Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.
Оборудование: портрет М. Горького, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.
- Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
III. Актуализация знаний.
Введение в тему
- Как называется первый раздел второй части учебника? («Были-небылицы».)
- Как вы думаете, что за произведения могут быть помещены в этом разделе?
- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию к нему, подумайте, о чем он.
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.
(Учитель открывает на доске портрет писателя, под которым мпписано: Максим Горький (1868—1936)
- Что вы знаете об этом писателе? Какие его книги вы читали?
- Знаете ли вы, как были придуманы истории Максимом Горьким? Послушайте об этом. (См. материал для учителя к уроку.)
V. Физкультминутка
Кузнец
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять. —
Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два — и готово!
С. Маршак
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Словарная работа
- Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значение слов, которые встретятся в рассказе.
Лангусты - морские животные, ракообразные.
Актинии (морские анемоны) - коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Кларнет
- деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) - морские беспозвоночные животные типа иглокожих.
Авиатор - специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии - то же, что каракатицы.
Сифонофдры - колониатьные свободноплавающие морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
(Чтение рассказа учителем и учащимися. Беседа после чтения.)
- Понравился ли вам рассказ?
- Какие чувства вы испытывали при его чтении?
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Расскажите о детстве М. Горького.
- О ком прочитали рассказ?
Домашнее задание
Прочитать текст, подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Материал для учителя
Как Горький стал детским писателем
История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром, в шестом часу. Все еще крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно.
Тысячи людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать.
Мессина — порт. Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу. Встали на якорь и русские корабли — «Богатырь», «Слава», «Адмирал Макаров». Матросы стали спасать жителей города.
Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалеку, на острове Капри. Работал там и лечился.
«А что я могу сделать для пострадавших? — думал писатель. — Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше».
В руках Горького было могучее оружие — слово. Его книги разошлись по свету. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Они шали: автор любит людей и желает им добра.
И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие пожертвования приходили в адрес Горького.
Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баи-)юва (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги... писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «111кола шалунов».
Откуда же эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами! Поставили спектакль, а билеты распродали. Детьми руководила Алиса Ивановна Радченко, талантливый педагог. Впоследствии она работала вместе с Надеждой Константиновной Крупской. В конверте была фотография лненадцати участников представления.
Горький ответил:
«Дорогие дети!
Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно бла-i одарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, — будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому i орю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям! Это — правда, не забывайте ее, и она даст вам неизмеримое счастье. ...Будьте здоровы,любите друг друга и — побольше делайте шалостей, — когда будете старичками и старушками — станете с веселым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны во все днижизни вашей!..»
Тогда дети из «Школы шалунов» — Боря, Витя, Гюнт, Дима, Федя, Джефри, Женя, Ирена, Лена, Лиза, Мема, Мери, Нора, Павел и Эльза — прислали Горькому по письму.
В письме шестилетнего Феди говорилось: «У нас в школе есть 3 главных шалуна: Джефри, Боря и Федя. Притом я большой линтяй» (здесь и далее использованы материалы, хранящиеся в Архиве М. Горького).
Джефри написал еще короче: «Я упал в бассейн. Ура!» — и проиллюстрировал свое сообщение рисунком.
А Боря написал: «Дядя Алеша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И еще напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую... Я бы хотел тебя увидеть».
Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Но самое главное, что Горький выполнил просьбу одного из трех главных шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова!
Ходурока 2
I. Организационныймомент
II. Речеваяразминка
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас —
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением, сердито, весело, выразительно).
III. Работапотемеурока
1. Беседа
— Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это из рассказа «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)
2. Анализ рассказа
— Какой необычный случай произошел с Евсейкой? {Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал.)
3. Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
(Дети читают четвертый абзац.)
— Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке. (Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, сифонофоры.)
— Реальные или сказочные это животные? (Этореальные морские животные.)
— Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
(Дети выразительно зачитывают отрывки. Можно использовать чтение по цепочке.)
IV. Физкультминутка
Не упади
(Стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки в стороны, поднять одну ногу и сделать хлопок под коленом этой ноги. Затем -другую и сделать то же самое.)
Раз-два — прямо стой!
Три-четыре — руки шире!
Пять-шесть — потихоньку присесть!
Встать — ногу правую поднять!
Три-четыре — хлопнуть!
Ногу левую поднять,
Раз-два — хлопнуть!
V. Продолжениеработыпотемеурока
— Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? (Он удивился тому, что рыбы разговаривали.)
— Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?»? (Он сказал, что узнал об этом от папы.)
— Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»)
— Чего он испугался? (Он испугался того, что его сейчас съедят.)
— Почему же он не заплакал, испугавшись? (Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.)
— Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
(Дети читают предпоследний абзац на с. 8.)
— Как Евсейка старался смотреть на все вокруг?
(Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)
— Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
(Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов «А болтливая рыба все спрашивает его...».)
— Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
VI. Проверкадомашнегозадания
— Дома вы нарисовали иллюстрации. Покажите их и расскажите, к какому отрывку вы их нарисовали.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведениеитоговурока
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
— Почему это произведение помещено в разделе «Были и небылицы»?
Домашнеезадание
Придумать продолжение сказки
Урок № 72. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»