Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы



В состав Особого совещания по обороне входили представители министерств, председатели Государственного Совета и Государственной Думы, представители Всероссийских земского и городского союзов, представители Центрального военно-промышленного комитета. Особое совещание по обороне возглавлял военный министр.

Особые совещания получили право осуществлять надзор за заводами, распределять государственные заказы и контролировать их выполнение, определять договорные связи предприятий, отстранять по своему усмотрению администрацию заводов от занимаемой должности, закрывать частные предприятия, подвергать их секвестру.

Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные.

Отсутствие четко определенной концепции государственной безопасности Российской империи, наличие различных структур, охранявших государственную безопасность, их межведомственные разногласия, существенно ослабляли борьбу с антигосударственными элементами.

Разведка. В июле 1900 г. началась очередная реорганизация военной разведки. В составе Главного штаба была учреждена генерал-квартирмейстерская часть, в состав которой включили оперативное и статистическое отделения. При этом на статистическое отделение возлагались функции Азиатского делопроизводства, а именно ведение разведки в Китае, Корее, Японии и других азиатских странах. Полгода спустя, в декабре 1900 г., генерал-квартирмейстерской части передали и канцелярию Военно-ученого комитета.

В апреле 1903 г. объявили новые штаты Главного штаба. Согласно им, вместо канцелярии Военно-ученого комитета ведение разведки возлагалось на 7-е (военная статистика иностранных государств) отделение 1-го (Военно-статистического) отдела Управления 2-го генерал-квартирмейстера Главного штаба. Состояло 7-е отделение из начальника, восьми столоначальников и такого же числа их помощников. Практически сразу же негласно внутри 7-го отделения выделилась добывающая часть, получившая название «Особое делопроизводство», в котором работало два офицера. Однако в 7-м отделении по-прежнему не были разделены добывающие и обрабатывающие функции разведки и не велась работа по руководству разведкой военных округов.

С началом русско-японской войны 1904–1905 гг. на Дальнем Востоке России руководство разведкой осуществляется специальным отделением управления генерал-квартирмейстера штаба маньчжурской армии России, а с октября 1904 г. после разделения маньчжурских войск на три армии в каждой из них создается свое разведывательное отделение.


Разведка маньчжурской армии России делилась на три вида: «дальнюю», действовавшую за рубежом, в глубоком тылу противника или соседних с ним странах, «ближнюю», засылавшую отдельных лазутчиков или небольшие разведывательные отряды на территорию расположения вражеских войск, и так называемую «разведку флангов», в функции которой входило решение разведывательных задач в зоне непосредственной близости к флангам армии, а также в более отдаленных районах Китая и Монголии – странах, соблюдавших в войне нейтралитет.

Из опыта боевых действий русско-японской войны российское руководство сделало серьезные выводы. Прежде всего были приняты меры по усовершенствованию организации агентурной разведки. Большое внимание уделено вопросам улучшения сбора и обработки поступающей разведывательной информации. Впервые вводились структурные разграничения оперативной и информационной работы. Руководство разведкой, вербовка агентуры и контроль за ее деятельностью возлагались на Особое (разведывательное) подразделение Главного управления Генерального штаба вооруженных сил Российской Империи. Обработка и систематизация получаемой информации стали функцией специального «статистического» делопроизводства.

Статистическое отделение генерал-квартирмейстерской части Генерального штаба армии выполняла следующие функции: сбор и обработку военно-стратегических материалов по армиям потенциальных противников, сведений об их военных приготовлениях, направление за границу офицеров с заданиями разведывательного характера, контроль за вербовкой и использованием агентуры за рубежом, приобретение и освоение в интересах российской армии новейших иностранных изобретений в военной области.

С 1 марта 1903 г. этот разведывательный центр был «зашифрован» под 7-е отделение военно-стратегического отдела управления генерал-квартирмейстера Генерального штаба. Это отделение осуществляло руководство агентурной разведкой, которой занимались его представители за рубежом, отдельные сотрудники Министерства иностранных дел, представители других министерств и ведомств в ряде иностранных государств, а также штабы военных округов.

Война 1904–1905 гг. показала необходимость не только непрерывной войсковой разведки в период боевых действий, но и постоянного агентурного наблюдения за вероятными противниками, чему, по мнению большинства офицеров-разведчиков, не уделялось должного внимания.



В результате в апреле 1906 г. была утверждена новая структура Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Она впервые официально закрепила разделение добывающей и обрабатывающей функций военной разведки. Добывающие функции теперь были сосредоточены в 5-м (разведывательном) делопроизводстве части 1-го обер-квартирмейстера Управления генерал-квартирмейстера ГУГШ. Оно состояло из одного делопроизводителя и двух его помощников, один из которых отвечал за восточное, а другой – за западное направление разведки. Обрабатывающие функции возложили на части 2-го и 3-го обер-квартирмейстеров: у 2-го – на 2-е, 3-е, 4-е, 5-е и 6-е делопроизводства, а у 3-го – на 1-е, 2-е и 4-е делопроизводства. Сотрудниками этих обрабатывающих делопроизводств стали работники бывшего 7-го отделения.

В 1906 г. были созданы разведывательные отделения при штабах всех военных округов. Сферы разведывательной деятельности распределялись следующим образом: Петербургский военный округ вел разведку в Швеции, Дании, Норвегии, Англии и Финляндии; Виленский – в Восточной Германии и Англии; Варшавский – в Германии и части Австро-Венгрии; Одесский – в Румынии, Балканских странах и европейской части Турции; Кавказский – в азиатской части Турции и Персии к западу от меридиана Амур-Ада; Туркестанский – в Афганистане, Индии, Западном Китае, Кашгарии, Белуджистане и восточной части Персии; Омский – в Западной Монголии и частично в Китае; Иркутский – в Восточной Монголии, Маньчжурии и Севером Китае; Приамурский – в Японии, Корее и части Маньчжурии, примыкавшей к границам округа.

Морской Генеральный штаб в России как высший орган оперативного руководства флотом был создан «по высочайшему повелению» лишь в апреле 1906 г. Согласно штатному расписанию, в его составе учреждалось иностранное отделение, основные задачи которого заключались в сборе необходимой информации о строительстве, планах использования морских сил потенциальных противников России, а также руководство деятельностью военно-морских агентов в Швеции, Германии, Италии, Турции и некоторых других странах. Иностранное отделение и аппараты военно-морских агентов наряду с разведкой уделяли внимание работе по выявлению организаций и лиц, осуществлявших подрывную деятельность против российского флота. Однако отсутствие специальных органов контрразведки не позволяло обеспечить какую-либо четкость и целенаправленность в борьбе со шпионажем, сохранение в тайне от неприятеля важных государственных секретов.


Разведка велась теперь по единому плану и под общим руководством Главного управления Генерального штаба. В академии Генерального штаба был введен специальный курс обучения разведчиков, а также курсы японского языка. Для более успешного согласования работы центральных и местных органов разведки в 1908 и 1910 гг. проводились специальные семинары старшин адъютантов разведывательных отделений штабов военных округов. На семинарах отрабатывались методологические и организационные принципы работы разведывательных органов. Значительно активизировалась деятельность секретной агентуры как на западном, так и на восточном направлениях. Повысились требования к проверке агентурного аппарата, количеству и качеству поступающей разведывательной информации.

Впрочем, реорганизации на этом не прекратились, и 11 сентября 1910 г. были утверждены новые штаты Главного управления Генерального штаба. Пятое делопроизводство преобразовали в Особое делопроизводство (разведки и контрразведки) в составе Отдела генерал-квартирмейстера. Особое делопроизводство подчинялось непосредственно генерал-квартирмейстеру, что говорило о повышении статуса разведслужбы и усилении роли разведки. В его составе была образована журнальная часть для ведения секретной переписки. А всего штат Особого делопроизводства включал делопроизводителя, трех его помощников и журналиста.

Обрабатывающие делопроизводства вошли в состав частей 1-го и 2-го обер-квартирмейстеров. Части 1-го оберквартирмейстера занимались западным направлением: 4-е делопроизводство – Германией, 5-е – Австро-Венгрией, 6-е – Балканскими государствами, 7-е – скандинавскими странами, 8-е – прочими странами Западной Европы. Делопроизводство части 2-го обер-квартирмейстера занималось восточным направлением: 1-е делопроизводство – Туркестанским, 2-е – турецко-персидским, 4-е – Дальневосточным.

В начале ХХ в. в практике международных связей России все более распространилось своеобразное явление: попытки самостоятельного «выхода» за границу отдельных министерств и ведомств в виде постоянных представителей или представительств, главная цель которых состояла в том, чтобы вести собственную разведку в интересах министерства и России.

В канун первой мировой войны (1914–1918 гг.) в российской разведке были проведены существенные преобразования. Из состава Главного штаба – высшего органа военного управления Российской Империи – выделено Главное управление Генерального штаба, в котором сосредоточено руководство военной разведкой. В тот период именно она была основной формой разведывательной деятельности Российской Империи. Руководил разведкой с 1910 г. отдел генерал-квартирмейстера (ОГЕНКВАР)
Главного управления Генерального штаба, ответственного за организацию самостоятельной разведки стратегического характера в сопредельных с Россией странах, равно как и за руководство разведывательной деятельностью окружных штабов.

Эти реформы, как и поставленные задачи, закреплялись в соответствующих документах военного ведомства России. Для решения этих задач в канун неизбежной войны в странах будущего противника органы разведки должны были создать эффективную агентурную сеть, способную обеспечить получение необходимой информации по ключевым проблемам.

К началу первой мировой войны ОГЕНКВАР Главного управления Генерального штаба располагал агентурными возможностями в Германии, Австро-Венгрии, Китае, Корее, Монголии. Приобретение разведывательных источников осуществлялось главным образом путем работы с доброжелателями, предлагавшими свои услуги. Штабы военных округов располагали своими разведывательными источниками. Связь разведывательных источников с Центром осуществлялось путем переписки на условные адреса в закодированном виде. Однако на первом этапе войны всесторонне и глубоко, в комплексе вооруженные силы противника не изучались, что привело к тяжелым последствиям в первых боевых действиях российской армии.

К началу первой мировой войны разведка не смогла полностью решить стоявшие перед ней задачи. Прежде всего не была создана широкая, прочно законспирированная агентурная сеть в Европе, которая была бы в состоянии постоянно передавать упреждающую надежную информацию и бесперебойно работать в период войны.

Основным недостатком в работе русской разведки в канун войны были беспечность и пренебрежение конспирацией. Вновь приобретенных агентов фотографировали для их личных дел в обычном фотоателье. Жандармский корпус главные усилия направлял на борьбу с «внутренним врагом», в то время как вражеская агентура беспрепятственно работала в районе предстоящих боевых действий.

Деятельность российской разведки сузилась – преимущественное внимание уделялось в основном изучению прифронтовой полосы, но стратегический тыл противника оставался без должного разведывательного внимания.

Во время войны в действующую армию была передана значительная часть офицеров ОГЕНКВАРа, что усилило разведку штаба Верховного главнокомандующего и штабов фронтов. Однако это обстоятельство, равно как и активизация контрразведки противника, привело к утрате части разведывательных источников ОГЕНКВАРа.