Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Михайловском Пушкин работает над крупными жанрами. Он заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (1824), про­должает работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Но главные достижения Пушкина связаны с драматургией. Он дав­но увлекался театром, хорошо ориентировался в европейской драматургии. Пушкин считал, что в отечественной драматургии необходимы преобразования, что современные пьесы не должны быть скованы классицистическими и другими канонами. В сво­ей трагедии «Борис Годунов» (1824—1825) Пушкин выступает как новатор. «Борис Годунов» является первой в истории русской литературы реалистической трагедией и вместе с тем первым произведением в творчестве Пушкина, в котором максимально ярко проявились реалистические принципы. В пушкинской тра­гедии эпоха Бориса Годунова предстает во всей своей историче­ской сложности. На историческом материале Пушкин осваивает также наиболее актуальные проблемы современности, глобаль­ные по своим масштабам: народ и власть, законность власти, роль личности и народа в истории.

В Михайловском Пушкин, может быть, острее, чем когда-нибудь, ощутил нравственную ценность и красоту дружбы. В 1825 году к нему, ссыльному, приезжали товарищи по Царско­сельскому лицею Пущин и Дельвиг, недалеко от Михайловского состоялась встреча с Горчаковым11'. Сильно было лицейское брат­ство! Поэтому ко дню лицейской годовщины 1825 года Пушкин, желая быть вместе со всеми, «на брегах Невы», пишет знамени­тое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Он считает, что особенности лицейского «союза» — не только в том, что он «неразделим и вечен». «Союз» сложился «под сенью дружных муз», в атмосфере искусства — отсюда его свобо­да и беспечность. Эта дружба противостоит враждебной «судьбе».

В судьбу Пушкин, видимо, верил — разные дурные приметы заставляют его в декабре 1825 года отказаться от поездки из Ми­хайловского в Петербург. Если бы он поехал, то угодил бы в столицу 14 декабря и не избежал бы общей участи, тем более что по­являться в Петербурге ему как ссыльному было запрещено. Де­кабрьские события потрясли Пушкина, а с июля 1826 года в его рисунках появляется навязчивый мотив — виселица с пятью каз­ненными. Однажды он нарисовал ее с местом для себя и напи­сал: «И я бы мог, как шут...»

В сентябре 1826 года Пушкина спешно перевозят в Москву, где готовилась коронация Николая I и где Пушкин был принят им. Царь дал поэту свободу и, поскольку Пушкин пожаловался на цензурные притеснения, предложил быть его цензором. Вряд ли это изменило положение поэта — «зависеть от царя» тяжело. В это время Пушкин осознавал свое призвание, свою великую миссию — быть пророком.


Содержанием стихотворения «Пророк» (1826) стало преобра­жение человека, мучительное изменение бренной телесной обо­лочки, обретение нового облика — и вместе с тем нового жиз­ненного пути, высшего долга. Только голос Бога, призвавшего исполниться Его волей, превращает человека в пророка. Пророче­ства, истины должны провозглашаться во имя Бога, без этого они не будут истинами и принесут зло. Слово («глагол») пророка долж­но «жечь» сердца людей. Это не просто причинение боли, а же­стокое врачевание, потому что оно — по воле Бога и ради людей.

1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в пе­риод Михайловской ссылки.

2. Прочитайте стихотворение «К морю», начатое в Одессе и завершенное в Михайловском. С чем ассоциируется море в по­этическом сознании Пушкина, почему? Каким изображается море, использует ли Пушкин прием олицетворения? В связи с чем поэт вспоминает Наполеона, Байрона? Какие идеи, настроения преобладают в последних трех строфах стихотворения?

3. Прочитайте стихотворение «Храни меня, мой талисман...». Какие биографические обстоятельства повлияли на его написа­ние? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Какая поэтическая строка повторяется в стихотворении, каков содержательный смысл этого повтора?

4. Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким предстает в стихотворении образ бури, что он символизирует? К кому Пушкин обращается в стихотворении: «моя старушка», «добрая подружка»? Каковы интонации этого обращения? Можно ли сказать, что стихотворение имеет кольцевую композицию, почему? Сравните «Зимний вечер» со стихотворением «Зимняя дорога». В чем различие эмоционального тона стихотворений? Как в них воплощается образ зимы?

5. Прочитайте цикл стихотворений «Подражания Корану». Кому посвящен цикл, почему? Каковы основные идеи поэтичес­кого цикла?

6. Прочитайте стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Кому оно посвящено? Что представляет собой лириче­ский сюжет стихотворения? Как в нем прослеживаются основные этапы жизни самого Пушкина? Какова роль повторов, какие по­
этические строки повторяются, почему? Что значит для лиричес­кого героя новое чувство любви, какие изменения приносит но­вая любовь его душе?

7. Как меняется поэтический стиль Пушкина в годы Михай­ловской ссылки? Какие поэтические темы, мотивы становятся значимы для Пушкина в этот период, почему?

8. Какая южная поэма завершена в Михайловском? Над каким крупным произведением Пушкин продолжает работу?


9. В какие годы Пушкин работал над трагедией «Борис Годунов»? Какова проблематика трагедии, в чем заключается ее но­ваторское значение?

10. Кто из лицейских друзей приезжал к Пушкину в 1825 году? Прочитайте стихотворение «19 октября» («Роняет лес ба­гряный свой убор...»). По поводу какого события написано стихо­творение? Почему пушкинский герой в этом стихотворении «печален»? Кого «не досчитывался» в 1825 году лицейский «союз»? Почему Пушкин верит, что лицейский «союз» «неразделим и ве­чен»? Каково значение мотивов одиночества, дружеской под­держки, потери друзей в стихотворении? Что, по «предсказанию» Пушкина, произойдет через год?

11. Как Пушкин воспринял декабрьские события 1825 года? Когда состоялась встреча Пушкина с Николаем I? Како­ва причина этой встречи и ее последствия для поэта?

12. Пользуясь туристскими путеводителями, краеведческими исследованиями и др. подготовьте заочную экскурсию: «Пушкин в Михайловском и Тригорском».
Пушкин во второй половине 1820-х — 1830-е годы

«Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827), «По­эт» (1827), «На холмах Грузии...» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Мадона» (1830), «Моя родословная» (1830), «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), «Осень» (1833), «Пир Петра Первого» (1835), «(Из Пиндемонти)» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...» (1836); поэма «Полтава» (1828), «Маленькие трагедии» (1830), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Дубровский» (1832—1833), «Медный всадник» (1833), «Пиковая дама» (1833), «Капитанская дочка» (1833—1836).

После нескольких месяцев пребывания в Москве Пушкин при­ехал в Петербург. Семь лет он не был в столице; за это время изменился поэт, переменился и Петербург. Оставив его в 1820 го­ду, когда город кипел политической и литературной жизнью, был наполнен друзьями, Пушкин возвратился сюда многое пережив­шим. Блеск и городская суета уже виделись поэту лишь маской, за которой скрываются таинственные силы времени, истории. Город окружил поэта новыми литературными знакомствами. Из прежних товарищей остался, пожалуй, один Дельвиг. Не бы­ло его друзьей-декабристов.

В 1827 году появляется стихотворение «Арион», где Пушкин, основываясь на греческом мифе о чудесном спасении дельфином юноши-певца, излагает историю своего спасения. «Гроза», погу­бившая его товарищей по «челну», выбросила «певца» на берег — таков парадокс судьбы. «Беспечная вера» Ариона в жизнь, в судь­бу здесь, пожалуй, противопоставлена мощным усилиям людей, желавших изменить историю. Однако после гибели товарищей «певец» поет те же песни, он верен памяти друзей — эта мысль звучит в пушкинской строке: «Я гимны прежние пою...» Челове­ческую и творческую самостоятельность Пушкина в новых усло­виях, верность дружбе, осознание катаклизмов жизни, истории демонстрирует это благородное стихотворение.


В это время Пушкин остро почувствовал покушения на свою творческую свободу со стороны светского общества. Поэт — это призвание и профессия, предмет размышлений Пушкина в 1827— 1831 годах. Кто же такой поэт? Отличается ли он от других лю­дей или такой же, как все? В николаевском Петербурге Пушкину, кажется, пытались внушить последнее. Ответ Пушкина не прост. В стихотворении «Поэт» (1827) он открыл, что творец бывает по­добен всем другим людям и может быть даже «ничтожнее» их: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон». Но по­эт тем и отличается от остальных людей, что его посещает вдох­новенье, имеющее божественную природу. Так что поэт — это и вполне обыкновенный человек, и в то же время человек, прича­стный таинственным силам гармонии.

Сложные отношения поэта с обществом нашли отражение и в философской лирике. Пушкин все чаще пишет о жизни и смерти, задумывается над смыслом человеческого бытия. В его стихотворениях звучат интонации одиночества, скорби. И все-таки личные переживания никогда не были единственной темой творчества Пушкина. В 1828 году поэт вновь обращается к исто­рическому материалу. Он пишет поэму «Полтава», в которой в реалистической манере воссоздает эпоху Петра I, его победы и достижения. Внимание Пушкина привлекают события, связан­ные с гетманом Украины Мазепой: его стремление к власти, не­зависимость Украины, любовь, не исключающая жестокости и коварства. В поэме «Полтава» Пушкин ставит как общечеловече­ские проблемы (добро и зло, преданность и предательство, честь и низость), так и общественно-исторические вопросы — о роли личности в истории, судьбах людей в историческом контексте, государственном гении и т. д. Полтавская битва в изображении Пушкина — это прославление самых высоких человеческих ка­честв, военного таланта Петра I.

Щедрая, широкая, глубоко человечная натура Пушкина отк­ликалась не только на трагические явления жизни. В 1820—1830 го­лах им создано несколько шедевров любовной лирики. В эти го­лы мы часто видим Пушкина в женском обществе: потребность любви, тепла, семьи вызвала знакомства с Софьей Пушкиной, Анной Олениной, Екатериной Ушаковой и, наконец, с Натальей Гончаровой. Пушкин увидел Гончарову в Москве в 1828 году, когда ее, шестнадцатилетнюю, только начали вывозить в свет и красота ее была признана всюду. В 1829 году Пушкин посватал­ся к Наталье Николаевне и, получив фактически отказ ее мате­ри, самовольно отправился на Кавказ, в район боевых действий. Здесь им написано знаменитое стихотворение
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Все в этом стихотворении: его высокая мысль, строфика, звуковая сторона — гармонично связано друг с другом. Любовь в этом стихотворении — проявление человечес­кой природы. Ведь любить — так же естественно, как жить. Сердце любит оттого, что «не любить оно не может», человечес­кая любовь — это воплощение самой жизни.

В 1830 году Пушкин получил наконец положительный ответ от матери Натальи Николаевны. Прелесть юной Гончаровой, два года назад ошеломившая и взволновавшая Пушкина, навечно запечатлена в стихотворении «Мадона». Поэт был счастлив. Он вступал в брак уже немолодым, по тогдашним понятиям, че­ловеком, и не одного упоения, восторга ждал Пушкин от семьи. Среди своих «медленных трудов» ему требовалось душевное спо­койствие. На прежних путях ему счастья не было — теперь он вступал на тропу обычного человеческого бытия: жена, дети, дом. Наступили предсвадебные хлопоты, и для устройства выде­ленного ему наследства Пушкин ранней осенью 1830 года отпра­вился в нижегородское имение Болдино. Он намеревался про­жить там недолго, а задержался на три месяца из-за холерных ка­рантинов, не позволявших передвигаться по дорогам.

Так началась Болдинская осень 1830 года — период небыва­лого творческого взлета: Пушкин, продолжая работу над «Евге­нием Онегиным», написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина». Содержательный, художествен­ный диапазон произведений Пушкина заметно расширяется. На­пример, в «Маленьких трагедиях», к которым относятся драма­тические сцены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сольери», «Камен­ный гость», «Пир во время чумы», Пушкин рассуждает о челове­ческих страстях и пороках. Скупость, зависть, разврат пренебрежение моральными законами могут властвовать над человеком, поглощать его, нивелируя положительные черты характера. Вы­ступая в трагедиях философом, моралистом, Пушкин утверждает достоинство, гениальность, талант сострадания, чистоту и красо­ту человеческих отношений.

Иная проблематика в прозаическом цикле «Повести Белки­на», который объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробов­щик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В них Пушкин рассуждает о закономерном и случайном в жизни чело­века, о роли судьбы. Размышления Пушкина основаны на реали­стическом материале. Он изображает быт мелких чиновников, офицеров, мещан, ремесленников, станционных смотрителей, провинциальных дворян. Но в их жизнь вторгается нечто не­предсказуемое, и это резко меняет ход событий. Происшествия, изображенные в повестях, действительно необычны и не всегда реалистичны. Дело в том, что Пушкин вновь, как и в «Руслане и Людмиле», использует приемы пародирования, подшучивая над сентиментальными, романтическими канонами и схемами. Но главное в «Повестях Белкина» очевидно: Пушкина стала при­влекать жизнь простых людей, которая изображалась правдиво и искренне. Реалистический образ «маленького человека» Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» — значительное художественное открытие Пушкина, которое повлияет на всю русскую литературу XIX века.