Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 505
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата__________________________
Тема: К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Цели: ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: портрет К. Паустовского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Слушаем продолжение сказки «Случай с Евсейкой».
III. Речевая разминка
Я — веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив,
Чив-чив.
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив.
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: выделяя главные слова, с ускорением, медленно, выразительно).
IV. Введение в тему
- Как бы вы назвали это стихотворение? (Воробей. Воробьишка. Маленький воришка и др.)
- Произведения каких писателей о животных читали мы на уроках? (Рассказы Л. Н. Толстого, сказки В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка.)
— Сегодня мы начинаем читать рассказ Константина Паустовского «Растрепанный воробей». Как вы думаете, о чем он? (Предположения детей.)
V. Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте — левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите,
Раз, два, раз, два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
VI. Работа по теме урока
(Чтение первой части сказки — до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке...». Вопросы к рассказу.)
— С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычные)
- Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)
— Как зовут нянюшку? {Нянюшка Петровна.)
— Что вы узнали о родителях девочки? {Мама ее танцевала в Большом театре. А папа воевал, сейчас он в плавании на Камчатке.)
— С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? {Примерный ответ. Мама достала стеклянный букет и сказала ему несколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите имя писателя. Какое произведение начали читать? О чем оно?
Домашнеезадание
Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19). Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.
Урок № 73. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Цели: продолжить знакомство с рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: портрет К. Паустовского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадки, отгадайте их.
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. Это... {ворона).
Птица черная кружится,
Не боится — к нам садится
Поклевать мою еду:
Вдруг не хватит макарон
На прожорливых... {ворон).
— Прочитайте первую загадку медленно (еще: по слогам, с ускорением, выразительно).
— Прочитайте вторую загадку орфографически (еще: орфоэпически, быстро, с выражением).
— По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? {По окраске — она сероватая; ворона любит воровать все блестящее; кричит она хрипло. Еще здесь говорится, что это прожорливые птицы.)
III. Работа по теме урока
1. Повторение. Продолжение работы над текстом
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы прочитали на прошлом уроке. Расскажите кратко, с чего начинается рассказ.
(Дети кратко пересказывают первую часть.)
— Прочитайте описание зимнего вечера. (Ученики читают последний абзац на с. 14.)
— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? {Отопление не спало, это когда в батареях шум. Автор говорит, что отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)
— Чего ждала ворона за окном? {Она ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.)
— Как Петровна узнавала, что ворона была в комнате? {Ворона оставляла на столе мокрые следы.)
— Что чаще всего таскала ворона? {Она таскала сахар, печенье и колбасу.)
2. Чтение второй части текста
(Со слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке...» до слов «Должно быть, ворона воровала не только у Маши...». Учитель опрашивает нескольких учеников.)
3. Словарная работа
Сварливая — ворчливая, склонная к ссорам.
Торба — мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
IV. Физкультминутка
Жеребеночек родился,
Встал на ножки, укрепился.
Потом робко побежал,
Громко «И-го-го!» заржал.
Добежал он до коня: —
Папа, догони меня!
V. Продолжение работы по теме урока
I. Работа над второй частью рассказа. Выборочное чтение
- Где жила ворона? {Она жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое.)
— Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.)
— Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там маленького растрепанного воробья по имени Пашка.)
— Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище Чичкин.)
— Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.
2. Беседа по содержанию рассказа
— Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым. Ворона выбросила его из ларька.)
— Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.)
— Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с варежкой Маше.)
— Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши. (Одинраз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.)
3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (Рассказы детей о Константине Георгиевиче Паустовском(1892—1968).
VI. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
— Какие вопросы волновали К.Г. Паустовского?
— Понравился ли вам растрепанный воробей? Чем?
Домашнее задание
Дочитать текст до конца.
Урок № 74. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Цели: продолжить знакомство с рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: портрет К. Паустовского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
— Прочитайте загадку хором, отгадайте ее.
— Прочитайте по слогам (еще: скороговоркой, выразительно).
— Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях? (Мы можем узнать, чем они питаются: жучками и червячками. В теплые края не улетают — не перелетные птицы. Обитают там, где найдут себе местечко, например под крышей.)
III. Работа по теме урока
1. Чтение третьей части текста
— Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть. (Вторая часть закончилась тем, что Пашка стал приносить Маше ворованные вещи из ларька вороны.)
2. Проверка домашнего задания
— Прочитаем, что же было дальше. Старайтесь читать выразительно, без ошибок.
IV. Физкультминутка
Мама мне сказала:
— Покажи ладошки.
Я их показала.
Потом их не стало.
Раз-два — показала,
Три-четыре — их не стало.
Мама у меня спросила:
— Где же спрятались ладошки?
— Они спрятались за спину,
Мои маленькие крошки.
V. Продолжение работы по теме урока
I. Беседа по содержанию третьей части текста
— Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик? (Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого не видела, поэтому влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)
Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? (Нет, об этом она даже думать не могла.) Какова была реакция домашних на это происшествие?