Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. В книге «Проза Пушкина» Н.К. Гей писал: «Гринев конструируется сразу и как персонаж, и как повествователь, в этих качествах он выступает одновременно. <...> Все это позволяет говорить о двух ипостасях Гринева. Повествование идет как бы на двух уровнях. И персонаж, и повествователь являются, по сути дела, одним и тем же лицом. Но они, однако, дифференцированы во временных пластах. Мы может говорить о наличии в повествовании Гринева-младшего, участника событий в настоящем, и Гринева-старшего, рассказывающего или, вернее, вспоминающего свое прошлое». Что вы можете сказать о Гриневе-персонаже, Гриневе-младшем? Что можно сказать о Гриневе-повествовате-
ле, Гриневе-старшем? Насколько изменился внутренний мир, характер Гринева?


Рекомендуемая литература:

  1. Алпатова Т.А. Возвращение мотивов. «Капитанская дочка» в поэтическом мире Пушкина // Литература в школе. — 1997. — № 7.

  2. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. — М., 1989.

  3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л., 1977.

  4. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими страницами» Пушкина. — М., 1985.

  5. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. — Л., 1987.

  6. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». — М., 1989.


ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

Творчество Пушкина стало уникальным явлением в русской и мировой литературе. Пушкин одновременно подвел итог пре­дыдущему развитию русской литературы и дал ей новые направ­ления. Открытый всем сторонам жизни, в своем творчестве он удивительным образом синтезировал гражданский пафос и ка­мерное, сугубо личное содержание. Тематика пушкинских про­изведений разнообразна. Это история, судьба поэта и предназна­чение поэзии, свобода, дружба, любовь, жизнь простого челове­ка и др. Не менее широка проблематика его произведений. На­род и власть, национальные корни, дворянство и крестьянство, человек и общество, жизнь и смерть, человеческие страсти и по­роки, роль личности в истории, зарождение капиталистических отношений, социальные противоречия, жизнь большого города, жажда власти, долг, честь, счастье, жизнь провинциального и столичного дворянства, добро и зло, преступление и наказание — вот далеко не полный перечень как «вечных», так и актуальных для эпохи начала XIX века проблем, которые раскрываются в произведениях Пушкина и решение которых у
поэта отличается жизнеутверждающим характером, высочайшей степенью духов­ности, нравственности и гуманизма.

Пушкин создал огромное количество художественных обра­зов. Многие из них сыграли определяющую роль в истории рус­ской литературы. Пушкин художественно воплотил «героя свое­го времени»; во всем противоречии представил образы Петра I и других русских царей. Он создал галерею женских образов, в ко­торых отразились особенности национального характера — муд­рость, жертвенность, преданность; грандиозно раскрыл образ на­рода как движущей силы истории. Пушкин открыл образ Петер­бурга — города, воплощающего таинственность пути России; разработал образ «маленького человека» — далеко не «маленько­го» с точки зрения нравственности и отношения к общечелове­ческим ценностям. В дальнейшем эти образы будут неоднократ­но волновать русских писателей.

В творчестве Пушкина представлены все литературные роды — лирика, драма, эпос. Он художественно обогатил многие литера-- турные жанры: Пушкин впервые в истории русской драматургии создал реалистическую трагедию, написал уникальные в своем роде «маленькие трагедии», роман в стихах. В лирическом твор­честве Пушкин обращается к самым разным по художественным и содержательным особенностям жанрам: элегии, посланию, ли­рическому размышлению, оде, песне, сонету, эпитафии, роман­су, эпиграмме и др. Пушкин поднял на новый художественный уровень жанры литературной сказки, повести, романа. В творчестве Пушкина отразилась важнейшая тенденция развития рус­ской литературы 10—30-х годов XIX века — постепенное сниже­ние роли поэзии и усиление интереса к прозе.

Значительным достижением Пушкина является не только раскрытие актуальных проблем эпохи, но и их художественная интерпретация. Пушкин уделяет большое внимание художест­венным деталям, усиливающим психологизм произведений, ис­следованию внутреннего мира человека. В пушкинской прозе ор­ганично сосуществуют комические, романтические, символичес-. кие, фантастические элементы, которые подчинены реалистиче­скому принципу воссоздания действительности. Огромное значе­ние для русской прозы имели разработанные Пушкиным образы автора и рассказчика: в результате этого способы прозаического повествования стали значительно разнообразнее.

В своем творчестве Пушкин использовал все пласты лекси­ки. Стиль пушкинских произведений отличается простотой, яс­ностью, емкостью, афористичностью. Творчество Пушкина сви­детельствовало об окончательном формировании русского лите­ратурного языка.



В творчестве Пушкина русская литература впервые обрела в полном смысле слова национальную самобытность. Тема Рос­сии, русские типы характеров, народно-национальная проблема­тика, блестящий русский язык произведений Пушкина выдвину­ли русскую литературу в один ряд с крупными европейскими ли­тературами — с этих пор русская литература приобрела мировое значение.

Проверочные вопросы и задания

1. Перечислите этапы жизни и творчества Пушкина с указанием основных биографических событий, художественных тенденций, написанных произведений.

2. Каково значение Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов для формирования мировоззрения Пушкина, развития его творчества?

3. С какими общественными, политическими деятелями, деятелями культуры и искусства был знаком Пушкин? Как общение с ними повли­яло на творчество поэта?

4. Перечислите основные жанры, образы, темы, мотивы лирики Пушкина. Как он оценивает роль поэта и значение поэзии в жизни общества?

5. Какова степень влияния классицизма, сентиментализма, романтизма на лирику Пушкина?

6. Перечислите наиболее значительные поэмы Пушкина. Когда они были написаны? Какова их тематика, проблематика, художественная направленность? Какая художественная тенденция, характерная для искус­ства первой половины XIX века, нашла отражение в пушкинских поэмах?

7. Какие драматические произведения Пушкина вы знаете? Когда они были написаны? Каковы основные темы, проблемы, идеи пушкинских пьес? В чем заключается новаторское значение драматургии Пушкина?

8. Каково место романа «Евгений Онегин» в творчестве Пушкина и в истории русской литературы?

9. В чем проявляется «энциклопедичность» содержания романа «Евгений Онегин»?

10. Какие общественно-исторические, психологические, философ­ские проблемы ставит Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

11. Каков содержательный диапазон пушкинской прозы (тематика, проблематика, основные идеи)?

12. Как в прозе Пушкина соотносятся романтические и реалистические элементы?

13. Укажите образы, темы, проблемы, идеи, которые являются об­щими для поэзии, драматургии, прозы Пушкина.

14. Каково соотношение «вечной» (нравственно-философской) и конкретно-исторической (социально-политической) проблематики в творчестве Пушкина? Какие проблемы преобладают?

15. Каково значение творчества Пушкина?

Темы контрольного сочинения

1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»: духовный мир Пушкина и его отражение в поэтическом творчестве. Лирика это прежде всего отражение чувств, размышлений и пере­живаний автора, волновавших его в тот или иной период жизни. Воссоз­данию духовного мира Пушкина, круга его интересов, личных впечатлений на основе анализа лирических стихотворений должно быть посвящено дан­ное сочинение.

2.Развитие основных тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина.

В лирике Пушкина отчетливо прослеживаются темы, которые волно­вали поэта на протяжении всего творчества. Но в разные периоды жизни они раскрывались по-своему. В сочинении необходимо проанализировать ди­намику содержательных мотивов и художественных приемов в лирике Пушкина.

3. Человек и история в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина.

Трактовка проблемы места человека в истории в двух поэмах Пушкина отличается. Выявлению общего и различного в содержании поэм, художест­венном воплощении исторической тематики посвящено данное сочинение.

4. Пушкин о человеческих страстях и пороках («Борис Годунов»,
«Маленькие трагедии»).

Трагедии Пушкина посвящены разным темам. Но в них ставится од­на и та же проблема несвобода человека от собственных страстей и по­роков. Какие человеческие пороки привлекают внимание Пушкина, какова его идейно-эмоциональная оценка поставленной проблемы, эти аспекты необходимо раскрыть в сочинении.

  1. «Поэзия» и «проза» жизни в повестях и романах Пушкина.

В повестях и романах Пушкина нашли отражение различные стороны человеческой жизни: высокие, «поэтические», такие, как благородство, преданность, дружба, любовь, романтическая исключительность человека, и низкие, «прозаические», как, например, мелочность, бытовая повседнев­ность и др. Что привлекает Пушкина в жизни человека, каковы его нрав­ственные приоритеты, какими художественными средствами (романтиче­скими или реалистическими) писатель «подсказывает» свои оценкита­ковы содержательные грани данного сочинения.

  1. Актуальные проблемы начала XIX века в художественной интер­претации Пушкина (на материале прозаических произведений).

В сочинении необходимо проанализировать те проблемы, которые бы­ли актуальны для жизни русского общества в начале XIX века,кресть­янский вопрос, народ и власть, накопление капитала, жизнь «маленького человека» и др. Какие из них получили наибольшее распространение в прозе Пушкина, с помощью каких художественных средств они вопАощаютсяэти аспекты должны быть раскрыты в сочинении.


  1. Мотив денег в творчестве Пушкина.

Мотив денег звучит в «Скупом рыцаре», «Повестях Белкина» («Выст­рел», «Станционный смотритель»), «Пиковой даме», «Капитанской дочке» Пушкина. В некоторых произведениях он перерастает в серьезную пробле­му. В сочинении необходимо проанализировать содержательное значение этого мотива (в том числе и оценку автора) и художественные средства его воплощения.

  1. Образ «маленького человека» в творчестве Пушкина («Станцион­ный смотритель», «Медный всадник»).

Пушкин впервые с реалистических позиций раскрыл образ «маленького человека». В сочинении необходимо осветить содержательные и художест­венные особенности его воплощения.

  1. Женские образы в творчестве Пушкина.

В лирике, драматургии, прозе Пушкина ощущается необыкновенно воз­вышенное отношение к женщине. Пушкин создал галерею прекрасных жен­ских образов, в которых отразил сущностные черты русской женщины,верность, жертвенность, мудрость. В сочинении необходимо рассмотреть женские образы (по выбору) и черты характера пушкинских героинь.

  1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина.

В творчестве Пушкина впервые так ярко был воплощен образ Петер­бурга («Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Медный всадник»). В сочинении необходимо раскрыть содержательные и художественные особенности его воплощения.

  1. Образ народа в творчестве Пушкина.

Образ народа, верность народным традициям, социальное положение народа, отношение власти к народу — эти и другие содержательные гра­ни народной тематики нашли отражение в творчестве Пушкина. Проанализируйте их в таких произведениях, как «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин», «Дубровский» «Капитанская дочка».

12. Образы автора и рассказчика в произведениях Пушкина.

В некоторых произведениях Пушкин ведет повествование от первого лица, принимает участие в событиях, делает авторские отступления («Евгений Онегин») или, напротив, самоустраняется, доверяя повествова­ние рассказчику («Повести Белкина», «Капитанская дочка»). В сочинении необходимо раскрыть содержательное и художественное значение этого приема.

13. Комическое на страницах пушкинских произведений.

В произведениях Пушкина достаточно часто звучит смех автора (сце­ны из «Евгения Онегина», «Повестей Белкина», «Капитанской дочки»). Что это за сцены, каков характер пушкинского смеха (юмор, ирония, сар­казм, сатира), какие комические приемы использует писатель, — таков содержательный объем данного сочинения.