «да» или «нет». Непра­вильный ответ или использование обучаемым непра­вильной терминологии должны быть обязательно учтены и поправлены.

Если никто из обучаемых не может ответить на по­ставленный вопрос, им надо предложить наводящий вопрос. Если и в этом случае обучаемые не смогут дать правильный ответ или точную формулировку, то это должен сделать сам руководитель.

Доходчивость занятий по изучению устройства мате­риальной части и правил эксплуатации в решающей степени зависит от их материального обеспечения, от умения руководителя использовать имеющиеся нагляд­ные пособия.


Материальное обеспечение занятий обычно включает учебные агрегаты, стенды, учебно-боевые ма­шины, макеты, плакаты, схемы, учебные кинофильмы и диафильмы.

Порядок использования наглядных пособий должен обеспечить быстрое осмысливание, понимание и прочное закрепление учебного материала. Так, первичное пред­ставление об изучаемом агрегате или механизме дости­гается показом его в натуре. Для подробного изучения его устройства вначале рекомендуется объяснить принцип его работы, используя при этом макет или принци­пиальную схему, и только после этого перейти к объяс­нению устройства и работы самого агрегата (меха­низма). Такая последовательность применения нагляд­ных пособий и объяснений облегчает понимание уст­ройства и работы сложного механизма.

В процессе показа демонстрируемые объекты должны быть хорошо видны обучаемым. Для этого тре­буется достаточное их освещение и установка на под­ставки в соответствующем удалении.

В учебных частях хорошо зарекомендовал себя ме­тод дублирования действий (показа) руководителя ко­мандирами учебных отделений. В этом случае в рас­поряжении каждого командира отделения на учебном месте должны быть такие же наглядные пособия, как и у руководителя занятия.

Большое значение для успешного усвоения обуча­емыми изучаемых вопросов имеет поведение руководи­теля занятия. Объяснять материал следует стоя с тем, чтобы иметь возможность наблюдать за всеми обучае­мыми и не допускать ослабления их внимания. Конт­роль за их поведением и восприятием излагаемых све­дений позволяет руководителю замечать затруднения в понимании сложных учебных вопросов и своевременно на них реагировать, изменяя соответствующим образом методику объяснения. Изложение должно быть четким, кратким и ясным. Речь руководителя должна быть до­статочно громкой и убедительной. Главное (основное) содержание материала рекомендуется выделять изме­нением интонации. Наиболее важные вопросы следует излагать в темпе, позволяющем их записать.

При изучении материальной части машин рекомен­дуется такая методическая последовательность изложе­
ния материала:

- название агрегата (механизма);

- расположение в машине;

- назначение;

- общая характеристика;

- устройство и работа;

- правила пользования;

- регулировка;

- уход при эксплуатации;

- неисправности, их причины, меры предупрежде­ния и способы устранения.

В содержание рассматриваемых вопросов необхо­димо включать следующие сведения.

Назначение агрегатов и систем — это точная форму­лировка того, какие функции они выполняют в машине. При этом объясняется и необходимость этих функ­ций.

Общая характеристика агрегата или системы — это объяснение их типа, или, иначе говоря, перечисление тех основных конструктивных особенностей, по которым данный агрегат или система отличаются от других. Так, например, общая характеристика блокировочного фрик­циона планетарного механизма поворота среднего танка формулируется следующим образом: сухой, мно­годисковый, с трением сталь по стали, с шариковым механизмом выключения.

Устройство и работа агрегатов и систем включают изучение составных частей агрегата (системы), взаим­ной их связи и взаимодействия во время работы.

В связи с тем, что согласно требованиям программ боевой подготовки главное внимание должно уделяться изучению устройства агрегатов и механизмов, которые обучаемые при техническом обслуживании машины должны уметь разбирать (собирать) или регу­лировать, содержанием занятий предусмотрен различ­ный объем (глубина) изучения составных частей ма­шины: принцип устройства, общее устройство.

Принцип устройства и работы агрегатов, механизмов и приборов изучается только по их принци­пиальным схемам без изучения конструкции.

Общее устройство систем, агрегатов и меха­низмов изучается на материальной части путем показа и объяснения назначения и основ взаимодействия во время работы только их основных частей (узлов в сборе).

Устройство агрегатов, механизмов и приборов