Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы



Сведения в агентурной сети и от агентурной сети к Центру осуществлялись по почте, телеграфу с применением шифров, кодов, симпатических чернил. Широко использовались «почтовые ящики», то есть вспомогательная агентура, в задачи которой входило только доставка уже полученных разведывательных донесений. Появились вспомогательные линии разведки: система связи резидента с разведывательным источниками, оперативная фотография. Все шире разведкой использовались технические средства.

Большой целенаправленности работы разведки содействовала и координация усилий союзников по Антанте. В сентябре 1915 г. представители Антанты договорились об образовании координирующего органа – Межсоюзнического бюро, в задачу которого входило объединять получаемые по различным каналам сведения о противнике, с тем чтобы они становились достоянием всех союзников. К концу 1915 г. в Межсоюзническое бюро входили миссии Франции, России, Великобритании, Италии, Бельгии и Сербии.

К концу войны все еще так и не было центра, объединявшего различные виды разведки. Сбором информации занимались военные, дипломатические, промышленные, финансовые торговые и другие ведомства. Ни в одном из Генеральных штабов стран Антанты даже к окончанию войны не было четко сформировано само понятие «стратегическая разведка», не был определен комплекс военных, политических и экономических проблем, подлежащих изучению.

Реорганизация разведки была завершена к августу 1917 г. с принятием решения передать всю заграничную сеть разведывательных источников в ведение ОГЕНКВАРа Главного управления Генерального штаба.

Наряду с другими министерствами – военным, морским, внутренних дел, финансов – добывание секретной информации за границей и в пределах империи осуществляло Министерство иностранных дел. В положении об учреждении Министерства иностранных дел, утвержденном Александром I в 1803 г. и подтвержденном Николаем II в 1897 г., эта задача формулировалась следующим образом: «всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах, поскольку таковые затрагивают внешние политические и иные интересы России».

Структурно МИД состоял из двух составных частей. Первая – заграничные установления, образовавшие Департамент внешних сношений. По внутриминистерской иерархии все страны мира подразделялись на три группы: великие державы – с ними поддерживались дипломатические отношения на уровне посольств (в рассматриваемый период – 9); второстепенные государства – в них Россия была представлена на уровне миссий (22–24); прочие страны – там были учреждены генеральные консульства (32), консульства (71–81), вице-консульства (28) и консульские агентства. Всего в 1907 г. насчитывалось 169, в 1912 г. – 175 штатных заграничных установлений. Вторую часть составлял центральный аппарат Министерства, состоявший из канцелярии, где сосредоточивалась вся политическая переписка МИД с загранпредставительствами России и с иностранными державами, а также между подразделениями министерства внутри империи; Департамента внутренних сношений, в чье ведение входили все политические дела, касавшиеся Западной Европы и Западного полушария, а также все дела русских подданных этих регионов; Азиатского департамента, в чью компетенцию входили (помимо прочих) политические дела стран Ближнего Востока и турецкой Европы, стран Средней Азии, Дальнего Востока, Африки; Департамента личного состава и хозяйственных дел, ведавшего кадрами МИД как внутри, так и вне империи и составлением финансовых смет.


Ведение разведки Департаментом внешних сношений, входящими в него дипломатическими представительствами различных рангов, осуществлялось с помощью агентуры из числа иностранцев, доверительных, оперативных и иных связей, а также на безагентурной основе. Российские дипломаты придерживались дифференцированного подхода к решению разведывательных задач в каждой конкретной стране в зависимости от оперативной обстановки, одним из основных элементов являлся контрразведывательный режим. Так, в ряде ведущих государств Западной Европы руководители дипломатических представительств, не прибегая к агентурным методам работы, стремились занять привилегированное положение при главе государства с тем, чтобы с максимальной отдачей выполнять свой профессиональный долг. Главы посольств и миссий активно работали с руководителями внешнеполитических и других ведомств страны пребывания с целью налаживания устойчивых доверительных отношений, с помощью которых можно было оперативно решать поставленные перед ними задачи.

Первая мировая война вызвала необходимость проведения глубокой структурной реформы и перераспределения функциональных обязанностей в аппарате МИД. В апреле 1916 г. в МИДе создается Осведомительный отдел с целью получения и обработки информации о развитии политической ситуации за границей. На него возлагались следующие задачи: осведомление руководства страны и МИД на основе материалов прессы и донесений агентов отдела в нейтральных странах о положении за рубежом; добывание информации путем разведки.

По прежнему разведкой за рубежом в той или иной степени занимались министерства финансов, торговли, промышленности. Они имели свою собственную сеть информаторов, но эта сеть узко нацелена на сбор сведений только финансового, коммерческого или экономического характера преимущественно через открытую и закрытую специальную литературу. Руководили этой работой за рубежом официальные представители указанных министерств при российских посольствах.

Особняком от всех упомянутых ведомств стояло Министерство императорского двора, которое имело своих представителей за рубежом. Это были лично доверенные лица российского императора при дворах иностранных монархов. Им вменялось в обязанность приобретение широких связей среди высокопоставленных лиц, отношения с которыми строились главным образом не на агентурной, а на доверительной основе, хотя на поддержание этих связей тратились значительные денежные средства. Основным объектом их интереса были сведения о жизни иностранных дворов королевских и аристократических фамилий, но при этом они обязывались добывать секретную информацию политического и военного характера.



С января 1916 г. Министерство внутренних дел, а точнее – его департамент полиции – активизировал свою многочисленную зарубежную агентуру, которая иногда подключалась и к выполнению отдельных внешнеполитических задач. Но основной функцией этой агентуры было выявление подпольной деятельности оказавшихся в эмиграции революционеров, националистов, анархистов и других «подрывных» элементов. Агенты департамента полиции за рубежом в основном действовали открыто, в контакте с местной полицией и контрразведкой.

С учетом приближения окончания первой мировой войны русская разведка к лету 1917 г. готовила планы развития агентурной сети за границей в мирное время. При этом ставилась задача освещения не только военных вопросов, но и всех аспектов политической, экономической и общественной жизни представлявших интерес для российского государства. К этому времени окончательно определился подход к созданию агентурных сетей, где исходным и главным моментом был подбор организатора-руководителя, обладавшего возможностями получения необходимых для оседания в стране его расположения документов, располагавшего необходимыми связями и широкими полномочиями по привлечению к сотрудничеству разведывательных источников.

Основные достоинства разведки и контрразведки Российской империи заключались в следующем.

Во-первых, удачно был выбран принцип создания самостоятельных органов контрразведки и разведки. Они создавались не в системе органов политического розыска, а отдельно от нее. Это создавало для контрразведки и разведки определенный положительный имидж и гарантировало ограждение контрразведки от занятий несвойственными ей функциями. Кроме того, данное обстоятельство способствовало сохранению этих органов после февральской революции 1917 г., в то время как система политического розыска в лице корпуса жандармов и охранных отделений пошла на слом.

Во-вторых, контрразведка и разведка России применительно к своему обществу и государству выполняла патриотическую функцию, защищая и общество, и государство от подрывных действий иностранных спецслужб.

В-третьих, контрразведка и разведка России и по срокам образования, и по принципам организации системы своих органов имела некоторый приоритет над аналогичными службами многих государств того времени. Российский опыт по организации контрразведывательной службы тщательно изучался другими государствами, а иногда эти государства просто копировали российскую систему контрразведки при создании своей собственной системы контрразведывательной службы.


В-четвертых, российская контрразведка и разведка в общем и целом справилась с возлагавшимися на нее задачами как накануне войны, так и в ходе нее, создав необходимое прикрытие военных объектов от подрывных действий иностранных спецслужб.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти



12 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет (ВРК) при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.

21 ноября 1917 г. по предложению Ф.Э. Дзержинского постановлением ВРК была создана комиссия по борьбе с контрреволюцией в составе пяти человек. В ноябре 1917 г. ВРК создал свои вооруженные силы – 10 летучих отрядов по 50 человек для охраны продовольственных грузов.

26 октября 1917 г. на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов был избиран Всероссийский Центральный комитет – высший орган власти в период между съездами. Для управления страной съезд создал временное правительство – Совет народных Комиссаров (СНК). Правительство возглавил В.И. Ленин.

Наркомом по внутренним делам стал А.И. Рыков. Становление народного комиссариата внутренних дел РСФСР (НКВД) завершилось весной 1918 г. Были введены нормативные акты НКВД «О рабочей милиции».

7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Учреждалась она при СНК. Во главе ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский. ВЧК действовал как коллегиальный орган. ВЧК придаются разведывательные и контрразведывательные функции. Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем. Президиум ВЧК состоял из пяти человек: председателя, двух заместителей и двух секретарей. Четвертый отдел – по борьбе со спекуляцией – был создан 11 декабря 1917 г. Органы ВЧК осуществляли агентурное проникновение во враждебные организации, добывали информацию о их планах, кадровом составе, вели работу по разложению этих организаций из нутри.

18 марта 1918 г. президиум ВЧК принял решение о создании новых отделов, в том числе отдела по борьбе с преступлениями по должности. В связи с созданием местных ЧК был образован иногородний отдел на базе организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК. Для борьбы с контрразведкой был создан контрразведывательный отдел – КРО ВЧК, а также два новых отдела: тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий отдел. Кроме того, существовали справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК, железнодорожный отдел ВЧК и соответствующие отделы губернских ЧК, а также ЧК на больших железнодорожных станциях. Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК. Члены ВЧК назначались СНК. Председатель ВЧК входил в коллегию НКВД. НКВД и НКЮ делегировали своих представителей в ВЧК. ВЧК и ее местные органы имели право создавать особые вооруженные отряды, которые находились под контролем и на учете РВСР (Революционный военный совет республики). Члены местных ЧК назначались и отзывались местными исполкомами. Местные ЧК организовывались местными советами. Председатели местных ЧК избирались исполкомами и учреждались ВЧК. Постановления местных ЧК могли приостанавливаться и отменяться ЧК высшей инстанции. Высшие органы ЧК имели право посылать в низшие органы своих представителей с правом решающего голоса. ВЧК вырабатывала инструкции для местных ЧК.