Файл: Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Социология семьи
ПЛАН
1.Семья и брак: этапы становления
Семья как социальный институт. Семья – это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семья является древнейшим и важнейшим образованием, первичной базовой ячейкой любого общества. История изучения семьи насчитывает не одну тысячу лет (Конфуций, Платон, Аристотель). Социология семьи берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Ли. В середине XIX в. они предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней.
Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, уникальное образование: она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. Семья как социальный институт и необходимость ее сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. От благополучия каждой отдельной семьи в конечном итоге зависят благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом.
Семья является еще и малой группой. Такой двойственный характер семьи, с одной стороны, обусловливает ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений; с другой – ее относительную самостоятельность. Социология семьи сконцентрирована на семье как целостной автономии, единстве дополняющих друг друга социокультурных ролей, целостности, сохраняющейся с течением времени при чередовании событий, видоизменяющих семейную структуру. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход индивида от биологического к социальному состоянию. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами: ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют половую жизнь и устанавливают супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, базировавшимися на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Социальный контроль и санкции осуществляли теперь не только общественное мнение, но и государственные органы.
В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или нескольких семей. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институты. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена – в конфедерации. Однако семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, можно рассматривать развитие общества в целом.
Семья и брак: этапы становления. Эволюцию института семьи и брака хорошо изучил Т. Веблен (1857–1929). На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы, зародился институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения становились коллективной привычкой, обычаем, традицией.
Г. Морган (1818–1881) писал, что семья – активное начало, она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей. История возникновения семьи уходит в глубокую старину. По утверждению русского ученого П. И. Борисковского, зачатки семейной жизни появились в эпоху перехода человечества от «человека умелого» к «человеку разумному». Жизнь в общинных жилищах требовала регламентации половых отношений, запрета инцеста, фиксации перехода от одной возрастной категории в другую. Ведущей формой брака в ту пору был групповой брак. Постепенно из него удалялись наиболее близкие родственники.
С переходом человечества к скотоводству и земледелию появились новые формы брака и семьи: многоженство и парный брак. Эти формы брака были детерминированы накоплением богатств у мужчины и необходимостью определения родства по отцовской линии. Это стало настоящей революцией в брачно-семейных отношениях и всемирно-историческим поражением женщины. Первый результат установления в семье единовластия мужчины обнаруживается в патриархальной семье. Ее характерная черта – включение в состав семьи несвободных членов и отцовская власть. Венчает эту форму семьи римская семья, она означала переход к моногамии. Моногамная семья основана на господстве мужа, происхождение детей не должно вызывать сомнения, так как они потом вступают в право наследования имущества. Наряду с единобрачием существовало запрещенное и строго наказуемое прелюбодеяние.
В буржуазном обществе брак, как правило, заключался по расчету. В социалистическом обществе нашел воплощение идеал семьи мыслителей прошлого, их мечты о браке. Но и пролетарская семья несла на себе печать прошлых веков и тысячелетий. Законодатели-специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, поскольку мир должен царить в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.
Двадцатое столетие принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных процессов, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня около 90 % всех семей в России проживают в городах. Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием перестройки общества, меняются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т. д. Почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1–2-детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.
Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращения браков, появления детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть. Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них – экономическая. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения, а также новое отношение к браку «по западному образцу». Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время.
2. Институт брака
Семья – малая группа. С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений, социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т. д. Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.
Характер супружеских отношений зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Заключение брака в современной буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители подыскивают сыну подходящую жену, и результатом этого часто является неверность супругов. В протестантских странах предоставляется возможность выбирать себе жену из своего класса, поэтому основой для заключения брака может служить любовь.
Семейная группа (брак) – одна из разновидностей малой группы. Она состоит из членов семьи, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы выделяют два типа характеристик:
Наибольший интерес вызывает структура семьи и ролевое взаимодействие ее членов. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, отношений власти, авторитета. Важную роль в современных брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу. Основные ролевые отношения в семье существенно различаются в традиционных и современных семьях.
Итак, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества – родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие этого триединого отношения позволяет говорить о семье в ее строгой форме. При отсутствии одного из элементов больше подходит термин «семейная» группа, под которым понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединенных только родством, родительством или супружеством. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось, отмечается снижение желания и готовности населения к заключению брака, что характерно для современных развитых стран.
Типология семейно-брачных отношений. Типы семейных отношений многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства. Семья возникла спонтанно, ее появление было необходимым результатом исторического развития общества. Появление первых упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов. Род – это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Важнейшим признаком рода в первобытном обществе являлась экзогамия (запрет браков внутри рода), поэтому роды не могли существовать изолированно друг от друга и постепенно объединялись в племена.
Первым проанализировал отношения между полами американский ученый Льюис Г. Морган. В своей книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» он упорядочил накопленный исторический опыт и знания о возникновении и развитии семейно-брачных отношений. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» анализирует работу Моргана и выявляет экономические, социальные, природные и географические причины, влияющие на различие форм и типов семейно-брачных отношений. Он указывал, что развитие общества необходимо рассматривать в двух аспектах: производство и воспроизводство средств производства и средств потребления и производство и воспроизводство самого человека, рода.
ПЛАН
-
Семья и брак: этапы становления -
Институт брака -
Жизненный цикл семьи и ее функции
1.Семья и брак: этапы становления
Семья как социальный институт. Семья – это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семья является древнейшим и важнейшим образованием, первичной базовой ячейкой любого общества. История изучения семьи насчитывает не одну тысячу лет (Конфуций, Платон, Аристотель). Социология семьи берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Ли. В середине XIX в. они предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней.
Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, уникальное образование: она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. Семья как социальный институт и необходимость ее сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. От благополучия каждой отдельной семьи в конечном итоге зависят благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом.
Семья является еще и малой группой. Такой двойственный характер семьи, с одной стороны, обусловливает ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений; с другой – ее относительную самостоятельность. Социология семьи сконцентрирована на семье как целостной автономии, единстве дополняющих друг друга социокультурных ролей, целостности, сохраняющейся с течением времени при чередовании событий, видоизменяющих семейную структуру. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход индивида от биологического к социальному состоянию. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами: ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют половую жизнь и устанавливают супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, базировавшимися на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Социальный контроль и санкции осуществляли теперь не только общественное мнение, но и государственные органы.
В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или нескольких семей. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институты. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена – в конфедерации. Однако семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, можно рассматривать развитие общества в целом.
Семья и брак: этапы становления. Эволюцию института семьи и брака хорошо изучил Т. Веблен (1857–1929). На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы, зародился институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения становились коллективной привычкой, обычаем, традицией.
Г. Морган (1818–1881) писал, что семья – активное начало, она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей. История возникновения семьи уходит в глубокую старину. По утверждению русского ученого П. И. Борисковского, зачатки семейной жизни появились в эпоху перехода человечества от «человека умелого» к «человеку разумному». Жизнь в общинных жилищах требовала регламентации половых отношений, запрета инцеста, фиксации перехода от одной возрастной категории в другую. Ведущей формой брака в ту пору был групповой брак. Постепенно из него удалялись наиболее близкие родственники.
С переходом человечества к скотоводству и земледелию появились новые формы брака и семьи: многоженство и парный брак. Эти формы брака были детерминированы накоплением богатств у мужчины и необходимостью определения родства по отцовской линии. Это стало настоящей революцией в брачно-семейных отношениях и всемирно-историческим поражением женщины. Первый результат установления в семье единовластия мужчины обнаруживается в патриархальной семье. Ее характерная черта – включение в состав семьи несвободных членов и отцовская власть. Венчает эту форму семьи римская семья, она означала переход к моногамии. Моногамная семья основана на господстве мужа, происхождение детей не должно вызывать сомнения, так как они потом вступают в право наследования имущества. Наряду с единобрачием существовало запрещенное и строго наказуемое прелюбодеяние.
В буржуазном обществе брак, как правило, заключался по расчету. В социалистическом обществе нашел воплощение идеал семьи мыслителей прошлого, их мечты о браке. Но и пролетарская семья несла на себе печать прошлых веков и тысячелетий. Законодатели-специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, поскольку мир должен царить в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.
Двадцатое столетие принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных процессов, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня около 90 % всех семей в России проживают в городах. Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием перестройки общества, меняются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т. д. Почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1–2-детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.
Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращения браков, появления детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть. Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них – экономическая. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения, а также новое отношение к браку «по западному образцу». Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время.
2. Институт брака
Семья – малая группа. С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений, социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т. д. Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.
Характер супружеских отношений зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Заключение брака в современной буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители подыскивают сыну подходящую жену, и результатом этого часто является неверность супругов. В протестантских странах предоставляется возможность выбирать себе жену из своего класса, поэтому основой для заключения брака может служить любовь.
Семейная группа (брак) – одна из разновидностей малой группы. Она состоит из членов семьи, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы выделяют два типа характеристик:
-
характеристики группы в целом (цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, ее социально-демографический состав, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия, структура власти, коммуникаций и т. д.); -
характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами (функции семьи по отношению к обществу и индивиду, групповая регуляция поведения взаимодействия индивидов – групповой контроль, санкции и т. д., семейные ценности и образцы поведения, включенность индивида в семью, удовлетворенность пребыванием в ней и ее функциональными требованиями и т. д.).
Наибольший интерес вызывает структура семьи и ролевое взаимодействие ее членов. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, отношений власти, авторитета. Важную роль в современных брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу. Основные ролевые отношения в семье существенно различаются в традиционных и современных семьях.
Итак, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества – родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие этого триединого отношения позволяет говорить о семье в ее строгой форме. При отсутствии одного из элементов больше подходит термин «семейная» группа, под которым понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединенных только родством, родительством или супружеством. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось, отмечается снижение желания и готовности населения к заключению брака, что характерно для современных развитых стран.
Типология семейно-брачных отношений. Типы семейных отношений многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства. Семья возникла спонтанно, ее появление было необходимым результатом исторического развития общества. Появление первых упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов. Род – это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Важнейшим признаком рода в первобытном обществе являлась экзогамия (запрет браков внутри рода), поэтому роды не могли существовать изолированно друг от друга и постепенно объединялись в племена.
Первым проанализировал отношения между полами американский ученый Льюис Г. Морган. В своей книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» он упорядочил накопленный исторический опыт и знания о возникновении и развитии семейно-брачных отношений. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» анализирует работу Моргана и выявляет экономические, социальные, природные и географические причины, влияющие на различие форм и типов семейно-брачных отношений. Он указывал, что развитие общества необходимо рассматривать в двух аспектах: производство и воспроизводство средств производства и средств потребления и производство и воспроизводство самого человека, рода.