Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 488
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По горизонтали:
1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая —для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц.)
3. Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь.)
По вертикали:
-
Выпуча глаза, сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле. (Лягушка.)
5. Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса.)
6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
7. Кричит: «Крак!»,
Червякам враг. (Ворона.)
8. С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
9. Не солнце, Не огонь,
А светит. (Светлячок.)
— Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)
— Как вы понимаете это словосочетание? (Высказывания детей.)
Это название следующего раздела в учебнике «Литературное чтение».
IV. Работа по теме урока
— Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем мы будем читать, что авторы хотели сказать нам этим названием? (Мы будем читать произведения о животных. Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее.)
— Ребята, вспомните, какие произведения вы читали о животных. Какие из них вам особенно запомнились? Расскажите. (Рассказы детей. Показ книг.)
— Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.
V. Физкультминутка
Вышли детки на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Прогнозирование и обсуждение
— Узнав название раздела и поняв, что оно означает, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, какие понятия мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
— Прочитайте на доске, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)
— Как вы понимаете эти слова?
Сочувствие — 1) отзывчивое, участливое отношение к пережи-илниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание — сочувствие другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
— Как вы считаете, чему мы будем учиться?
2. Знакомство с разделом
— Прочитайте на с. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
3. Проблемный вопрос
— Во 2 классе мы читали с вами статью Николая Сладкова «Они и мы». Я вам ее напомню.
(Учитель читает статью.)
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас mi юхожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы назы-ингм их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться мам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь. Самое удивительное явление ми 1емле. И самое уязвимое...
У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»
— Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Жизнь.)
— Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)
— Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладкое? («Не навреди!»)
VII. Рассказы детей о домашних животных
— Есть ли у вас домашние животные? Расскажите о них. Никогда не забывайте о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
IX. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать на уроке?
— Нравится ли вам, что в учебнике есть такей раздел?
Домашнее задание
Сочинить и записать небольшой текст о каком-нибудь животном. Принести любимую книгу по данному разделу.
Урок №
86. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока; карточки (кроссворд), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были составить текст об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
- Наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда.
1. Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (Медведь.)
2. По нему и рана. (Зверю, мн. ч. звери.)
3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черемуха.)
4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью, леопард. (Барс.)
5. Когда я черен-
Я кусаю, я проворен,
А лишь покраснею,
Так и присмирею. (Рак, мн. ч.раки.)
6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. (Клюква.)
1. Без нее разум туп. (Памяти.)
8. Она всех кормит, поит, носит. (Река.)
9. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин.)
10. Выпуча глаза, сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка, маленький — лягушонок.)
11. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
12.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось, мн. ч. лоси.)
13. В синей чашке алый мяч,
Он и светел и горяч. (Солнце.)
— Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках. (Михаил Пришвин.)
— Как вы думаете, по какому принципу я составляла кроссворд? (Это все названия рассказов.)
Да, это названия рассказов, но некоторые из них нужно уточнить.
— Под номером 7, память чья? (Беличья.)
— Под номером 13, узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)
2. Рассказ учителя об авторе
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.
V. Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки.
Наклонившись влево, вправо,
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина»
(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)
2. Работа над текстом
— О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каждый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)
— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
(Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался...)
— Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)
— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас называет?
(Дети читают два последних абзаца.)
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. Пришвина. Вставьте пропущенные слова.
1. Я однажды встал тоже....
2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался....
3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать....
4. Моя охота была и тогда и теперь — ....
5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо... и....
6. И охранять природу — значит....
3. Выразительное чтение по цепочке
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)
Домашнее задание
Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.
Урок № 87. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.