Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Михайловском Пушкин работает над крупными жанрами. Он заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (1824), продолжает работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Но главные достижения Пушкина связаны с драматургией. Он давно увлекался театром, хорошо ориентировался в европейской драматургии. Пушкин считал, что в отечественной драматургии необходимы преобразования, что современные пьесы не должны быть скованы классицистическими и другими канонами. В своей трагедии «Борис Годунов» (1824—1825) Пушкин выступает как новатор. «Борис Годунов» является первой в истории русской литературы реалистической трагедией и вместе с тем первым произведением в творчестве Пушкина, в котором максимально ярко проявились реалистические принципы. В пушкинской трагедии эпоха Бориса Годунова предстает во всей своей исторической сложности. На историческом материале Пушкин осваивает также наиболее актуальные проблемы современности, глобальные по своим масштабам: народ и власть, законность власти, роль личности и народа в истории.
В Михайловском Пушкин, может быть, острее, чем когда-нибудь, ощутил нравственную ценность и красоту дружбы. В 1825 году к нему, ссыльному, приезжали товарищи по Царскосельскому лицею Пущин и Дельвиг, недалеко от Михайловского состоялась встреча с Горчаковым11'. Сильно было лицейское братство! Поэтому ко дню лицейской годовщины 1825 года Пушкин, желая быть вместе со всеми, «на брегах Невы», пишет знаменитое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Он считает, что особенности лицейского «союза» — не только в том, что он «неразделим и вечен». «Союз» сложился «под сенью дружных муз», в атмосфере искусства — отсюда его свобода и беспечность. Эта дружба противостоит враждебной «судьбе».
В судьбу Пушкин, видимо, верил — разные дурные приметы заставляют его в декабре 1825 года отказаться от поездки из Михайловского в Петербург. Если бы он поехал, то угодил бы в столицу 14 декабря и не избежал бы общей участи, тем более что появляться в Петербурге ему как ссыльному было запрещено. Декабрьские события потрясли Пушкина, а с июля 1826 года в его рисунках появляется навязчивый мотив — виселица с пятью казненными. Однажды он нарисовал ее с местом для себя и написал: «И я бы мог, как шут...»
В сентябре 1826 года Пушкина спешно перевозят в Москву, где готовилась коронация Николая I и где Пушкин был принят им. Царь дал поэту свободу и, поскольку Пушкин пожаловался на цензурные притеснения, предложил быть его цензором. Вряд ли это изменило положение поэта — «зависеть от царя» тяжело. В это время Пушкин осознавал свое призвание, свою великую миссию — быть пророком.
Содержанием стихотворения «Пророк» (1826) стало преображение человека, мучительное изменение бренной телесной оболочки, обретение нового облика — и вместе с тем нового жизненного пути, высшего долга. Только голос Бога, призвавшего исполниться Его волей, превращает человека в пророка. Пророчества, истины должны провозглашаться во имя Бога, без этого они не будут истинами и принесут зло. Слово («глагол») пророка должно «жечь» сердца людей. Это не просто причинение боли, а жестокое врачевание, потому что оно — по воле Бога и ради людей.
1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в период Михайловской ссылки.
2. Прочитайте стихотворение «К морю», начатое в Одессе и завершенное в Михайловском. С чем ассоциируется море в поэтическом сознании Пушкина, почему? Каким изображается море, использует ли Пушкин прием олицетворения? В связи с чем поэт вспоминает Наполеона, Байрона? Какие идеи, настроения преобладают в последних трех строфах стихотворения?
3. Прочитайте стихотворение «Храни меня, мой талисман...». Какие биографические обстоятельства повлияли на его написание? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Какая поэтическая строка повторяется в стихотворении, каков содержательный смысл этого повтора?
4. Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким предстает в стихотворении образ бури, что он символизирует? К кому Пушкин обращается в стихотворении: «моя старушка», «добрая подружка»? Каковы интонации этого обращения? Можно ли сказать, что стихотворение имеет кольцевую композицию, почему? Сравните «Зимний вечер» со стихотворением «Зимняя дорога». В чем различие эмоционального тона стихотворений? Как в них воплощается образ зимы?
5. Прочитайте цикл стихотворений «Подражания Корану». Кому посвящен цикл, почему? Каковы основные идеи поэтического цикла?
6. Прочитайте стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Кому оно посвящено? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Как в нем прослеживаются основные этапы жизни самого Пушкина? Какова роль повторов, какие по
этические строки повторяются, почему? Что значит для лирического героя новое чувство любви, какие изменения приносит новая любовь его душе?
7. Как меняется поэтический стиль Пушкина в годы Михайловской ссылки? Какие поэтические темы, мотивы становятся значимы для Пушкина в этот период, почему?
8. Какая южная поэма завершена в Михайловском? Над каким крупным произведением Пушкин продолжает работу?
9. В какие годы Пушкин работал над трагедией «Борис Годунов»? Какова проблематика трагедии, в чем заключается ее новаторское значение?
10. Кто из лицейских друзей приезжал к Пушкину в 1825 году? Прочитайте стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). По поводу какого события написано стихотворение? Почему пушкинский герой в этом стихотворении «печален»? Кого «не досчитывался» в 1825 году лицейский «союз»? Почему Пушкин верит, что лицейский «союз» «неразделим и вечен»? Каково значение мотивов одиночества, дружеской поддержки, потери друзей в стихотворении? Что, по «предсказанию» Пушкина, произойдет через год?
11. Как Пушкин воспринял декабрьские события 1825 года? Когда состоялась встреча Пушкина с Николаем I? Какова причина этой встречи и ее последствия для поэта?
12. Пользуясь туристскими путеводителями, краеведческими исследованиями и др. подготовьте заочную экскурсию: «Пушкин в Михайловском и Тригорском».
Пушкин во второй половине 1820-х — 1830-е годы
«Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «На холмах Грузии...» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Мадона» (1830), «Моя родословная» (1830), «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), «Осень» (1833), «Пир Петра Первого» (1835), «(Из Пиндемонти)» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836); поэма «Полтава» (1828), «Маленькие трагедии» (1830), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Дубровский» (1832—1833), «Медный всадник» (1833), «Пиковая дама» (1833), «Капитанская дочка» (1833—1836).
После нескольких месяцев пребывания в Москве Пушкин приехал в Петербург. Семь лет он не был в столице; за это время изменился поэт, переменился и Петербург. Оставив его в 1820 году, когда город кипел политической и литературной жизнью, был наполнен друзьями, Пушкин возвратился сюда многое пережившим. Блеск и городская суета уже виделись поэту лишь маской, за которой скрываются таинственные силы времени, истории. Город окружил поэта новыми литературными знакомствами. Из прежних товарищей остался, пожалуй, один Дельвиг. Не было его друзьей-декабристов.
В 1827 году появляется стихотворение «Арион», где Пушкин, основываясь на греческом мифе о чудесном спасении дельфином юноши-певца, излагает историю своего спасения. «Гроза», погубившая его товарищей по «челну», выбросила «певца» на берег — таков парадокс судьбы. «Беспечная вера» Ариона в жизнь, в судьбу здесь, пожалуй, противопоставлена мощным усилиям людей, желавших изменить историю. Однако после гибели товарищей «певец» поет те же песни, он верен памяти друзей — эта мысль звучит в пушкинской строке: «Я гимны прежние пою...» Человеческую и творческую самостоятельность Пушкина в новых условиях, верность дружбе, осознание катаклизмов жизни, истории демонстрирует это благородное стихотворение.
В это время Пушкин остро почувствовал покушения на свою творческую свободу со стороны светского общества. Поэт — это призвание и профессия, предмет размышлений Пушкина в 1827— 1831 годах. Кто же такой поэт? Отличается ли он от других людей или такой же, как все? В николаевском Петербурге Пушкину, кажется, пытались внушить последнее. Ответ Пушкина не прост. В стихотворении «Поэт» (1827) он открыл, что творец бывает подобен всем другим людям и может быть даже «ничтожнее» их: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон». Но поэт тем и отличается от остальных людей, что его посещает вдохновенье, имеющее божественную природу. Так что поэт — это и вполне обыкновенный человек, и в то же время человек, причастный таинственным силам гармонии.
Сложные отношения поэта с обществом нашли отражение и в философской лирике. Пушкин все чаще пишет о жизни и смерти, задумывается над смыслом человеческого бытия. В его стихотворениях звучат интонации одиночества, скорби. И все-таки личные переживания никогда не были единственной темой творчества Пушкина. В 1828 году поэт вновь обращается к историческому материалу. Он пишет поэму «Полтава», в которой в реалистической манере воссоздает эпоху Петра I, его победы и достижения. Внимание Пушкина привлекают события, связанные с гетманом Украины Мазепой: его стремление к власти, независимость Украины, любовь, не исключающая жестокости и коварства. В поэме «Полтава» Пушкин ставит как общечеловеческие проблемы (добро и зло, преданность и предательство, честь и низость), так и общественно-исторические вопросы — о роли личности в истории, судьбах людей в историческом контексте, государственном гении и т. д. Полтавская битва в изображении Пушкина — это прославление самых высоких человеческих качеств, военного таланта Петра I.
Щедрая, широкая, глубоко человечная натура Пушкина откликалась не только на трагические явления жизни. В 1820—1830 голах им создано несколько шедевров любовной лирики. В эти голы мы часто видим Пушкина в женском обществе: потребность любви, тепла, семьи вызвала знакомства с Софьей Пушкиной, Анной Олениной, Екатериной Ушаковой и, наконец, с Натальей Гончаровой. Пушкин увидел Гончарову в Москве в 1828 году, когда ее, шестнадцатилетнюю, только начали вывозить в свет и красота ее была признана всюду. В 1829 году Пушкин посватался к Наталье Николаевне и, получив фактически отказ ее матери, самовольно отправился на Кавказ, в район боевых действий. Здесь им написано знаменитое стихотворение
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Все в этом стихотворении: его высокая мысль, строфика, звуковая сторона — гармонично связано друг с другом. Любовь в этом стихотворении — проявление человеческой природы. Ведь любить — так же естественно, как жить. Сердце любит оттого, что «не любить оно не может», человеческая любовь — это воплощение самой жизни.
В 1830 году Пушкин получил наконец положительный ответ от матери Натальи Николаевны. Прелесть юной Гончаровой, два года назад ошеломившая и взволновавшая Пушкина, навечно запечатлена в стихотворении «Мадона». Поэт был счастлив. Он вступал в брак уже немолодым, по тогдашним понятиям, человеком, и не одного упоения, восторга ждал Пушкин от семьи. Среди своих «медленных трудов» ему требовалось душевное спокойствие. На прежних путях ему счастья не было — теперь он вступал на тропу обычного человеческого бытия: жена, дети, дом. Наступили предсвадебные хлопоты, и для устройства выделенного ему наследства Пушкин ранней осенью 1830 года отправился в нижегородское имение Болдино. Он намеревался прожить там недолго, а задержался на три месяца из-за холерных карантинов, не позволявших передвигаться по дорогам.
Так началась Болдинская осень 1830 года — период небывалого творческого взлета: Пушкин, продолжая работу над «Евгением Онегиным», написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина». Содержательный, художественный диапазон произведений Пушкина заметно расширяется. Например, в «Маленьких трагедиях», к которым относятся драматические сцены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сольери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», Пушкин рассуждает о человеческих страстях и пороках. Скупость, зависть, разврат пренебрежение моральными законами могут властвовать над человеком, поглощать его, нивелируя положительные черты характера. Выступая в трагедиях философом, моралистом, Пушкин утверждает достоинство, гениальность, талант сострадания, чистоту и красоту человеческих отношений.
Иная проблематика в прозаическом цикле «Повести Белкина», который объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В них Пушкин рассуждает о закономерном и случайном в жизни человека, о роли судьбы. Размышления Пушкина основаны на реалистическом материале. Он изображает быт мелких чиновников, офицеров, мещан, ремесленников, станционных смотрителей, провинциальных дворян. Но в их жизнь вторгается нечто непредсказуемое, и это резко меняет ход событий. Происшествия, изображенные в повестях, действительно необычны и не всегда реалистичны. Дело в том, что Пушкин вновь, как и в «Руслане и Людмиле», использует приемы пародирования, подшучивая над сентиментальными, романтическими канонами и схемами. Но главное в «Повестях Белкина» очевидно: Пушкина стала привлекать жизнь простых людей, которая изображалась правдиво и искренне. Реалистический образ «маленького человека» Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» — значительное художественное открытие Пушкина, которое повлияет на всю русскую литературу XIX века.