Файл: Вопросы к экзамену экономика и управление проектами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ведет к образованию средней нормы прибыли, одинаковой для всех отраслей производства.

Типы рыночных структур. Каждому комплексу мероприятий по реализации задач формирования рыночных отношений соответствует определенный тип рыночных структур.

Рынок чистой монополии характеризуется отсутствием конкуренции: здесь есть только один производитель. Закон спроса не действует.

При олигополистическом типе рынка несколько фирм контролирует рынок определенного товара или услуги.

В условиях монополистической (несовершенной) конкуренции много продавцов (поставщиков) поставляют на рынок много схожих товаров (услуг), отличающихся друг от друга отдельными характеристиками.

18. Понятие, формы и методы конкуренции.

Конкуренция. Конкуренция за рынки сбыта, за покупателя происходит в самых различных формах. Она выражается в создании покупателю более благоприятных условий для приобретения товаров производимых фирмой, чем у других компаний. Такими условиями являются цена, сроки поставки, условия платежа, послепродажное обслуживание и др. Основным условием эффективности конкуренции является достаточное количество продавцов и покупателей.

Различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а также конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей.

Ценовая конкуренция основана на использовании цен для вытеснения соперников.

Неценовая конкуренция – соперничество вне манипулирования ценами. Она ориентирована на удовлетворение потребительских запросов рынка и предполагает: придание товару качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения имеющихся потребностей; создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей; умножение и улучшение услуг, сопутствующих реализации и потреблению товара (реклама, демонстрация, гарантийный ремонт).

Методы ценовой и неценовой конкуренции широко используются в рыночной практике. Среди них: цены демпинговые, лимитные, гибкие, престижные, лидерные, проникновения на рынок.

Демпинговые цены – искусственно заниженные, установленные ниже цены внутреннего рынка. Наиболее часто используются в мировой практике для захвата рынков сбыта.

Цены лимитные – верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливается на основе предварительных данных в начале его разработки.

Гибкие цены применяются в торговле с каждым в отдельности покупателем.

Престижные цены устанавливаются для особо престижных товаров на высоком уровне. Используются для привлечения рыночного сегмента, обеспокоенного исключительно качеством товара, его уникальностью и престижностью. В этом случае собственно цена не имеет ни какого значения. Лидерные цены – заведомо заниженные, вводятся для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка.

Цены проникновения на рынок – относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка. Подобные цены выгодны для предприятия, если покупатели достаточно чувствительны к цене.


Совершенная конкуренция – условия функционирования рынка, характеризующиеся наличием большого числа фирм, предлагающих однородную продукцию. Обязательным условием совершенной конкуренции является возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Здесь цена товара определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция характеризуется таким положением на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении в него и выходе из него, где ограничены доступ к информации, число продавцов или число покупателей. Товары, продаваемые в условиях несовершенной конкуренции, отличает дифференциация и специализация, уникальность.

В настоящее время для рынка характерна несовершенная конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция в основном сводится к сбиванию цен с целью вытеснения соперника.

Межотраслевая конкуренция осуществляется за наиболее прибыльные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренции происходит перелив капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли. Это в конечном итоге ведет к образованию средней нормы прибыли, одинаковой для всех отраслей производства.
19. Рынки факторов производства.

Чтобы производить продукты, необходимо использовать ресурсы. Факторы производства — это задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.

Факторы производства формируются из общенациональных экономических ресурсов, относящихся к собственности государства, его субъектов, юридических или физических лиц. Процесс превращения общенациональных ресурсов в факторы производства, которые могут использоваться государственными или частными фирмами для своей хозяйственной деятельности, в том числе и для получения доходов, определяется законодательно-правовыми нормами, а также общественно-политическими, демографическими и другими особенностями каждой страны.

Рынки факторов производства

В процесс рыночного оборота, т.е. в сферу спроса и предложения факторов производства, включены такие группы ресурсов, как, например, земля с се природными ископаемыми, лесными, водными массивами
, воздушным пространством, сферой распространения электромагнитных и радиоволн. Свою специфику имеют рынки труда, в том числе труда различных специальностей и квалификации. Относительно самостоятельными, локальными, но связанными с другими рынками, являются рынки капитально-технических, сырьевых, информационных средств. В условиях развитой экономики насчитываются десятки миллионов наименований ресурсов и факторов производства. Их обращение в рыночной сфере обслуживается относительно самостоятельными рынками кредитных денег и псиных булки, превращающих ресурсы в инвестиционные потоки для различных отраслей экономики. Рынки ресурсов и обслуживающие их фондовые рынки регулируются соответствующей экономической политикой государства, смягчающей нежелательные противоречивые тенденции и стимулирующие рост производства.

Особенности рынков факторов производства проявляются в специфике действия законов спроса и предложения.

Спрос и предложение проявляются и взаимодействуют на рынке через движение цен. Цена должна быть на таком уровне, чтобы производители охотно выпускали продукты (услуги) для продажи, а потребители охотно покупали их.

Специфика спроса на факторы производства проявляется и в характеристиках эластичности. Так, спрос более эластичен на те факторы, которые имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимное замещение, вытеснять дорогостоящие ресурсы, снижать издержки производства. Высокие или растущие рыночные цены вызывают "переключение" спроса на альтернативные ресурсы, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от следующих обстоятельств:

1) уровня доходов фирм и спроса на выпускаемую ими продукцию;

2) возможностей взаимного замещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

3) наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам.
20. Рынок капиталов. Процент. Рынок земли и земельная рента.

Рынки факторов производства

В процесс рыночного оборота, т.е. в сферу спроса и предложения факторов производства, включены такие группы ресурсов, как, например, земля с се природными ископаемыми, лесными, водными массивами, воздушным пространством, сферой распространения электромагнитных и радиоволн. Свою специфику имеют
рынки труда, в том числе труда различных специальностей и квалификации. Относительно самостоятельными, локальными, но связанными с другими рынками, являются рынки капитально-технических, сырьевых, информационных средств. В условиях развитой экономики насчитываются десятки миллионов наименований ресурсов и факторов производства. Их обращение в рыночной сфере обслуживается относительно самостоятельными рынками кредитных денег и псиных булки, превращающих ресурсы в инвестиционные потоки для различных отраслей экономики. Рынки ресурсов и обслуживающие их фондовые рынки регулируются соответствующей экономической политикой государства, смягчающей нежелательные противоречивые тенденции и стимулирующие рост производства.

Рента - это плата за пользование ресурсом, количество которого ограничено. Чем более уникальным и ограниченным является ресурс, тем больше возможности у его владельца извлекать ренту из владения этим ресурсом. Ренту получают наемные работники, чьи индивидуальные издержки ниже, чем рыночная ставка заработной платы, ренту извлекают из своего уникального таланта знаменитые актеры, спортсмены, ученые, оперные певцы и т.д. Ограниченность и уникальность ресурсов земли даст их владельцам возможность также получать ренту — земельную ренту. Земельная рента представляет собой частный случай экономической ренты.
21. Совершенная и несовершенная конкуренция. Чистая и монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция – условия функционирования рынка, характеризующиеся наличием большого числа фирм, предлагающих однородную продукцию. Обязательным условием совершенной конкуренции является возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Здесь цена товара определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция характеризуется таким положением на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении в него и выходе из него, где ограничены доступ к информации, число продавцов или число покупателей. Товары, продаваемые в условиях несовершенной конкуренции, отличает дифференциация и специализация, уникальность.

В условиях монополистической (несовершенной) конкуренции много продавцов (поставщиков) поставляют на рынок много схожих товаров (услуг), отличающихся друг от друга отдельными характеристиками.