Файл: Вопросы к экзамену экономика и управление проектами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из характерных свойств рынка совершенной конкуренции является то, что все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка. Характерные черты четырех основных типов рынка представлены в табл. 1.

Характерные

признаки, определяющие рынок







Чистая (совершенная)

конкуренция

Монополистическая

(несовершенная) конкуренция

Количество фирм

Очень много

Много

Тип продукта (услуги)

Стандартизированный

Дифференцированный

Контроль над ценами

Отсутствует

В довольно узких рамках

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Имеет место значительный акцент на рекламу

В структуре современной экономики рынки совершенной конкуренции отсутствуют. Большинство рынков в ней составляют рынки несовершенной конкуренции. Они полнее удовлетворяют запросы потребителей благодаря дифференциации товаров и цен.

Рынок несовершенной конкуренции характерен для производства и реализации преимущественно товаров потребительского назначения. В экономической теории рынок несовершенной конкуренции получил и другое название – «рынок монополистической конкуренции».

22. Основные принципы формирования и развития рыночных отношений и их краткая характеристика.

Принцип

Характеристика

Свобода выбора

Право субъектов рынка по своему усмотрению в пределах возможностей и в рамках соблюдения законности приобретать, использовать и реализовывать ресурсы, самостоятельно организовывать процесс производства, реализации продукта

Конкуренция

Наличие большого числа независимо действующих продавцов и покупателей продукта (работ, услуг)

Сегментирование рынка

Разделение рынка на группы покупателей, выделение сегментов рынка, являющихся сферой деятельности фирм-конкурентов

Адресность впредоставлении льгот и субсидий

Адресная защита низкодоходных категорий населения при оплате услуг. Особенности предоставления льгот и субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления

Обязательность платности и бесплатности

Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за оказываемые услуги. Изменение размера платы определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельным категориям граждан в установленном порядке и на определенных условиях могут предоставляться компенсации расходов на оплату услуг за счет средств соответствующих бюджетов

Свободное рыночное ценообразование

Результат непосредственного взаимодействия платежеспособного спроса и предложения на рынке

Договорные, контрактные отношения

Отношения по предоставлению товаров (услуг) на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами, которые должны предусматривать меры по защите прав потребителей

Формирование различных стандартов и типов предпочтений

Возможность для потребителей выбирать такие товары (услуги), которые обеспечивают наилучшую комбинацию всех их характеристик при минимальной цене

Государственное регулирование

Обеспечение соблюдения участниками рынка действующего законодательства, гарантия соблюдения конституционных прав и свобод

Приоритет потребителя

Ответственность производителей перед потребителем

Взаимозаменяемость работ (услуг)

Необходимость использования экономически нецелесообразных в обычных условиях способов производства и потребления товаров (услуг), возможное влияние замена на рынок товаров (услуг) других подотраслей




23. Национальное производство и воспроизводство. Система национальных счетов.

Производство в масштабе страны – национальное производство. Оно представляет собой непрерывный процесс использования экономических ресурсов, их превращения в блага(продукты и услуги). При этом происходит распределение созданного в обществе дохода(общественного продукта), обмен доходов на товары и их потребление.

Процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, есть процесс воспроизводства.

Воспроизводство осуществляется одновременно на разных уровнях экономики. Различают индивидуальное, отраслевое, региональное и общественное воспроизводство.

Для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных во второй половине ХХ в. была создана система национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов -это система национального учета и статистики в масштабе страны.

В системе национальных счетов отражаются все виды деятельности, кроме нелегальных (наркобизнес, проституция) и ведения личных домашних хозяйств.

По конкретным группам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов:

счет производства – баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;

счет образования доходов – баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости;

счет эксплуатации – баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;

счет распределения – баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды;

счет капитала – баланс финансирования инвестиций;

финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовые обязательства страны, в том числе чистые кредиты и чистые долги.

Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с системой национальных счетов.
24. Предложение и факторы, его определяющие.

Предложение – это количество продукта, которое продавцы желают и могут предложить в данный момент времени для продажи на рынке при данной цене.
Следует различать индивидуальное и рыночное предложение. 

Индивидуальное предложение – это предложение данного товара одной фирмой (одним продавцом, одним производителем).  

Рыночное предложение – это предложение всех продавцов данного товара.  

Величина предложения - это общее количество блага, которое желают и способны предоставить на рынок все производители в данный момент времени при данной цене.  

Так как производство благ связано с затратами, то желание производителей поставлять блага возникает тогда, когда цена обеспечивает не только возмещение производственных затрат, но и получение прибыли.  

Минимальная цена, по которой производитель готов продать товар, есть цена предложения. Цена предложения есть предельные издержки, выраженные в деньгах. 

Функция предложения - зависимость между рыночным предложением блага и определяющими его факторами, которая показывает максимальное количество блага, поставляемое на рынок при существующих условиях в единицу времени. 

Закон (принцип) предложения - «при прочих равных условиях» величина предложения блага будет тем больше, чем выше рыночная цена этого блага, и будет уменьшаться по мере снижения его цены. 

Графическим выражением закона предложения является кривая предложения. 



Рис. Кривая предложения 

 

Кривая предложения показывает зависимость между ценой товара (Р) и его количеством (QS), которое производители хотят поставить на рынок. Точки А1, А2, А3 и т.д. показывают величину предложения при соответствующей цене (другие факторы, которые могут повлиять на величину предложения остаются неизменными). Положение и наклон кривой определяются издержками производства товаров, точнее предельными издержками, то есть теми дополнительными затратами, которые понесёт продавец для увеличения поставок товара на рынок и которые уравновесят спрос и предложение товара. Таким образом, в большинстве случаев, кривая предложения направлена вправо и вверх. Низкая цена товара свидетельствует об избытке ресурсов в данном производстве, а высокая цена сигнализирует о недостаточности ресурсов, привлеченных в данное производство. 

Цена предложения (PS) определяется максимальными издержками, допустимыми в данный момент рынком, - предельными рыночными издержками, или
Рs = минимальная цена, с которой производители готовы начать выпуск товара. 
Факторы, определяющие предложение

  1. Цена ресурсов, необходимых для производства. Чем дороже используемое сырье, тем больше затраты на производство и, соответственно, меньше прибыль и желание производителя выпускать данный продукт. Таким образом, функция предложения и его объем напрямую зависят от цен на факторы производства (их повышение приводит с снижению его объемов и, как результат, уменьшению предложения).

  2. Уровень технологии. Использование современнейших технологий производства, как правило, способствует сокращению издержек и сопровождается повышением объема предлагаемых товаров.

  3. Цели фирмы. Если основная задача предприятия - получение прибыли, то его деятельность направлена на наращивание темпов производства. Если же целью является, например, его экологичность - производственная мощность падает.

  4. Налоги и субсидии. Повышение налогов ведет к увеличению издержек, а государственные субсидии, наоборот, стимулируют производителей на повышение предложения.

  5. Изменение цен на иные товары. Например, изменение цен на нефть (в частности, повышение) способствует изменению стоимости древесного угля, в данном случае в сторону возрастания.

  6. Ожидания производителей. Постоянный мониторинг рынка иногда влияет на поведение производителей, например, ожидаемая инфляция способствует снижению производства. Так же и планируемое повышение цен влияет на изменение предложения, только в обратную сторону.

  7. Количество производителей однородных товаров также можно отнести к факторам, оказывающим влияние на предложение. Чем их больше, тем, соответственно, выше объем предлагаемых товаров на данном рынке.



25. Спрос и факторы, его определяющие.

Спрос – представленная на рынке потребность в товаре обеспеченная деньгами (доходами).

В микроэкономике различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - есть спрос одного покупателя на тот или иной набор благ. Чемвыше доход, тем обширнее и сложнее этот набор. У каждого покупателя своя шкалаценностей. То количество денег, с которым покупатель готов расстаться радидополнительной единицы блага, есть цена спроса.

Цена спроса (Pd) – это предельная полезность, выраженная в деньгах, т.е. цена спроса - максимальная цена, которую готовы заплатить покупатели за данную единицу блага.

По мере увеличенияколичества приобретаемого блага, дополнительная единица блага даёт всё меньший приростполезности потребителю. Поэтому оно будет приобретаться при более низкой цене.

Рыночный спрос формируется под воздействиеммногообразных факторов - детерминантов (параметров) спроса. Важнейшие из них: ценасамого блага (Рх), цены товаров-субститутов (заменителей данного блага - Ра), цены товаров -комплементов (взаимодополняющих благ - Рb), доходы (I) потребителей, предпочтения (Т),потребительские ожидания (Е), численность и структура населения (N), реклама.

Функция спроса по цене,отражая зависимость величины спросана благо от изменения цены этого блага, показывает то количество блага, которое будет приобретено покупателями при разных ценах блага, но «при прочих равных условиях».

Графическим выражением закона спроса является кривая спроса. Построение кривойспроса осуществляется в системе координат, где на вертикальной оси откладываютсязначения цены ) за единицу блага, а на горизонтальной - значения объема спроса (Q) длякаждого уровня цены в единицу времени. Кривая спроса описывает все возможные соотношения между рыночной ценой и величиной спроса; ее пересечение с осямиграфика указывает на то, что в каждый данный период времени спрос имеет своиограничения по цене и количеству.

Цена спроса, исходя из функции спроса, определяется последующей формуле: РD = a/b при QD = 0 цена спроса будет максимальной(рис.).



Факторы, влияющие на спрос:

  • цена;

  • полезность и необходимость товара;

  • число покупателей;

  • ожидания изменения цены;

  • уровень доходов населения;

  • наличие товара на рынке;

  • предложение альтернативных товаров и их цены;

  • мода;

  • сезон;

  • инфляционные ожидания.