Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 знакомыми людьми; уделять внимание эмоциональности высказы- ваний, использовать особый разговорный синтаксис (прямую речь, короткие предложения и т.п.) и др. Создать ощущение живого об- щения оратору помогают приемы диалогизации. Диалогизация ре- чи – это ведение беседы с воображаемым собеседником. Любой ораторский монолог рекомендуется выстраивать как диалог. К приемам диалогизации относятся обращения к слушателям, вопро- сы или вопросно-ответные ходы, вводные конструкции. Они отра- жают такую важную особенность современного общения, как диа- логичность.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что публичная речь представляет собой сложную взаимосвязь между книжной речью и ее устным во- площением: это подготовленная речь. Поэтому оратор сначала соз- дает письменный текст, а затем «редактирует» его в соответствии с законами устной речи
Слушатели – это одновременно и зрители. Поэтому оратор должен помнить, что его движения, позы, одежда, взгляд, интонации явля- ются предметом обсуждения аудитории. Так как восприятие устной речи осуществляется одновременно по слуховому и зрительному каналам, то, кроме вербальных средств, оратор должен владеть не- вербальными: помнить о технике речи (о громкости, четкости, сред- нем темпе речи, отсутствии монотонности), о важности внешнего облика, правильного использования таких средств, как мимика, взгляд, жесты. Жестикуляция должна быть естественной и умерен- ной, а не однообразной или резкой. Нельзя совершать лишних, ме- ханических движений. Также нельзя смотреть на аудиторию отсут- ствующим взглядом, как в пустое пространство. Начинающему ора- тору особенно сложно дается такое умение, как визуальный кон- такт со своей аудиторией, то есть умение держать в поле зрения весь зал. Для того чтобы такой контакт состоялся, оратор должен выступать «без бумажки».

57
Одежда должна быть умеренно модной, опрятной, аккуратной.
Слишком модная одежда, одежда ярких расцветок снижают доверие к оратору.
Главными показателями взаимопонимания между оратором и ауди- торией являются положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их позы, возгласы одобрения, аплодисменты, согласные кивки головой и т.п.), «рабо- чая», а не «вежливая» тишина в зале.
В заключение отметим, что успешному выступлению способствуют не только имидж оратора, но и характер самой аудитории, напри- мер, ее однородность, положительный эмоциональный настрой, общность интересов.
3.2. Риторические позиции оратора
Чтобы выступление прошло успешно, оратор должен выбрать для себя «роль», в которой он будет выступать, т. е. занять определён- ную риторическую позицию.
К наиболее типичным и часто используемым риторическим позици- ям относятся:
1. Позиция информатора. Она предполагает изложение материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в по- нимании.
2. Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное по теме и ждёт дополнительных сведе- ний, личных комментариев и оценок.
3. Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор раз- деляет интересы и заботы аудитории, выступает на равных, что ора- тор обращается к аудитории с просьбой высказать своё мнение, ши- роко использует приёмы диалогизации.


58 4. Позиция эмоционального лидера.
Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого ора- тора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением.
Не следует использовать такие риторические позиции, как позиция
наставника (оратор нравоучителен, категоричен), просителя
(«по- терпите, я скоро закончу»), трибуна (преувеличенный пафос).
4. ТЕМА «ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ»
4.1. Выбор темы, названия, отбор и систематизация материала.
4.2. Составление плана.
4.3. Работа над композицией.
4.4. Работа над словесным выражением речи.
4.5. Особенности аргументации.
4.6. Способы изложения материала и типы связи в тексте.
4.1. Выбор темы, названия, отбор и систематизация материала
Тема выступления должна быть актуальной, интересной как для са- мого оратора, так и для его слушателей. Формулировка названия должна быть ясной и четкой, отражать содержание выступления, привлекать внимание слушателей. В названии не должно быть об- щих формулировок, оно не должно быть длинным и наукообраз- ным.
Цель речи формулируется конкретно, через глагол (например, ин-
формировать о… , убедить в том, что…).
Материал для выступления нужно подбирать с избытком, чтобы иметь «резервные знания». Они придают выступающему уверен- ность. Но в самом выступлении себя нужно сознательно ограни- чить, изложить аудитории только часть материала, так как обилие затронутых вопросов затрудняет восприятие материала. Отобран-

59 ный материал должен помочь подойти по-новому к освещению про- блемы, должен быть интересным по содержанию для аудитории.
Главными источниками материала для подготовки выступления яв- ляются: 1) знания, 2) личный опыт; 3) размышления и наблюдения;
4) беседы с другими людьми с целью понять их отношение к теме;
5) литература; 6) СМИ, в том числе Интернет.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

4.2. Составление плана
На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления составляется
предварительный план. Он необходим потому, что с каждой темой связано несколько вопросов и оратору важно определить, какие конкретно вопросы он предполагает осветить в своей речи. Предва- рительный план отражает личный подход оратора к данной пробле- ме, помогает более целенаправленно подбирать литературу и отби- рать фактический материал для выступления.
Следующим этапом является работа над основным планом. Он от- ражает вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Форму- лировки его пунктов должны быть чёткими и ясными. Этот план со- общается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Однако план выступления не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, состава ау- дитории, намерений самого оратора. Чаще всего основной план со- общается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п
4.3. Работа над композицией
Работая над композицией (построением), необходимо знатьособен- ности конструирования публичной речи, цели всех частей вступле- ния, а также способы развёртывания основной части публичной ре- чи.

60
Во вступлении выделяется зачин (его цель – привлечь внимание) и завязка (ее цель – заинтересовать аудиторию). Общие цели вступле- ния: овладеть вниманием аудитории, установить контакт, подгото- вить аудиторию к восприятию речи. Вступление, небольшое по объ- ему, обычно составляет 1/8 от всего времени выступления. Здесь уместно использовать разные приемы привлечения внимания (см. приложение № 3. С. 195-196). Нельзя делать одного: начинать вы- ступление с извинений по какому-либо поводу.
В основной части раскрывается тема, сообщается информация, приводятся доказательства для обоснования основного положения, мысли (тезиса речи), для убеждения аудитории, побуждения ее к конкретным действиям. Опытные ораторы советуют повторять главный тезис в выступлении не менее трех раз, причем разными словами, сохраняя при этом в формулировках ключевое (главное) слово темы.
Самые частые ошибки, допускаемые в основной части:1) выход за пределы рассматриваемого вопроса («вокруг да около», но не по де- лу); 2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов; 3) перескакивание с одного вопроса на другой; 4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более трех-четырех основных положений, иначе вни- мание слушателей рассеивается).
Цель заключения – усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от речи, создать нужное оратору настроение у слуша- теля, активизировать его. Выполняя эти задачи, заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей.
Композиция предусматривает, в первую очередь, заботу о соответ- ствии, соразмерности частей. Кроме того, автором должны быть предусмотрены и средства усиления выразительности речи за счет особых композиционных приемов (например, приема «обманутого ожидания»).


61
Важно постараться избежать типичных недостатков композиции
публичной речи. К ним относят:
1) нарушение логической последовательности в изложении;
2) перегрузку теоретическими рассуждениями;
3) отсутствие доказательности основных положений;
4) нарушение соотношения данного (известного) и нового.
4.4. Работа над словесным выражением речи
Работая над словесным выражением выступления, оратор выбирает средства выразительности, в первую очередь, тропы и стилистиче- ские фигуры речи, которые необходимы не для украшения речи, а для органичной передачи эмоций и убеждений автора.
Средства выразительности делятся на две группы: тропы (лексиче- ский уровень языка) и фигуры речи (синтаксический уровень языка).
Троп – это слово или выражение, употребленное в переносном (не- прямом) значении.
Среди тропов большой выразительностью обладают метафора, ме- тонимия, сравнение, эпитет, перифраз, оксюморон, аллегория.
Метафора − это слово или выражение в переносном значении, ос- нованном на сходстве. Иногда метафору называют «скрытым срав- нением без союза как».
Значимым средством выразительности является метонимия (При- мер: Вся Москва вышла на улицу). Метонимия − это слово или вы- ражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явле- ниями. Связь может быть между местом и людьми, находящимися на этом месте (Вся Москва − вместо люди − вышла на улицу) между содержимым и содержащим (Он выпил три чашки кофе), между ав- тором и его произведением (Все читают Чехова) и др. Разновидно- стью метонимии является синекдоха − перенос значения с одного

62 явления на другое на основе количественного отношения между ними. Например: Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).
Сравнением называют вид тропа, в котором одно явление или поня- тие проявляется путем сопоставления его с другим явлением (на- пример: Слово – серебро, молчание – золото).
К эпитетам относят образные определения, подчеркивающее свой- ства, качества, признаки предметов или явлений, придающее им ху- дожественную изобразительность, эмоциональность (например:
чудное мгновенье).
В словосочетании пребывать в объятиях Морфея (вместо спать) обнаруживается такое средство выразительности, как перифраз, а в словосочетаниях горячий снег, красноречивое молчание оксюмо-
рон, то естьсовмещение несовместимого в реальности.
Троп, представляющий собой иносказательное изображение отвле- чённого понятия при помощи конкретного жизненного образа, оп- ределяется как аллегория.
Фигуры речи – это особые способы построения предложений и тек- ста, усиливающие их выразительность. Можно выделить четыре группы фигур, которые являются важными в риторической практи- ке.
1. Риторические фигуры, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов в ней: антитеза и градация. Антитеза представляет собой резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Например, афоризм «Опыт есть знание индивидуаль-
ных вещей, искусство же – знание общего» (Аристотель) построен на основе антитезы. Антитеза помогает выявить суть противоречия, конфликта. Градация − это стилистическая фигура, состоящая в расположении слов в порядке нарастания или ослабления их смы- слового и эмоционального значения.
2. Фигуры, которые облегчают слушание, понимание и запоминание речи: повтор (в том числе анафора), синтаксический параллелизм.


63 3. Фигуры, которые используются как приемы диалогизации моно- логической речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Риторический вопрос – это утверждение, высказанное в форме вопроса. Он не предполагает ответа, но усили- вает эмоциональность высказывания; его выразительность, является средством привлечения внимания аудитории (Должно ли высшее
образование быть платным?). Риторическое обращение – это об- ращение к отсутствующим лицам или к неодушевлённым предме- там.
4. Фигуры, которые придают речи динамичность: эллипсис и много- союзие.
Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (например: му-
жики – за топоры). Многосоюзие – это стилистическая фигура, со- стоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов, ко- торые подчёркивают значение каждого члена предложения. Напри- мер: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр
(Н.В. Гоголь).
4.5. Особенности аргументации
Для воздействия на аудиторию, убеждения ее в правоте своей точки зрения в публичной речи используются как логические, так и пси- хологические аргументы. Логические аргументы называются аргу-
ментами к существу дела. Психологические – аргументами к чело-
веку.
Логические аргументы обращены к разуму слушателей (в отличие от психологических доводов, оказывающих воздействие на чувст- ва). К их числу относятся утверждения о фактах. Факт – это дей- ствительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях.

64
К психологическим аргументам относят ссылку на мнение великих учёных, общественных деятелей, писателей и т.д. Это называется аргументом к авторитету. Например, в одной из статей, размышляя об истинной свободе, Ю. Бондарев написал: Мудрейший русский
мыслитель Николай Фёдорович Фёдоров замечал в «Философии об-
щего дела», что мать, родившая ребёнка, как бы утрачивает сво-
боду – любовь налагает обязанности и делает человека несвобод-
ным. Пустота свободы ждёт всякую свободу, коли в ней не зало-
жено исполнение долга и обязанностей перед людьми, выраженного
в отзывчивости, терпимости, во внимании к чужой форме мышле-
ния, в охране справедливости отношений. Это яркий пример ис- пользования психологического аргумента к авторитету (ссылки
на авторитетное мнение).
Также к психологическим аргументам относят аргументы к публи-
ке, аргументы к личности, ссылки на чужие мнения, доводы к чув-
ству собственного достоинства, аргументы к состраданию.
Убедительной делает речь наличие сильных аргументов. Сильными аргументами являются научные аксиомы, законы, цитаты, ссылки на авторитетные источники. Их не должно быть много, для убежде- ния аудитории достаточно трех-четырех сильных аргументов.
4.6. Способы изложения материала и типы связи в тексте
Способы изложения материала. Способ изложения – это метод построения текста. Выделяют следующие способы изложения мате- риала:
индуктивный – изложение материала от частного к общему;
дедуктивный – изложение от общего к частному, то есть от тези- са к его доказательствам;
аналогия – изложение от известного к новому на основе сопос- тавления различных явлений, событий, фактов; рассуждение или описание по аналогии с известным;