Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. МОДУЛЬ «РИТОРИКА»
1. ТЕМА «РИТОРИКА КАК НАУКА»
1.1. Понятие риторика.
1.2. Законы современной общей риторики.
1.3. Классификации публичных речей.
1.4. Общие принципы подготовки публичной речи.
1.5. Этапы работы над публичной речью.
1.1. Понятие риторика
Риторика возникла в Древней Греции в V веке до н.э. Рождение ри- торики было связано с периодом демократии в Афинах, когда дар слова воспринимался как признак и непременное условие полно- ценного, хорошего образования. В трудах древнегреческого фило- софа и теоретика ораторского искусства Аристотеля риторика опре- делялась как искусство убеждать. В классическом понимании рито-
рика (от греч. rhetorike), или ораторское искусство (от лат.
oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публич- ного произнесения речи в целях оказания желаемого воздействия на аудиторию.
В современном понимании риторика– это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирую- щей) речи.
Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах
38 профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна
(например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.
Термин риторика употребляется в современной коммуникации на- ряду с ораторским искусством, красноречием.
1.2. Законы современной общей риторики
Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают че- тыре фундаментальных закона риторики.
Первый закон современной общей риторики – закон гармонизи- рующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое обще- ние возможно только при диалогическом взаимодействии участни- ков общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.
Второй закон – закон ориентации и продвижения адресата. Он тре- бует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован
«в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говоря- щим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использо- вать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во- вторых и т. д.), резюмирующие слова (следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую проблему. Перей- дём к следующему вопросу.) и т. п.
Третий закон − закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоцио- нально то, о чём он сообщает, и умел выразить свои эмоции в речи.
Четвёртый закон – закон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.
Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и выразительность речи.
Публичная речь играет все более активную роль в жизни общества.
Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать
39 на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях, в том числе в профессиональной дея- тельности.
Однако следует отметить, что сегодня в публичных выступлениях отражаются основные недостатки современного речевого общения – снижение общего уровня речевой культуры, проявление агрессив- ности, демагогичности, установки на борьбу. Современные ораторы нередко используют такие некорректные приёмы, как возбуждение гнева оппонента, использование лексики преступного мира (под-
ставить, наехать, крыша и т.п.), высокомерные высказывания
(Это знает любой школьник), приклеивание ярлыков, психологиче- ское давление и др.
Вместе с тем основным в современной риторике является понятие
гармонизирующей речи. Только такая речь обеспечивает наилучшее взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возни- кающих конфликтов, объединение участников общения.
1.3. Классификации публичных речей
Виды и жанры публичных речей по цели. Существует несколько классификаций ораторских речей по цели. Аристотель выделял по цели три вида риторических речей: совещательные (цель – склонять или отклонять), судебные (цель – обвинять или оправдывать) и эпи-
дейктические (цель – хвалить или порицать).
Известный американский ученый Г. П. Сопер, автор широко извест- ной книги «Основы культуры речи», в зависимости от главной цели выделял развлекательную, информационную, агитационную (разно- видности: воодушевляющая, убеждающая, призывающая) речи.
Профессор И.А. Стернин в книге «Практическая риторика» выделя- ет в зависимости от цели следующие виды публичных речей.
1. Информационная речь. Ее цель – информировать, передать новую информацию, дать новое представление об известной информации,
40 предложить новые способы осмысления темы. К разновидностям информационных речей относятся: информация, доклад, лекция, устный ответ, устная автобиография, свободный рассказ о себе, от- чет, объявление, устная аннотация в информационных или реклам- ных целях, обзор, объяснение, инструкция, инструктаж. Например,
«Новости студенческой жизни нашего города» – тема информаци- онной речи. Информация – это короткое устное сообщение о каких- либо событиях, которые произошли. Информационное выступление должно быть кратким, содержать новые, интересные для слушате- лей факты.
2. Протокольно-этикетная речь. Ее цель – соблюсти этикет. К чис- лу протокольно-этикетных речей относят официальное поздравле- ние юбиляра, официальный тост, похвальную речь, воодушевляю- щую речь на торжественном собрании, юбилее; вступительное сло- во на открытии какого-либо мероприятия, на собрании, конферен- ции; заключительное слово при подведении итогов, представление собравшимся какого-либо лица, приветственную речь. Например, вручение награды известному учёному, встреча делегации, откры- тие памятника, начало работы конференции, памятная дата и т.п. – это события, которым посвящаются приветственные речи. Их ос- новная задача – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей.
3. Развлекательная речь. Она относится к социально-бытовому красноречию. Её цель – развлечь собравшихся, поддержать их вни- мание и интерес. К числу развлекательных выступлений относятся речи на банкетах, неофициальные тосты, рассказы о смешных слу- чаях из жизни и др.
4. Убеждающая речь. Ее цель – убедить в правильности занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. К разновидностям убеждающих речей относятся вы- ступление в дискуссии, предвыборное выступление, рекламное вы- ступление.
41
Информационный блок есть в любом виде речи. Вид речи определя- ется по ее основной цели.
Виды и жанры ораторской речи по сфере применения. Выделяют следующие виды красноречия:
социально-политическое;
академическое;
социально-бытовое;
судебное;
богословско-церковное (духовное).
Социально-политическое красноречие представляют политическая, парламентская, дипломатическая, митинговая, военно- патриотическая речи.
Академическое красноречие может быть представлено лекцией, докладом, сообщением. Сообщение – это небольшое по времени
(5–10 мин) выступление, в котором рассматривается частный аспект какой-либо проблемы. Доклад, в отличие от сообщения, представ- ляет собой развёрнутое сообщение, раскрывающее какую-либо важ- ную научную или общественно-политическую проблему.
К социально-бытовому красноречию относят застольную, развлека- тельную, юбилейную речи.
Судебное красноречие представлено судебной, защитительной ре- чами, богословско-церковное – проповедью.
Приведем фрагменты текстов разных видов красноречия.
1) Социально-политическое красноречие:
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и
главным образом о гуманитарной, человеческой ее части < … >
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без
элементарной нравственности не действуют социальные и эконо-
мические законы, не выполняются указы и не может существовать
современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперимен-
ты, стоящие миллионы, огромные проекты “строек века” и так
далее.
42
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на на-
шей общественной жизни, государственной работе, на наших
межнациональных отношениях, так как национальная вражда од-
ной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не
враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрес-
сивны (Д.С. Лихачев).
2) Судебное красноречие:
Эти дни, пока вы расследуете детали спора, я раздумываю о пре-
вратностях судьбы: какая нелегкая ноша порой выпадает на долю
судей − восемь человек, возраста весьма почтенного, выступают
свидетелями и согласно говорят: «белое». Заявления их вроде бы
искренние. Одиннадцать свидетелей других, люди помоложе, с
убежденностью утверждают: «черное». И эта группа подкупает
своей отзывчивостью, открытостью < … >
Увы, суду дано сказать одно: или только «белое», или только «чер-
ное», потому что какая-то группа свидетелей говорит явную
ложь, а правда может содержаться только в показаниях другой
группы (В. И. Лифшиц).
3) Богословско-церковное красноречие:
Человек имеет две родины, два отечества. Одно отечество − это
наша земля. И та точка земли, где ты родился и вырос. А второе
отечество − это тот сокровенный мир духа, который око не мо-
жет увидеть и ухо не может услышать, но которому мы принад-
лежим по природе своей. Мы дети земли − и в то же время гости
в этом мире.
Человек в своих религиозных исканиях бесконечно больше осущест-
вляет свою высшую природу, чем когда он воюет, пашет, сеет,
строит. И термиты строят, и обезьяны воюют по-своему (правда,
не так ожесточенно, как люди). И муравьи сеют, есть у них такие
виды. Но никто из живых существ, кроме человека, никогда не за-
думывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше при-
родных физических потребностей (А. Мень).
43
1.4. Общие принципы современной публичной речи
Независимо от того, к какому виду относится публичная речь, она должна соответствовать следующим принципам:
принципу последовательности;
принципу усиления (убедительность доводов должна нарастать постепенно);
принципу экономии (оратор должен выполнить поставленную задачу с минимальной затратой усилий, времени и речевых средств; стремиться к краткости, точности, ясности, убедитель- ности при минимальном количестве аргументов);
принципу результативности (например, выступление должно со- держать вывод, призыв, рекомендации, оно должно принести практическую пользу, а не соответствовать желанию «вообще по- говорить»).
1.5. Этапы работы над публичной речью
Классическая риторика включает в себя следующие этапы, полу- чившие название риторический канон:
инвенцию (изобретение);
диспозицию (расположение частей);
элокуцию (словесное выражение);
меморию (запоминание);
произнесение (исполнение).
Античный риторический канон (канон – греч. правило) не потерял актуальности. Сегодня, как правило, выделяют три этапа работы над публичной речью: докоммуникативный, коммуникативный и по- сткоммуникативный.
На первом этапе осуществляется выбор темы выступления и пред- варительного названия речи. Также на этом этапе определяется цель речи, осуществляется отбор и систематизация материала, поиск
44 способов его подачи и расположения, разрабатывается план (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия.
Когда содержание речи продумано, речь подготовлена, используют- ся приемы ее запоминания. При этом рекомендуется выучить наи- зусть начало и конец выступления.
На втором этапе речь произносится; происходит взаимодействие го- ворящего с аудиторией.
На третьем этапе осуществляется рефлексия, анализ своего выступ- ления, делаются выводы на будущее. Анализ результатов выступле- ния – это новый этап в современной риторике по сравнению с ан- тичной.
2. ТЕМА «РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ»
2.1. Основные единицы общения.
2.2. Виды речевой деятельности.
2.3. Принципы социального общения.
2.4. Логические основы речевого общения.
2.5. Основы невербального общения.
Общение − это очень сложный процесс взаимодействия людей.
Проблемами общения занимаются представители разных наук -- философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи. Рече- вому взаимодействию уделяется огромное внимание в риторике.
Таким образом, понятие «общение» имеет междисциплинарный ха- рактер.
В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определенных принци- пов, правил, которые позволяют им координировать действия и вы- сказывания. Эффективность общения зависит от того, насколько мы представляем себе реально существующие условия общения и в со-
45 ответствии с ними определяем или корректируем свое речевое по- ведение.
2.1. Основные единицы общения
К основным единицам общения относят:
1. Речевое событие. Это центральная единица речевого общения.
Примером речевого события может служить лекция.
2. Речевое взаимодействие, в процессе которого осуществляется пе- редача и восприятие информации. При этом используются такие ка- налы, как аудиальный (слуховой), визуальный (зрительный), кине- стетический (задействованы ощущения, прикосновения).
3. Речевая ситуация (адресант, адресат, условия и обстоятельства общения).
4. Дискýрс − центр речевого взаимодействия. Дискурс рассматрива- ют как «речь, погруженную в жизнь» (высказывание и все, что его сопровождает: мимика, жесты, интонации, эмоции и т.д.).
5. Речевой акт (элементарная единица языкового общения) − целе- направленное речевое действие, которое реализуется через виды ре- чевой деятельности, а именно говорение и слушание, письмо и чте- ние.
2.2. Виды речевой деятельности
Говорение и письмо являются активными (продуктивными) видами речевой деятельности. Их целью является создание текста – устного или письменного. Слушание и чтение являются пассивными (рецеп- тивными) видами речевой деятельности. Они направлены на вос- приятие и понимание текста.
Выделяют следующие виды слушания:
1) глобальное (его целью является формулировка основной мысли);
2) детальное (глубокое);
46 3) критическое, при котором требуется высказать свою позицию по поводу услышанного.
Слушание осуществляется нерефлексивыми и рефлексивными спо-
собами. Суть нерефлексивного слушания заключается в умении
внимательно молчать. Рефлексивное слушание реализуется с по- мощью таких приемов, как выяснение, перефразирование (повторе- ние услышанной информации другими словами), резюмирование
(подведение итогов), эмпатия (отражение чувств говорящего).
Чтение может быть ознакомительным (его цель – составить общее представление о прочитанном), а также изучающим (его цель − вы- делить главное, новое, неизвестное).
2.3. Принципы социального общения
Основные принципы речевого взаимодействия
В процессе обще- ния важно соблюдать ряд принципов: Наиболее значимыми среди них являются принципы:
последовательности;
равной безопасности;
децентрической направленности (главное не эгоистические инте- ресы, а дело);
зеркального отражения;
адекватного восприятия информации;
релевантность информации, то есть соответствие информации запросу;
усиления своей коммуникативной позиции.
Принцип кооперации Грайса. Основой речевой коммуникации яв- ляется принцип кооперации американского философа Г.П. Грайса.
Этот принцип предполагает готовность участников общения к со- трудничеству. В первую очередь он определяет правила работы с информацией в процессе сотрудничества, то есть информационную
сторону общения. Грайс считал, что успешное сотрудничество го-
1. ТЕМА «РИТОРИКА КАК НАУКА»
1.1. Понятие риторика.
1.2. Законы современной общей риторики.
1.3. Классификации публичных речей.
1.4. Общие принципы подготовки публичной речи.
1.5. Этапы работы над публичной речью.
1.1. Понятие риторика
Риторика возникла в Древней Греции в V веке до н.э. Рождение ри- торики было связано с периодом демократии в Афинах, когда дар слова воспринимался как признак и непременное условие полно- ценного, хорошего образования. В трудах древнегреческого фило- софа и теоретика ораторского искусства Аристотеля риторика опре- делялась как искусство убеждать. В классическом понимании рито-
рика (от греч. rhetorike), или ораторское искусство (от лат.
oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публич- ного произнесения речи в целях оказания желаемого воздействия на аудиторию.
В современном понимании риторика– это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирую- щей) речи.
Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах
38 профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна
(например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.
Термин риторика употребляется в современной коммуникации на- ряду с ораторским искусством, красноречием.
1.2. Законы современной общей риторики
Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают че- тыре фундаментальных закона риторики.
Первый закон современной общей риторики – закон гармонизи- рующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое обще- ние возможно только при диалогическом взаимодействии участни- ков общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.
Второй закон – закон ориентации и продвижения адресата. Он тре- бует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован
«в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говоря- щим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использо- вать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во- вторых и т. д.), резюмирующие слова (следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую проблему. Перей- дём к следующему вопросу.) и т. п.
Третий закон − закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоцио- нально то, о чём он сообщает, и умел выразить свои эмоции в речи.
Четвёртый закон – закон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.
Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и выразительность речи.
Публичная речь играет все более активную роль в жизни общества.
Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать
39 на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях, в том числе в профессиональной дея- тельности.
Однако следует отметить, что сегодня в публичных выступлениях отражаются основные недостатки современного речевого общения – снижение общего уровня речевой культуры, проявление агрессив- ности, демагогичности, установки на борьбу. Современные ораторы нередко используют такие некорректные приёмы, как возбуждение гнева оппонента, использование лексики преступного мира (под-
ставить, наехать, крыша и т.п.), высокомерные высказывания
(Это знает любой школьник), приклеивание ярлыков, психологиче- ское давление и др.
Вместе с тем основным в современной риторике является понятие
гармонизирующей речи. Только такая речь обеспечивает наилучшее взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возни- кающих конфликтов, объединение участников общения.
1.3. Классификации публичных речей
Виды и жанры публичных речей по цели. Существует несколько классификаций ораторских речей по цели. Аристотель выделял по цели три вида риторических речей: совещательные (цель – склонять или отклонять), судебные (цель – обвинять или оправдывать) и эпи-
дейктические (цель – хвалить или порицать).
Известный американский ученый Г. П. Сопер, автор широко извест- ной книги «Основы культуры речи», в зависимости от главной цели выделял развлекательную, информационную, агитационную (разно- видности: воодушевляющая, убеждающая, призывающая) речи.
Профессор И.А. Стернин в книге «Практическая риторика» выделя- ет в зависимости от цели следующие виды публичных речей.
1. Информационная речь. Ее цель – информировать, передать новую информацию, дать новое представление об известной информации,
40 предложить новые способы осмысления темы. К разновидностям информационных речей относятся: информация, доклад, лекция, устный ответ, устная автобиография, свободный рассказ о себе, от- чет, объявление, устная аннотация в информационных или реклам- ных целях, обзор, объяснение, инструкция, инструктаж. Например,
«Новости студенческой жизни нашего города» – тема информаци- онной речи. Информация – это короткое устное сообщение о каких- либо событиях, которые произошли. Информационное выступление должно быть кратким, содержать новые, интересные для слушате- лей факты.
2. Протокольно-этикетная речь. Ее цель – соблюсти этикет. К чис- лу протокольно-этикетных речей относят официальное поздравле- ние юбиляра, официальный тост, похвальную речь, воодушевляю- щую речь на торжественном собрании, юбилее; вступительное сло- во на открытии какого-либо мероприятия, на собрании, конферен- ции; заключительное слово при подведении итогов, представление собравшимся какого-либо лица, приветственную речь. Например, вручение награды известному учёному, встреча делегации, откры- тие памятника, начало работы конференции, памятная дата и т.п. – это события, которым посвящаются приветственные речи. Их ос- новная задача – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей.
3. Развлекательная речь. Она относится к социально-бытовому красноречию. Её цель – развлечь собравшихся, поддержать их вни- мание и интерес. К числу развлекательных выступлений относятся речи на банкетах, неофициальные тосты, рассказы о смешных слу- чаях из жизни и др.
4. Убеждающая речь. Ее цель – убедить в правильности занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. К разновидностям убеждающих речей относятся вы- ступление в дискуссии, предвыборное выступление, рекламное вы- ступление.
41
Информационный блок есть в любом виде речи. Вид речи определя- ется по ее основной цели.
Виды и жанры ораторской речи по сфере применения. Выделяют следующие виды красноречия:
социально-политическое;
академическое;
социально-бытовое;
судебное;
богословско-церковное (духовное).
Социально-политическое красноречие представляют политическая, парламентская, дипломатическая, митинговая, военно- патриотическая речи.
Академическое красноречие может быть представлено лекцией, докладом, сообщением. Сообщение – это небольшое по времени
(5–10 мин) выступление, в котором рассматривается частный аспект какой-либо проблемы. Доклад, в отличие от сообщения, представ- ляет собой развёрнутое сообщение, раскрывающее какую-либо важ- ную научную или общественно-политическую проблему.
К социально-бытовому красноречию относят застольную, развлека- тельную, юбилейную речи.
Судебное красноречие представлено судебной, защитительной ре- чами, богословско-церковное – проповедью.
Приведем фрагменты текстов разных видов красноречия.
1) Социально-политическое красноречие:
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и
главным образом о гуманитарной, человеческой ее части < … >
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без
элементарной нравственности не действуют социальные и эконо-
мические законы, не выполняются указы и не может существовать
современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперимен-
ты, стоящие миллионы, огромные проекты “строек века” и так
далее.
42
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на на-
шей общественной жизни, государственной работе, на наших
межнациональных отношениях, так как национальная вражда од-
ной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не
враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрес-
сивны (Д.С. Лихачев).
2) Судебное красноречие:
Эти дни, пока вы расследуете детали спора, я раздумываю о пре-
вратностях судьбы: какая нелегкая ноша порой выпадает на долю
судей − восемь человек, возраста весьма почтенного, выступают
свидетелями и согласно говорят: «белое». Заявления их вроде бы
искренние. Одиннадцать свидетелей других, люди помоложе, с
убежденностью утверждают: «черное». И эта группа подкупает
своей отзывчивостью, открытостью < … >
Увы, суду дано сказать одно: или только «белое», или только «чер-
ное», потому что какая-то группа свидетелей говорит явную
ложь, а правда может содержаться только в показаниях другой
группы (В. И. Лифшиц).
3) Богословско-церковное красноречие:
Человек имеет две родины, два отечества. Одно отечество − это
наша земля. И та точка земли, где ты родился и вырос. А второе
отечество − это тот сокровенный мир духа, который око не мо-
жет увидеть и ухо не может услышать, но которому мы принад-
лежим по природе своей. Мы дети земли − и в то же время гости
в этом мире.
Человек в своих религиозных исканиях бесконечно больше осущест-
вляет свою высшую природу, чем когда он воюет, пашет, сеет,
строит. И термиты строят, и обезьяны воюют по-своему (правда,
не так ожесточенно, как люди). И муравьи сеют, есть у них такие
виды. Но никто из живых существ, кроме человека, никогда не за-
думывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше при-
родных физических потребностей (А. Мень).
43
1.4. Общие принципы современной публичной речи
Независимо от того, к какому виду относится публичная речь, она должна соответствовать следующим принципам:
принципу последовательности;
принципу усиления (убедительность доводов должна нарастать постепенно);
принципу экономии (оратор должен выполнить поставленную задачу с минимальной затратой усилий, времени и речевых средств; стремиться к краткости, точности, ясности, убедитель- ности при минимальном количестве аргументов);
принципу результативности (например, выступление должно со- держать вывод, призыв, рекомендации, оно должно принести практическую пользу, а не соответствовать желанию «вообще по- говорить»).
1.5. Этапы работы над публичной речью
Классическая риторика включает в себя следующие этапы, полу- чившие название риторический канон:
инвенцию (изобретение);
диспозицию (расположение частей);
элокуцию (словесное выражение);
меморию (запоминание);
произнесение (исполнение).
Античный риторический канон (канон – греч. правило) не потерял актуальности. Сегодня, как правило, выделяют три этапа работы над публичной речью: докоммуникативный, коммуникативный и по- сткоммуникативный.
На первом этапе осуществляется выбор темы выступления и пред- варительного названия речи. Также на этом этапе определяется цель речи, осуществляется отбор и систематизация материала, поиск
44 способов его подачи и расположения, разрабатывается план (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия.
Когда содержание речи продумано, речь подготовлена, используют- ся приемы ее запоминания. При этом рекомендуется выучить наи- зусть начало и конец выступления.
На втором этапе речь произносится; происходит взаимодействие го- ворящего с аудиторией.
На третьем этапе осуществляется рефлексия, анализ своего выступ- ления, делаются выводы на будущее. Анализ результатов выступле- ния – это новый этап в современной риторике по сравнению с ан- тичной.
2. ТЕМА «РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ»
2.1. Основные единицы общения.
2.2. Виды речевой деятельности.
2.3. Принципы социального общения.
2.4. Логические основы речевого общения.
2.5. Основы невербального общения.
Общение − это очень сложный процесс взаимодействия людей.
Проблемами общения занимаются представители разных наук -- философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи. Рече- вому взаимодействию уделяется огромное внимание в риторике.
Таким образом, понятие «общение» имеет междисциплинарный ха- рактер.
В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определенных принци- пов, правил, которые позволяют им координировать действия и вы- сказывания. Эффективность общения зависит от того, насколько мы представляем себе реально существующие условия общения и в со-
45 ответствии с ними определяем или корректируем свое речевое по- ведение.
2.1. Основные единицы общения
К основным единицам общения относят:
1. Речевое событие. Это центральная единица речевого общения.
Примером речевого события может служить лекция.
2. Речевое взаимодействие, в процессе которого осуществляется пе- редача и восприятие информации. При этом используются такие ка- налы, как аудиальный (слуховой), визуальный (зрительный), кине- стетический (задействованы ощущения, прикосновения).
3. Речевая ситуация (адресант, адресат, условия и обстоятельства общения).
4. Дискýрс − центр речевого взаимодействия. Дискурс рассматрива- ют как «речь, погруженную в жизнь» (высказывание и все, что его сопровождает: мимика, жесты, интонации, эмоции и т.д.).
5. Речевой акт (элементарная единица языкового общения) − целе- направленное речевое действие, которое реализуется через виды ре- чевой деятельности, а именно говорение и слушание, письмо и чте- ние.
2.2. Виды речевой деятельности
Говорение и письмо являются активными (продуктивными) видами речевой деятельности. Их целью является создание текста – устного или письменного. Слушание и чтение являются пассивными (рецеп- тивными) видами речевой деятельности. Они направлены на вос- приятие и понимание текста.
Выделяют следующие виды слушания:
1) глобальное (его целью является формулировка основной мысли);
2) детальное (глубокое);
46 3) критическое, при котором требуется высказать свою позицию по поводу услышанного.
Слушание осуществляется нерефлексивыми и рефлексивными спо-
собами. Суть нерефлексивного слушания заключается в умении
внимательно молчать. Рефлексивное слушание реализуется с по- мощью таких приемов, как выяснение, перефразирование (повторе- ние услышанной информации другими словами), резюмирование
(подведение итогов), эмпатия (отражение чувств говорящего).
Чтение может быть ознакомительным (его цель – составить общее представление о прочитанном), а также изучающим (его цель − вы- делить главное, новое, неизвестное).
2.3. Принципы социального общения
Основные принципы речевого взаимодействия
В процессе обще- ния важно соблюдать ряд принципов: Наиболее значимыми среди них являются принципы:
последовательности;
равной безопасности;
децентрической направленности (главное не эгоистические инте- ресы, а дело);
зеркального отражения;
адекватного восприятия информации;
релевантность информации, то есть соответствие информации запросу;
усиления своей коммуникативной позиции.
Принцип кооперации Грайса. Основой речевой коммуникации яв- ляется принцип кооперации американского философа Г.П. Грайса.
Этот принцип предполагает готовность участников общения к со- трудничеству. В первую очередь он определяет правила работы с информацией в процессе сотрудничества, то есть информационную
сторону общения. Грайс считал, что успешное сотрудничество го-