ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблемы аддиктивного, девиантного поведения подростков
1.2. Причины и условия формирования аддиктивного, девиантного, наркозависимого поведения
1.3. Технологии превенции наркоависимого поведения подростков
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА
2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла
2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков
3. ПРОГРАММА «ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
3.1. Актуальность, цель и задачи программы
во-первых, длительный период накопления и сохранения неблагоприятных условий жизни в стране в целом;
во-вторых, длительное невнимание властей к проблемам профилактики заболеваний всех групп, что особенно опасно для молодежи;
в-третьих, быстрое распространение нездоровых привычек среди молодежи (курение, употребление алкоголя, в том числе поддельных, токсичных и психоактивных веществ, в том числе наркотиков).
Технологии профилактики наркозависимого поведения с подростками с выраженными акцентуациями предполагают превращение недостатков в преимущества: известно, что у каждого типа акцентуации есть обратная сторона - тот или иной тип одаренности (аналитические, художественные, социальные, математические способности и др.). Выявляя и развивая эти способности, направляя их в позитивное русло, социальный работник может способствовать благоприятному восприятию подростка сверстниками, учителями и родителями, формированию его положительного «я-образа». Но для того, чтобы эта работа дала положительный результат, необходима адекватная социальная диагностика личностных особенностей подростков.
В последние годы были проведены многочисленные опросы школьников, которые дают бесценный материал для их социальной диагностики. Темы опросов очень обширны - образ жизни, свободное время, отношение к проблемам алкоголизма и наркомании, преступности и другим формам девиантного поведения, ценности, предпочтения и установки, выбор профессии, политические предпочтения, отношение к школе и друзьям и т.д.
Технологии социальной адаптации, социальной коррекции и терапии старшеклассников реализуются на основе социальной диагностики.
Профилактика наркозависимого поведения подростков в системе образования осуществляется специалистами различного профиля - социальными педагогами, социальными психологами, школьными психологами, педагогами, а также сотрудниками специализированных образовательных учреждений.
Методы и подходы в этом случае будут несколько иными, но цели останутся общими – влиять на процессы социализации учащихся, студентов или студентов, т. е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного образовательного процесса и создавать адекватную социальную среду для социализации личности учащегося и студента, а также способствовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Цель: разработать программу для превенции наркозависимого поведения подростков.
Учащиеся 8-11 классов МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла.
Основные задачи программы:
-
Благоустройство пришкольного пространства под открытым небом; -
Проведение работ по обустройству читального зала во дворе школы; -
Вовлечение молодых писателей, активистов, волонтеров и подростков в общественную деятельность.
Отклоняться – значит отклоняться от пути или стандарта. С точки зрения развития, модель поведения индивида законно характеризуется как «отклоняющаяся» только тогда, когда она расходится с нормами индивидов на этой стадии развития. Существуют модели поведения, подходящие для подростков, которые не подходят для малышей или взрослых, и хотя эти модели поведения подростков отличаются от моделей поведения взрослых, они не более заслуживают того, чтобы их считали отклоняющимися, чем недержание мочи у 6-месячного ребенка или исследовательское и часто опасное поведение малышей. Далее, мы должны различать девиантное поведение и патологическое поведение. Как утверждает Маца (1969) в своей книге «Становление девиантным», патология – это несостоятельный вариант, несостоятельный в том смысле, что он болезненный, а не просто неприятный. Склонный к переходу паттерн поведения, описанный Джессором и Джессором (1977), не является ни патологическим, ни отклоняющимся.
Данные лонгитюдного исследования старшеклассников Jessors (1977) показывают, что, как и следовало ожидать, нормальные, здоровые подростки находятся в переходном возрасте. Изменения, происходящие в их субъектах от первокурсника к выпускнику, определяют склонность к переходу и, за одним заметным исключением, непатологичны. Эти изменения включают половое созревание; снижение показателей успеваемости; повышение ценности независимости; повышение терпимости к нарушениям стандартов взрослых; усиление социальной критики и политической активности; снижение религиозности; увеличение воспринимаемой поддержки друзей по сравнению с поддержкой родителей; увеличение воспринимаемого ослабления родительских стандартов; снижение посещаемости церкви, о которой сообщалось; и увеличение числа сообщений о пьянстве, социальной активности, употреблении алкоголя, наркотиков и сексуальной активности. Важным исключением из почти идеального соответствия между ответами, свидетельствующими о нормальном психосоциальном развитии и склонности к переходу, является сообщение об отчуждении: исследователи сообщили о снижении уровня развития в отчуждении (Емельянова Е.В. стр. 153) от первокурсника до старших классов, но обнаружил, что более высокое отчуждение предсказывает начало употребления марихуаны (Емельянова, Е.В. стр.170). Поскольку «отчуждение» как структура убеждений не способствует здоровому рискованному поведению или оптимальному развитию, оно, как и снижение мотивации к достижениям, но в отличие от других склонных к переходу характеристик, которые связаны с социальной зрелостью подростков, является жизнеспособным целенаправленным поведением для программ профилактического вмешательства.
Кроме того, мы должны различать рискованное поведение, угрожающее здоровью, которое в конечном счете вредно, и тестирование ограничений, способствующее росту, которое в конечном счете является положительным и способствует оптимальной компетентности.
Под оптимальной компетентностью я подразумеваю координацию или интеграцию внутри личности социально ответственных и агентивных способов поведения. Агентный, как он используется в этой статье, относится к людям, которые являются деятелями, или лидерами, или которые способны сами быть проводниками перемен.
Таким образом, подростки, которые придерживаются мировоззрения и образа жизни, которые, как показывают Джессоры, связаны с проблемным поведением, могут с большей вероятностью, чем их сверстники, участвовать в укрепляющее здоровье поведение активного характера, такое как аэробные упражнения, контроль за питанием и культивирование агентивных качеств, и с меньшей вероятностью будет участвовать в избегающем риска, опасном для здоровья поведении, таком как фобический или малоподвижный образ жизни. В поддержку этой гипотезы исследователи показали, что предпосылки экспериментального или легкого употребления марихуаны в не-преступных группах населения включают такие положительные качества, как независимость, дружелюбие, уверенность в себе и интеллект.
3.2. Содержание проекта
На базе МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла будет функционировать летний читальный зал, который станет местом культурного общения для детей и взрослых. Благодаря такой форме работы будут привлечены к чтению более 150 подростков.
МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла предложит информационную, организационную и мотивационную поддержку подростков, проведет социально-значимые массовые мероприятия на актуальные темы, в том числе по превенции наркозависимого поведения у подростков. Преподаватели и социальные педагоги МБС(К)ОУ № 10 VIII вида будут проводить циклы публичных лекций, занятий, встречи с молодыми тувинскими писателями и научным сообществом.
Обоснование значимости проекта
Федеральная значимость проекта
В условиях малого города, будет реализована творческая площадка «Читальный зал под открытым небом», которая впоследствии может стать своеобразной моделью для аналогичных регионов России. «Читальный зал под открытым небом» будет содействовать реализации в организации образовательной, информационной и организационной помощи, а также организации социально-культурного досуга для подрастающего поколения и родителей.
Региональная значимость проекта
Необходимость проекта обусловлена тем, чтобы изменить имидж пришкольной территории и проведении цикла мероприятий по профилактике наркотической зависимости с подростками и их родителями.
Обоснование социальной значимости
В городе Кызыле проживает 115 000 человек, из которых детей и подростков - 40 %. На базе МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла в летний каникулярный период функционирует оздоровительный лагерь, который ежегодно принимает детей в возрасте 7-18 лет. Так, каждый год лагерь посещали более 150 ребят.
Давно сложившейся традиции специалисты МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла весенне-летне-осенний период проводят с подростками культурные мероприятия. С отсутствием обустроенной площадки все мероприятия требуют значительных усилий (выносить стулья, оборудование), а после дождя провести мероприятие не представляется возможным в виду отсутствия твердого покрытия перед школой. Таким образом, в настоящее время, у нас существуют две проблемы:
1. Отсутствие обустроенной территории, на которой можно проводить культурно-досуговые мероприятия,
2. Отсутствие интереса у подростков и их родителей в сезон отпусков к участию в культурно-досуговых мероприятиях.
В ходе реализации проекта «Читальный зал под открытым небом» будут проведены следующие работы: изменен имидж пришкольной территории, проведен цикл мероприятий с различными целевыми группами по профилактике наркологической и девиантного поведения. Это решит проблему культурного времяпрепровождения в каникулярный период детей и вовлечет взрослых в совместную деятельность с их детьми в период отпусков.
География проекта. Республика Тыва, г. Кызыл.
Целевые группы:
-
Дети и подростки; -
Многодетные семьи.
Реализацией данного проекта займется МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла.
Наш проект можно считать долгосрочным, так как помощь социально-культурному и образовательному процессу подрастающего поколения, информационная и досуговая поддержка родителей является одной из первостепенных целей МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла.
Методы осуществления проекта:
- подключение и доступ к «Wi-Fi»;
- обеспечение подростков и их родителей информацией на различных носителях;
- проведение мероприятий: лекции, книжные выставки, просмотры литературы, книжные развалы, флеш-мобы, викторины, акции и т.п.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
2022-2023 гг.
№ | Мероприятие | Сроки |
| 2022 год | |
| Активизация PR-кампании в СМИ | июнь |
| Привлечение партнёров по проекту. Разработка макета рекламной афиши | июнь |
| Благоустройство площадки | июль-август |
| Лекции родителям | июль-август |
| Тысяча и одно увлечение: книжная выставка | август |
| Книга в детской и на детской площадке: для родителей: открытие книжного сезона | август |
| праздник открытия чтений на открытом воздухе «Я читаю, я читаю, оторваться не могу» | август |
| «Язык, на котором ты говоришь» | август |
| «Лето зовет с книгой вперед» | август |
| выставка - портрет «России верные сыны» | август |
| Здоровым быть модно!: акция | август |
| Флеш-моб «Читать-это модно!» | сентябрь |
| 2023 год | |
| «Юные герои сороковых, пороховых»: час информации | май |
| «Предлагай, делай, побеждай!»: деловая игра | май |
| Час информации «Здоровье» | май |
| Час информации «Я читаю книги о войне» | май |
| Книжная выставка 12 июня – День России | июнь |
| К Всероссийскому дню семьи, любви и верности «От семьи тропинка к роду и народу» | июль |
| Ко Дню Государственного флага России «Символы России: история развития» | август |
| День физкультурника | август |
| Подведение итогов | сентябрь |