Файл: Технология ремонта тягового трансформатора электровоза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Предельно допускаемые размеры узла (сборочной единицы) при
выпуске из ремонта
После ремонта тяговые трансформаторы подвергают предварительным и контрольным испытаниям. Предварительно испытывают обмотку, изоляцию магнитопровода, вводы на крышке, бак на герметичность. Степень увлажнения изоляции может быть оценена коэффициентом абсорбции который определяют для всех групп обмоток с помощью мегаомметра напряжением 2,5 кВ как отношение сопротивления изоляции при вращении рукоятки в течение 60 с к значению сопротивления при вращении в течение 15 с. При превышении этого значения обмотку сушат в вакуум-сушильном шкафу или в собственном баке, закорачивая тяговую обмотку. С целью проверки качества ремонта собранного трансформатора проводят контрольные испытания в соответствии с диагностическим тестом.
Минимальное сопротивление изоляции, МОм: высоковольтной обмотки -- 50, цепи обмоток низкого напряжения электровозов ВЛ60К, ВЛ80К, ВЛ80Т -- 1,5; цепи обмоток 0152 электровозов ЧС4 -- не ниже 1,2. Изоляция должна быть одинакового соломенно-желтого цвета
Шпильки клицы, узлы крепления магнитопровода не должны иметь перемещений. Сопротивление изоляции -- не ниже 5 Мом.
В эксплуатации насос должен развивать напор около 100 кПа
7. Проверка, регулировка и испытание узла (сборочной единицы)
После монтажа трансформатора на электровозе необходимо:
проверить, имеется ли электрическое соединение бака трансформатора с корпусом электровоза;
проверить коэффициент трансформации на всех выводах тяговой обмотки и обмотки собственных нужд, при этом на сетевую обмотку подается напряжение до 500 В в соответствии с требованиями ГОСТ 3484-65;
замерить активное сопротивление всех обмоток трансформатора, которое должно соответствовать данным выписки из заводского протокола испытаний; допустимые отклонения ±5%;вторично замерить сопротивление изоляции обмоток; проверить электрическую прочность изоляции обмоток повышенным напряжением; проверить работу электронасоса. Работу насоса проверяют следующим образом: в резьбу запорного устройства, установленного в верхней части электронасоса, включают манометр;
отворачивают на несколько оборотов запорный винт; подают переменное трехфазное напряжение 380 В на электродвигатель насоса. При открытых плоских кранах охладительной системы и правильном направлении вращения вала электродвигателя насос развивает напор около 1 кгс/см2 по манометру; прослушивается слабое гудение. При неправильном вращении насос развивает напор 0,3-0,4 кгс/см2. Одновременно убеждаются в отсутствии течи масла в соединении манометра с запорным устройством. Результаты испытаний занести в паспорт трансформатора. У отечественных трансформаторов проверяют электрическую прочность трансформаторного масла, измеряют сопротивление изоляции обмоток и сопротивление их постоянному току. Электрическую прочность масла проверяют спустя 12 ч после заливки его в бак трансформатора. Во время отстоя трансформатора осуществляют обкатку электронасоса в течение 3 ч для удаления воздуха из обмоток и изоляционных частей трансформатора. При
положительном анализе трансформаторного масла, проведенном в соответствии с государственным стандартом, и если пробивное напряжение на стандартном разряднике оказалось не ниже 40 кВ, проводят следующие электрические испытания. Сопротивление изоляции обмоток измеряют мегаомметром напряжением 2500 В через 60 с после приложения напряжения при температуре изоляции не ниже +10°С. Наименьшие значения сопротивления изоляции для каждого типа трансформатора приведены в соответствующих заводских инструкциях. Однако по сопротивлению изоляции можно сделать только грубое предварительное заключение об отсутствии каких-либо существенных дефектов изоляции обмоток. Это измерение проводят перед испытаниями электрической прочности изоляции. Электрическую прочность изоляции испытывают с целью установления надежности изоляции обмоток относительно друг друга и по отношению к заземленным частям трансформатора, а также для проверки изоляции между отдельными частями каждой из обмоток и между витками. Метод приложенного напряжения применяют при использовании постороннего источника напряжения частотой 50 Гц. Испытанию подвергают каждую обмотку как по отношению к другим обмоткам, электрически не соединенным с ней при работе, так и по отношению к заземленным металлическим частям трансформатора. Испытательное напряжение прикладывают в течение 1 мин между замкнутой накоротко испытуемой обмоткой и заземленным баком, с которым соединяют магнитную систему и замкнутые накоротко все остальные обмотки испытуемого трансформатора. Источником питания служат трансформаторы ИОМ-100/100 для обмотки высшего напряжения и ОМ-20/10 для обмоток низшего напряжения и собственных нужд. Значения испытательных напряжений указаны в заводских инструкциях. Испытание индуцированным напряжением носит контрольный характер. Его выполняют для выявления повреждения изоляции обмоток, которое могло возникнуть в результате испытания ее приложенным напряжением. К выводам одной из обмоток подводят двойное номинальное напряжение этой обмотки частотой 200 Гц в течение 30 с. Все остальные обмотки должны быть разомкнуты. В каждой обмотке трансформатора при этом будет наводиться э. д. с. повышенной частоты, равная двойному номинальному напряжению данной обмотки. Частоту повышают для того, чтобы при двойном индуцированном напряжении намагничивающий ток в трансформаторе сохранился на прежнем уровне. Трансформатор считается выдержавшим испытание, если не наблюдалось толчков тока, а намагничивающий ток имел нормальное для данного трансформатора значение. Всякое увеличение тока свидетельствует о наличии дефекта в изоляции обмотки. По коэффициенту трансформации определяют правильность числа витков в обмотках трансформатора. На проверяемую обмотку низшего напряжения подают пониженное напряжение и измеряют напряжение на выводах. Выводы обмоток выбирают по схеме соединения обмоток трансформатора. Коэффициент трансформации определяют как отношение высшего напряжения к низшему. Отклонения напряжений от номинальных значений допускаются не более ±0,5%. Сопротивление меди обмоток постоянному току позволяет судить о наличии дефектов в обмотке. Кроме того, по его значению можно обнаружить ошибку в намотке обмоток проводом иной, чем предусмотрено, площадью сечения, а также обрыв одной из параллельных ветвей обмотки. Сопротивление меди можно проверить мостом или методом вольтметра-амперметра. В последнем случае, включив выключатель 2, подводят к проверяемой обмотке 1 через резистор R постоянный ток, фиксируя по амперметру. Сопротивление меди можно измерит по амперметру А и вольтметру V значения тока и напряжения. Результаты испытаний заносят в протокол, который прикладывают к паспорту трансформатора.
8. Организация рабочего места и техника безопасности при ремонте
Узла
Общие требования безопасности труда. Слесарь должен: применять безопасные приемы труда; содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, стенды и приспособления; выполнять входящую в его обязанности или порученную мастером работу; внимательно следить за сигналами руководителя работ и выполнять все его указания и распоряжения.
Требования безопасности перед началом работ. Перед началом работы слесарь должен надеть полагающуюся ему исправную спецодежду и спец. обувь, привести их в порядок. Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами. На рабочем месте слесарь должен внешним осмотром проверить состояние инструмента, приспособлений, наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов. Неисправный инструмент, измерительные приборы, шаблоны должны быть заменены на исправные. При производстве работ в другом цехе доложить мастеру данного цеха о необходимости выполнения определенных операций и приступить к ним после получения разрешения. Обо всех обнаруженных недостатках слесарь обязан сообщить мастеру и не приступать к работе до их устранения.
Требования безопасности в аварийных ситуациях. При возникновении аварийной ситуации слесарь обязан прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации. Слесарь, находящийся вблизи от места происшествия, по сигналу тревоги обязан немедленно явиться к этому месту и принять участие в оказании пострадавшему первой (до врачебной) помощи или устранения возникшей аварийной ситуации. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону и руководителю работ.
Перед постановкой электровоза на ремонт все выводы обмоток трансформатора соединяют друг с другом накоротко и заземляют специальным гибким соединением для того, чтобы исключить возможность трансформации высокого напряжения, например, при случайном прикосновении электродом к электрическим цепям трансформатора во время сварочных работ. Не разрешается оставлять трансформатор на крюке крана подъемного устройства больше времени, необходимого для подъема, перемещения и опускания. При подъеме или опускании активной части в бак запрещается выполнять работы на ней и на баке.
. Не разрешается работать под поднятой крышкой трансформатора. Сварочные работы на баке следует выполнять в помещениях, не опасных в пожарном отношении. Перед сваркой бак очищают от остатков трансформаторного масла, промывают или тщательно протирают с внутренней стороны и продувают воздухом для удаления паров масла. Переносные электрические лампы напряжением выше 24 В применять не разрешается. В помещениях, где ремонтируют активную часть трансформатора и очищают масло, запрещается пользоваться приборами с открытым огнем и курить. Здесь должны быть огнетушители и другой противопожарный инвентарь. Перед пайкой активную часть следует протирать и очищать от трансформаторного масла. В помещении для сушки активной части трансформатора не допускается хранение горючих материалов, промасленных концов, ветоши, дерева и др. Помещения должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию. Лак, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся материалы хранят в изолированном помещении. При испытаниях изоляции обмоток и магнитопровода на стенде повышенным напряжением заземляют магнитопровод, трансформатор напряжения и реостат. Испытание производят в диэлектрических перчатках стоя на резиновом коврике.
Несмотря на небольшую токсичность трансформаторного масла, работающие в трансформаторном отделении должны вытирать руки, чтобы предотвратить раздражение кожи маслом, и соблюдать личную гигиену. Требования техники безопасности при испытании изоляции трансформатора на пробивной установке аналогичны описанным выше.
9. Разработка и оформление технологически карт.
Снятие трансформатора с электровоза (работа производится после снятия малой съемной крыши и вентиляторов охлаждения тягового трансформатора)
1.1 Отсоединить все шунты и шины от тягового трансформатора, переключателя ступеней и шкафа приборов.
1.2 Отсоединить кабели и низковольтные провода от ПС и шкафа приборов, предварительно проверив их маркировку. При отсутствии маркировки -восстановить, при неправильной маркировке -перемаркировать.
1.3 Отвернуть болты крепления трансформатора к раме кузова электровоза. Снять сетки ограждения.
1.4 Зачалить тяговый трансформатор 30-тонным мостовым краном и переместить в трансформаторное отделение на транспортной тележке
Предварительные испытания трансформатора.
2.1 Установить трансформатор в испытательную станцию
2.2 Произвести замер сопротивления изоляции всех обмоток согласно п.11.2.1.
2.3 Произвести замер омического сопротивления обмоток согласно п.11.2.2.
2.4 Произвести испытание электрической прочности изоляции обмоток согласно п.11.2.4.
2.5 Произвести опыт х.х. аналогично п.11.2.6.:при напряжении 62,5 В потери должны быть не более 2,3 кВт.
При испытаниях установить возможные неисправности и определить объем ремонта. При необходимости произвести ремонт активной части.
Разборка тягового трансформатора.
3.1 Установить трансформатор на позицию ремонта
3.2Очистить тяговый трансформатор от грязи и пыли.
3.3 Слить масло из тягового трансформатора, переключателя ступеней и расширительного бака.
3.3 Снять с трансформатора ПС, шкаф приборов и маслонасосы и передать их на ремонт.
3.4 Снять с трансформатора газовое реле BF50/10, воздухоосушитель, указатели потока, термостаты и расширительный бак.
3.5 Снять отделительную плиту.
3.6 .Снять крышки сборочных люков, отсоединить трансформаторы тока, вводы.
3.7 Демонтировать вводы m1-m4.
3.8 Отвернуть болты крепления колокола к баку трансформатора.
3.9 Зачалить мостовым краном и снять колокол.
3.10. Демонтировать систему охлаждения.
Ремонт активной части трансформатора (магнитопровод и обмотки).
4.1 Проверить состояние изоляции доступных витков катушек, выводов, загрязнение поверхностей обмоток, магнитной цепи и выводов осадками масла, а также размеры охлаждающих каналов.
4.2 Проверить состояние крепления, расклиновки и сжатия обмоток, состояние и крепление изоляционных прокладок между катушками, исправность электрических соединений, отсутствие следов перегрева, перекрытий, отсутствие деформаций и смещений катушек и прокладок.
4.3 Ослабленное крепление обмоток восстанавливать подтяжкой нажимных болтов или постановкой заклинивающих вставок из гетинакса между нажимной плитой и листами ярма. Нажимные болты закручивать моментным ключом с моментом 12-13кг/см. После закручивания болты зашплинтовать проволокой.
4.4 Подтянуть болты в нижней части стяжной рамы по обеим сторонам нижней части бака. При необходимости устанавливать прокладку из стеклотекстолита между стяжной рамой и магнитопроводом. Момент силы затяжки болтов должен быть равным 5-6 кг/см.