Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микито-ва; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
— Прочитайте медленно.
— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Введение в тему
1. Беседа
— Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)
— Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите.
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ
(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.)
— Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
IV. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
V. Работа по теме урока
1. Беседа по рассказу «Листопадничек»
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листо-падничками.)
2. Рассказ о писателе
— Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.
VI. Проверка домашнего задания
— А сейчас мы послушаем рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
Домашнее задание
Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Материал для учителя
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) прожил долгую, богатую событиями жизнь. Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула революция...
Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету».
Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г. он снова вернулся в Россию.
Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили — эвакуировали с семьей в Пермь...
В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Урок № 88. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микито-ва; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
— Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? {«Косой» — в значении «заяц» и в значении «коса» — инструмент, которым косят траву. «Коса» — в значении «косая» и «коса» — инструмент.)
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте очень быстро.
III. Работа по теме урока Выборочное чтение
— Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
— Кого встретил зайчонок во время путешествия?
— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
(Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)
— Почему листопадничек остался в хатке бобров?
— Как провел зайчонок зиму?
IV. Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Раз-два, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг! — и убежал.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Деление текста на части
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? {Это сказка о животных: там животные разговаривают, путешествуют.)
- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.
План
1. Мечта Листопадничка.
2. Подготовка животных к зиме.
3. Зайчонок в хатке бобров.
4. Пришлось остаться на зиму.
5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
6. Наконец-то дома!
(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)
2. Характеристика героя
- Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.
— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Домашнее задание
Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?
Урок № 89. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: В. Белов «Малька провинилась»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В.И. Белова; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением и наоборот, замедляя темп, шепотом, громко, весело, грустно, выразительно, скороговоркой).
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите истории, которые вы придумали про приключения зайчонка Листопадничка.
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова
Сегодня мы будем читать рассказ «Малька провинилась», который написал Василий Иванович Белов.
Из автобиографии
Родился я в октябре 1932 года в Вологодской области, в семье колхозников. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. День моего рождения также в точности неизвестен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы, или неделю спустя.
Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я прочитал множество книг.
2. Подготовка к чтению
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем в нем может говориться? (Предположения детей.)
3. Словарная работа
- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
кри-во-но-га-я
блуд-ня
ба-тяв-ка
о-ка-зы-ва-ет-ся
с не-до-у-ме-ни-ем
бес-по-мощ-но
ша-ро-мыж-ни-ков
од-на-о-ди-не-шень-ка