Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47 ворящего и слушающего обеспечивается соблюдением следующих постулатов (максим):
количества информации (информации должно быть столько, сколько необходимо для достижения целей общения);
качества информации (информация должна быть истинной);
отношения (уместность по отношению к теме);
способа (ясность, краткость, отсутствие многословия).
Постулат (от лат. postulatum − требование) – это утверждение, не требующее доказательств.
Мáксима (от лат. maxima regula (sententia) − высший принцип.
Принцип вежливости Лича
. Принцип вежливости Дж. Лича опреде- ляет этическую сторону общения. Этот принцип состоит из ряда мáксим:
такта (не затрагивайте опасных для другого человека тем, со- блюдайте границы личной сферы);
великодушия (не затрудняй других);
одобрения (позитивно оценивай другого человека);
скромности (реальной самооценки);
согласия (не конфликтуй);
симпатии (будь доброжелательным).
2.4. Логические основы речевого общения
Логические основы убеждающей речи реализуются через доказа-
тельство и опровержение.
Доказательство – это убеждение аудитории в истинности тезиса с помощью логических доводов, то есть аргументов, а опровержение
– это убеждение аудитории в ложности тезиса с помощью логиче- ских доводов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Основные законы формальной логики. Логические основы убеж- дающей речи базируются на основных законах формальной логики.
48 1. Закон тождества: каждая мысль в процессе данного рассужде- ния должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержа- ние, то есть быть тождественна самой себе. Нельзя подменять один предмет другим, отождествлять различные мысли, а тождественные мысли принимать за различные. Каждое понятие и суждение долж- ны употребляться в одном и том же, определенном смысле и сохра- нять его до конца всего обсуждения. Например, речь идет о низком качестве выполнения работы сотрудником, а выступающий начина- ет говорить о его скромности, трудолюбии. Часто говорящие имеют в виду разные предметы или различные стороны одного и того же предмета и поэтому не могут прийти к единому выводу.
2. Закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Однако сле- дует различать логическое противоречие и противоречие объектив- ной реальности.
3. Закон исключения третьего: из двух противоречащих высказыва- ний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно не- пременно истинно. В логике противоречащими называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предме- те, а в другом – отрицается. Истина заключается в одном из проти- воречащих друг другу высказываний.
4. Закон достаточного основания: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.
Структура логического доказательства. Если мы хотим быть убедительными, следует знать структуру логического доказательст- ва.
В структуре логического доказательства выделяют три элемента.
1. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется до- казать.
2. Аргументы – доводы (основания, положения), с помощью кото- рых обосновывается тезис.
49 3. Демонстрация – способ, форма доказательства (как мы доказыва- ем, как из аргументов вытекает тезис).
Правила тезиса. Доказывая тезис, важно соблюдать правила тези-
са:
1) тезисом не должно быть суждение очевидное, не требующее до- казательств;
2) тезис должен быть истинным, то есть соответствовать объектив- ной действительности;
3) тезис должен быть обоснован фактами;
4) тезис должен быть суждением ясным и точно определенным, чет- ко сформулированным, конкретным;
5) тезис должен оставаться тождественным, то есть неизменным на протяжении всего доказательства;
6) тезис не должен содержать в себе логического противоречия;
7) тезис должен иметь личностную значимость для аудитории (на- пример: С индексом Ваше письмо дойдет в два раза быстрее).
Следует избегать следующих распространенных ошибок в построе-
нии тезиса:
1)потеря тезиса (сначала был один тезис, а затем произошла подме- на на другой);
2) «лоскутное одеяло» (проблемы последовательно называются, но не предлагается их решение);
3) «утопленный тезис» (неумелые рассуждения губят тезис);
4) отсутствие тезиса.
Логические аргументы. К логическим аргументам относят:
1) теоретические положения и обобщения и выводы из опыта;
2) ранее доказанные законы науки;
3) аксиомы и постулаты;
4) определения основных понятий конкретной области знаний;
5) факты, статистические данные.
Правила аргументов. Выстраивая аргументацию, следует опирать- ся на правила аргументов:
50 1. В качестве аргументов должны быть использованы истинные по- ложения.
2. Истинность аргументов должна быть доказана ранее.
3. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.
4. Аргументы не должны противоречить друг другу и тезису.
5. Аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису.
Виды аргументов. Принято выделять следующие виды аргументов:
сильные;
слабые;
несостоятельные.
Сильные аргументы не вызывают критики, их невозможно опро- вергнуть, не принять во внимание. К сильным аргументам относят:
1) научные аксиомы, точно установленные и взаимосвязанные фак- ты и суждения, вытекающие из них;
2) положения законов и официальных документов, ссылки на зако- ны, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соот- ветствуют реальной жизни;
3) экспериментально подтвержденные выводы;
4) заключения экспертов;
5) ссылки на признанные слушателями авторитеты;
6) цитаты из авторитетных источников;
7) показания свидетелей и очевидцев событий;
8) статистическая информация, собранная и обработанная профес- сионалами-статистиками.
Слабые аргументы могут вызвать сомнения у слушателей. К сла-
бым аргументам относят:
1) выводы из неполных статистических данных;
2) доводы личного характера;
3) ссылки на потерявшие силу решения;
4) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фак- тах, связь между которыми неясна без третьего;
51 5) ссылки на малоизвестные или неизвестные слушателям авторите- ты; доводы, сделанные на основе догадок, предположений, ощуще- ний.
Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить человека, применяющего их. К несостоятельным аргументам относят:
1) суждения на основе подтасованных фактов;
2) ссылки на непроверенные источники;
3) выдаваемые авансом обещания;
4) доводы, рассчитанные на предрассудки и невежество;
5) ложные заявления и показания;
6) подлог и фальсификация того, о чем говорится;
7) выводы, сделанные на основе фиктивных документов.
Виды аргументации. Различают следующие виды аргументации.
1. Нисходящая: сначала приводят сильные аргументы, а затем более слабые аргументы (подходит для малоподготовленной по теме аудитории).
2. Восходящая: от слабых аргументов – к сильным (подходит для подготовленной аудитории, способной анализировать).
3. Односторонняя: аргументы только в пользу своего тезиса (если мало времени) или только против чужого тезиса (если есть вре- мя).
4. Двусторонняя: за свой тезис и против чужого (для подготовлен- ной аудитории или негативно настроенной).
5. Опровергающая: доказывается ошибочность чужих тезисов (име- ет сильное воздействие).
6. Поддерживающая: поддержка правильности тезисов, высказан- ных другими.
7. Предвосхищающая: предвосхищение контраргументов в ваш ад- рес и обращение к ним в своем выступлении.
8. Индуктивная: сначала рассматриваются конкретные положения, а затем делается вывод (от частного к общему) . Пример: Память
– одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: матери-
52
ального, духовного, человеческого < … > Совесть – это в основ-
ном память, к которой присоединяется моральная оценка со-
вершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то
не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему
так важно воспитываться в моральном климате памяти: па-
мяти семейной, памяти народной, памяти культурной (Д. С. Ли- хачёв).
9. Дедуктивная: сначала приводится тезис, а затем излагаются ар- гументы (от вывода к аргументам). Например: Нам нужно лучше
обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамот-
ность школьников. Во-вторых, у нас плохо владеют русским язы-
ком журналисты и телеведущие. В-третьих … и т.д..
Логические ошибки в аргументации. При нарушении правил ар- гументации могут быть логические ошибки в доказательстве. Назо- вем главные из них.
1. Подмена тезиса: доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально.
2. Ложное основание или заблуждение: ссылка на несуществующие документы, подтасовка фактов, искажение статистических данных.
3. Предвосхищение основания: в качестве аргумента берется недока- занное положение.
4. Порочный круг: тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса.
Опровержения как особая форма доказательства. Опровержение
– этоустановление ложности или несостоятельности тезиса.Опро- вержение осуществляется следующими способами:
1. Опровергается тезис через прямое доказательство антитезиса или сведение тезиса к абсурду (условно допускается истинность выдвинутого положения и выводятся логически вытекающие из не- го следствия, затем показывается, что эти следствия противоречат объективным данным).
53 2. Критикуются аргументы: показывается их ложность или несо- стоятельность.
3. Показывается несостоятельность аргументации: демонстриру- ется, что тезис логически не вытекает из аргументов.
2.5. Основы невербального общения
Вербальное (словесное) общение не является единственным. При речевом взаимодействии большую роль играет невербальное (несло- весное) общение. «Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», − писал Цицерон.
К невербальным средствам общения относятся:
1) паралингвистические средства: тембр голоса, темп, паузы, инто- нация, громкость;
2) экстралингвистические средства: паузы, смех, вздохи;
3) кинетические средства: жесты, мимика (улыбка, движение бро- вей), телодвижения, походка, поза (осанка);
4) взгляд;
5) тактильные средства: прикосновения, рукопожатия, объятия, по- целуи;
6) запахи;
4) внешние факторы: пол, возраст, особенности внешности (рост, одежда, прическа, цвет волос);
5) графические средства (например, почерк);
6) проксемика (положение и перемещение в пространстве, межлич- ностная дистанция).
Невербальные средства общения изучаются в разделе языкознания, который называется паралингвистикой (от греч. parа – около).
Знаки невербального общения должны уточнять мысль, в сочетании со словами усиливать ее эмоциональное звучание, способствовать лучшему восприятию речи.
54
3. ТЕМА «ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ»
3.1. Умения и имидж оратора.
3.2. Риторические позиции оратора.
3.1. Умения и имидж оратора
Слово оратор (от лат. orare – говорить) появилось в русском языке в начале ХVIII века. Так называют человека, произносящего речь на публике.
Человек, выступающий с публичной речью, должен обладать опре- деленными качествами и умениями, чтобы не допускать ошибок на- чинающих ораторов. Так, некоторые из них недостаточно тщатель- но готовятся к выступлению, говорят расплывчато, неубедительно, не умеют вести себя во время выступления, держатся скованно, не чувствуют аудитории, теряются, если слушатели задают вопросы.
Вместе с тем оратор должен уметьдоходчиво и убедительно изла- гать материал, отвечать на вопросы, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства и наглядные пособия.
Оратор должен вызывать доверие. На установление контакта с ау- диторией влияют личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Не зря Аристотель говорил: «Мы слу- шаем не речь, а человека, который говорит». Аудитория будет ис- пытывать доверие к такому оратору, который известен как человек эрудированный, принципиальный, не бросающий слов на ветер, имеющий высокий уровень речевой культуры. Доверие к оратору достигается благодаря таким качествам, как профессионализм, доб- рожелательность, искренность, нацеленность на общение. В связи с этим следует продумать манеру выступления: приветствуются уве-
55 ренность, спокойствие, заинтересованность, решительность, энер- гичность, непринужденность в общении.
Выступающий должен внимательно наблюдать за реакцией аудито- рии и устанавливать контакт со слушателями. Для этого необхо- димо учитывать особенности аудитории, научиться составлять ее портрет на основании объективных и субъективных характеристик.
К объективным характеристикам аудитории относят:
1) демографические характеристики (пол, возраст, национальность, уровень образования, культуры, социальное положение – долж- ность);
2) интеллектуальные характеристики: знания (в том числе по теме), убеждения, интересы, ценности, увлечения, уровень профессио- нальной подготовки, политическая ориентация;
Субъективные характеристики аудитории учитывают:
1) отношение к теме, проблеме;
2) отношение к мыслям оратора (совпадает, конфликтное, равно- душное; при последней ситуации оратор, как правило, имеет дело с самой трудной аудиторией);
3) отношение к оратору.
Например, если оратор выступает в молодежной аудитории, он, скорее всего, будет учитывать присущую ей склонность к дискус- сии, к разрушению стереотипов, а также то, что в этом возрасте многие задумываются о жизненных ценностях, приоритетах. Пони- мание это позволит правильно выстроить стратегию речи.
Оратор должен учитывать, что публичная речь предполагает устную форму общения, что это живой непосредственный разговор со слу- шателями. Так как публичная речь воспринимается ими на слух, то ее содержание должно пониматься сразу, легко усваиваться. Чтобы удерживать внимание аудитории на протяжении всего выступления, оратору необходимо придать своей речи «разговорность», создать
«эффект общения». Для этого можно использовать различные спо- собы: разговаривать со слушателями так, как обычно говорят со