Файл: Превенция наркозависимого поведения у подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рисунок 4 - Динамика количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в ПДН
Как видно из рисунка 4, количество зарегистрированных несовершеннолетних в период с 2019 по 2020 год увеличилось, в 2021 году количество зарегистрированных несовершеннолетних уменьшилось.

Анализ документации образовательного учреждения показывает, что в период с 2019 по 2021 год нет явных изменений в программах по профилактике девиантного поведения, конкурсы, мероприятия и акции отражены в планах работы образовательного учреждения. Между тем, в 2021 году встречи с родителями специалистов образовательного учреждения были более частыми, по сравнению с предыдущими периодами. На наш взгляд, это способствовало выявленной положительной динамике. Полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что для организации профилактики девиантного поведения несовершеннолетних необходимо активно привлекать родителей.

Поскольку значительная часть родителей отказывается принимать участие в организованных мероприятиях или в силу своей занятости не могут принимать активное участие, мы составили практические рекомендации педагогическому коллективу по совершенствованию процесса взаимодействия с родителями в целях профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.


3. ПРОГРАММА «ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»




3.1. Актуальность, цель и задачи программы




Усилия по обобщению обширной литературы о коррелятах и предшествующих факторах употребления подростками наркотиков в значимую этиологическую картину различаются в той степени, в какой они учитывают многие выявленные факторы. Они также различаются по степени, в которой они лечат употребление наркотиков изолированно или в каком-то более широком контексте, и по степени, в которой они предоставляют полезные рецепты для профилактики.

Несколько исследователей предположили, что подростки, употребляющие много различных наркотиков, делают это упорядоченным образом, систематически проходя через ряд стадий употребления наркотиков. Гамбург и др. отметили, что студенты, как правило, сначала экспериментировали с кофе и чаем. За этим последовали вино и пиво; табак; крепкие напитки; марихуана; галлюциногены, стимуляторы и депрессанты; и наркотики. Точки начала действия этих препаратов были четко разделены по времени. Очень немногие студенты, принимавшие один наркотик, не проходили последовательно через каждую из предыдущих групп наркотиков. Кандел (1975) сообщил о очень похожих результатах на гораздо большей выборке. Она наблюдала четыре стадии: пиво или вино, крепкие напитки и/или сигареты, марихуана и другие запрещенные наркотики.

Кандел и др. отметили, что многие из описанных ранее коррелятов по-разному полезны для прогнозирования перехода к каждой из этих четырех стадий. Употребление алкоголя лучше всего предсказывалось участием в мелких правонарушениях, большей вовлеченностью в деятельность сверстников и большей подверженностью моделям употребления алкоголя сверстниками и родителями. Родительские модели оказались особенно важными для начала употребления алкоголя. Начало употребления марихуаны лучше всего предсказывалось знакомством со сверстниками, употребляющими марихуану, участием в мелких правонарушениях и принятием ценностей и установок, благоприятных для употребления марихуаны и неблагоприятных для традиционных институтов. Начало употребления других запрещенных наркотиков лучше всего предсказывалось плохими отношениями с родителями; воздействием на сверстников и родителей моделей употребления наркотиков, как законных, так и незаконных; психологическим стрессом; интенсивным употреблением марихуаны; и более нетрадиционными и несоответствующими взглядами и ценностями.



И Кандель (1975), Гамбург (1975) и др. были осторожны, чтобы указать, что участие на одном этапе не обязательно ведет к следующему этапу; однако участие на одном этапе было очень маловероятным без участия на предыдущем этапе. Модель постановки предполагает, что программы вмешательства должны быть адаптированы к периоду развития целевой аудитории. Это не означает, что простое блокирование последовательности может предотвратить дальнейшее употребление наркотиков. Однако, если программа может изменить социальную среду, чтобы снизить риск употребления наркотиков на ранних этапах последовательности и предоставить подросткам внутриличностные качества и поведенческие навыки, необходимые им для выбора альтернатив, не связанных с наркотиками, то использование других наркотиков, которые встречаются позже в последовательности, также должно быть сокращено. Наконец, их результаты свидетельствуют о том, что, хотя раннее вмешательство желательно, следует также уделять постоянное внимание развивающемуся (и, возможно, вызывающему риск) миру подростков.

Кандел (1980, 1982) рассматривает употребление наркотиков как одно из многих видов поведения, которое является результатом взаимодействия с участием родителей, сверстников и подростков. Она описывает употребление наркотиков как один из возможных результатов социализации подростков, процесса, который уравновешивает влияние сверстников и родителей. Два процесса играют центральную роль в социализации подростков: подражание, при котором подростки усваивают поведение, наблюдая за другими, в данном случае за сверстниками и родителями; и социальное подкрепление, при котором подростки чаще демонстрируют поведение, когда оно одобряется значимыми другими, включая родителей. Кандел (1978b) нашел доказательства того, что отбор также играет важную роль. Социализация происходит по мере того, как подростки осваивают новые модели поведения, взаимодействуя с другими людьми. Отбор происходит по мере того, как они ищут новых друзей с ценностями и поведением, похожими на их собственные. Наконец, Кандел (1980) утверждает, что влияние родителей и сверстников часто зависит от конкретной проблемы. Например, влияние родителей сильнее в отношении будущих ролей, в то время как влияние сверстников сильнее в отношении повседневных проблем, с которыми сталкивается подросток.

Структура социализации предполагает, что вмешательства должны изменять поведение существующих моделей
, если они употребляют наркотики, и предоставлять как можно больше моделей, не употребляющих наркотики, как сверстникам, так и родителям. Это предполагает, что подростки должны быть вознаграждены за выбор альтернатив употреблению наркотиков и что эти награды должны исходить как от сверстников, так и от родителей. Наконец, вмешательства должны быть направлены на то, чтобы направлять процесс отбора групп сверстников, чтобы избежать отбора молодежи, подверженной риску употребления наркотиков.

Каплан (1932) рассматривает употребление наркотиков как одну из многих форм девиантного поведения. Говорят, что люди, которые терпят неудачу во взаимодействии со своими сверстниками, становятся самокритичными и теряют самоуважение. Если эта неудача повторяется и потеря самоуважения является сильной, индивид может отвергнуть группу сверстников, связанные с ней институты и стандарты, потому что они связаны с негативными чувствами к себе. Поскольку поведение, связанное с традиционным обществом, потерпело неудачу, девиантное поведение пробуется в попытке повысить самооценку. Например, индивид может искать новую группу сверстников, в которой принятие более вероятно и в которой поддерживается новое отклоняющееся поведение. Девиантное поведение рассматривается как механизм повышения самооценки, которая была утрачена из-за плохого раннего опыта общения с традиционной группой сверстников.

Концептуализация Каплана концентрируется только на одном аспекте литературы о коррелятах и предпосылках употребления наркотиков подростками. Он относит употребление наркотиков к числу многих форм девиантного поведения и предоставляет мало конкретной информации о том, почему употребление наркотиков может развиться скорее, чем другие формы девиантного поведения. Исследователь профилактики может сделать вывод, что употребление наркотиков может не развиться, если можно добиться того, чтобы поведение, не являющееся отклонением, привело к одобрению группы сверстников, но помимо этого общего предложения существует мало указаний. Эта формулировка может быть привлекательной для многих, потому что она обеспечивает единственную цель - повышение самооценки, но навешивание ярлыков на причину не помогает. без более конкретных указаний относительно процессов и механизмов.

Там, где Кандель (1975) и Гамбург и др. (1975) описали этапы развития, характерные для поведения, связанного с употреблением наркотиков, другие предложили этапы развития девиантного или антиобщественного поведения в более общем плане. Лебер и Шмалинг (в прессе) присоединяются к Каплану в рассмотрении употребления наркотиков как одной из форм девиантного поведения. Девиантное поведение классифицируется как явное (конфронтационное) или скрытое (скрытое). Обе формы естественным образом развиваются у детей (например, придумывание историй, хватание, уход от родителей, удары и т.д.) И, как правило, исчезают в ходе нормальных процессов социализации и взросления.


Подростковый возраст – это период развития, включающий переходные процессы в основных физических, интеллектуальных, психосоциальных и моральных процессах, составляющих личность. Переходные стадии развития по определению являются периодами нарушения равновесия и разрушения и, следовательно, изобилуют возможностями для получения опыта, который одновременно опасен и способствующие росту. Для того чтобы перейти от одной стадии развития к следующей, должен возникнуть неравновесный конфликт, который побуждает индивида отказаться от комфорта хорошо интегрированной стадии рассуждений или взглядов на жизнь в пользу новой и, следовательно, менее безопасной позиции. Кризис идентичности подростков – это такой неравновесный конфликт, в ходе которого подростки ставят под сомнение ранее принятые ценности своих родителей и других авторитетных взрослых, прежде чем прийти к набору принципов, способных примирить разрозненные точки зрения, характеризующие их собственное поколение и поколение их родителей.

Во время переходного периода в подростковом возрасте многие молодые люди совершают социально разрушительное и опасное для здоровья поведение. Однако большинство подростков, которые экспериментируют с наркотиками или другими вредными для здоровья и незаконными практиками, не усугубляют свое тревожное поведение. Специалисты по планированию политики в области здравоохранения должны быть особенно обеспокоены теми подростками, для которых рискованное поведение не способствует личной инициативе и ответственному образу жизни. Нам нужно знать, почему некоторые подростки становятся сильно приверженными такому вредному для здоровья поведению, как привычное употребление вредных наркотиков, в то время как большинство из тех, кто экспериментирует, воздерживаются самостоятельно. Для выявления последствий различных видов рискованного поведения, которые, как считается, угрожают здоровью, требуется разработка продольных исследований с использованием интенсивных оценок данных до, во время и после перехода к подростковому возрасту, чтобы можно было проводить различия между соответствующими этапу, если это вызывает беспокойство, экспериментами и мероприятиями, для которых вторичные выгоды в повышении роста не компенсируют краткосрочные потрясения и опасность.

Существует несколько причин резкого ухудшения ситуации: