Файл: Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неразвитость общественных отношений отражалась и на неразвитости отношений между полами. В первобытном обществе эти отношения носили промискуитетный (неупорядоченный) характер. Табу, накладывающиеся на определенные половые отношения, имели негативный смысл. Дальнейшее развитие общества, необходимость разделения труда, упорядочения взаимодействия между людьми заставляли их упорядочивать взаимоотношения полов. С укреплением родов отношения полов стали носить все более позитивный характер. На смену промискуитету приходят отношения брака.
Исторически первой формой брачных отношений был дуально-групповой брак. Данная форма брака носила позитивный характер, давала возможность воспроизводства родовых отношений через взаимодействие двух различных родов. Основу взаимодействия родов составляла не экономическая деятельность, а необходимость реализации основной функции семьи – детопроизводства (репродуктивная функция). Внутри каждого рода кровосмешение было запрещено. Род мог воспроизводить себя лишь через другой род. Запрещение браков внутри рода называется экзогамией. Противоположностью экзогамии выступает эндогамия – обязывающая выбирать партнера только внутри своей группы.
Первоначально дуально-групповой брак был независим от экономических отношений между родами. Разделение труда еще не носило столь глубокий характер. Исторически групповой брак связывают с периодом дикости. В этот период экономические, хозяйственные связи между вступающими в брачный союз очень слабы, поэтому брачные пары легко распадаются. В брачном союзе создаются пока лишь предпосылки возникновения семьи. Важнейшая функция семьи – репродуктивная (рождение и воспитание детей). Первобытный род, являясь экзогамным, не мог состоять из семей, но дал толчок к их появлению. В связи с тем, что в групповых брачных отношениях единственно неоспоримым родителем ребенка являлась мать, то и родословная велась по материнской линии.
Выделяют несколько этапов развития семьи. Кровнородственная семья - простейшая форма семьи. Отношения между полами запрещены только между родителями и детьми. Все остальные члены семьи, имеющие родственные отношения (братья и сестры любых степеней родства), являются одновременно друг для друга мужьями и женами. Кровосмешение объективно вело такой тип семьи к вымиранию. Главным результатом существования кровнородственной семьи явился запрет на половые связи между родителями и детьми.
Второй, более развитой, исторической формой семьи стала пуналуальная семья, распространившая запрет половых отношений между различными поколениями на всех без исключения кровных родственников: единоутробных братьев и сестер (по материнской линии), по всем родственным линиям (дети, внуки, правнуки, родные братья и сестры). В результате племена, более жестко ограничивавшие родственные половые отношения, развивались более интенсивно. Наиболее долго кровосмешение допускалось на Гавайских островах. Процесс отказа от кровосмешения был очень сложным, но исторически неизбежным. Именно пуналуальная семья может считаться классическим образцом, высшей формой группового брака, в основе которого лежат отношения рода.
Парная семья являет собой следующую ступень развития брачных отношений. Групповой брак не исключал наличия отдельных пар, сосуществующих друг с другом. Мужчина мог выделять одну женщину как главную (любимую), являясь, в свою очередь, для нее главным (любимым) мужем. Чем более развивался род (по материнской линии), чем сложнее было найти пару, тем более крепкими становились парные браки. Парный брак вытеснял групповой. При этом парная семья несла в себе элемент неустойчивости. Возможность легкого расторжения брака обоими супругами и право повторного вступления в новый брак не вызывали потребности в обзаведении домашним хозяйством. Особенно это касалось мужчин, вынужденных при разводе покидать домашний очаг. Женщины данной эпохи занимают очень высокое положение в социальной иерархии.
Постепенно парная семья превращалась в моногамную. Моногамия – единобрачие, исторически обусловленная форма брака и семьи, при которой мужчина женат на одной женщине, а женщина замужем за одним мужчиной, причем общество санкционирует долговременный союз супругов. Развитие частной собственности и разложение материнского права связано с развитием скотоводства, что укрепляло роль мужского начала. С увеличением собственности муж объективно занимал главенствующую позицию в семье. Постепенно положение мужчины было закреплено законодательно и женское право наследования по материнской линии сменилось правом наследования по линии отца. Моногамия выставляет очень жесткие требования к отношениям в семье, где жена и дети наравне с рабами становятся собственностью мужа.
Наряду с моногамией возникает еще одна форма брака – полигамия. Полигамия существует двух видов: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество). Полигиния – одна из исторически сложившихся форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Данная форма брака связана с кочевым образом жизни, высоким уровнем смертности мужчин. Полигиния признана одной из мировых религии – исламом. Однако возможность мужчине иметь несколько жен на Востоке – это привилегия богатых. Полиандрия – форма брака, при которой одна женщина состоит одновременно в браке с несколькими мужчинами. Данный тип семьи изжил себя с возникновением промышленного производства. Итак, можно выделить три основные форма брака, соответствующие трем главным стадиям развития человечества: дикости соответствует групповой брак, варварству – парный брак, цивилизации – моногамия.
В современных условиях самым распространенным типом выступает нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. В случае отсутствия детей или одного из родителей семья называется неполной. Нуклеарная семья имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Если несколько нуклеарных семей живут под одной крышей ведут общее домашнее хозяйство, такую семью считают расширенной. Расширенная семья состоит из трех и более поколений. Как правило, центральное место в ней занимают родители, но бывает, лидером выступает и кто-то из «молодых». Социальные роли обычно распределяются в течение нескольких лет и зависят от реального положения каждого члена семьи. Если молодожены приходят жить в дом родителей жены, возникает матрилокальная семья, если к родителям мужа – патрилокальная семья.
3. Жизненный цикл семьи и ее функции
Жизненный цикл семьи. Кроме взаимодействия с внешними условиями, социальными институтами, организациями, общностями, семья живет своей очень активной жизнью. Известные социологи У. Томас (1863–1947) и Ф. Знанецкий (1882–1958) в своей книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» использовали понятие «курс жизни». Я. Щепаньский выделяет три стадии жизненного цикла: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей, стадию постепенного распада супружества (смерть одного из супругов). Определяющей функцией семьи как социальной общности является функция деторождения (репродуктивная). Именно на эти основания и опирается схема «жизненного цикла семьи».
Первая стадия (стадия бездетности). История официального рождения любой семьи начинается с заключения брака (венчание в церкви, составление брачного контракта или регистрация в ЗАГСе). Получая свидетельство о браке, молодожены свидетельствуют государству о серьезности своих намерений. Государство, фиксируя брак между молодыми, также берет на себя определенные обязательства. Через социальные программы государство создает условия для дальнейшего развития вновь создаваемых семейных пар. Идеальные условия для репродуктивной функции семьи создаются в прогрессивные периоды развития общества.
Вторая стадия – стадия репродуктивного родительства, составляющая основу, укрепляющую семью. На этой стадии реализуетсся возможность продолжения рода. Семья становится полнокровной «ячейкой» общественных отношений. Стадия репродуктивного родительства заканчивается с рождением последнего ребенка. Как правило, это самый полнокровный период жизни семьи, хотя и сопряжен с различного рода лишениями и трудностями.
Третья стадия (начинается одновременно со второй) – стадия социализационного родительства. Эта стадия начинает с рождения первенца, но заканчивается не рождением последнего ребенка, а в момент приобретения им самостоятельности, создания собственной семьи и рождения первенца. В этот момент для родительской семьи начинается следующий этап жизненного цикла.
Четвертая стадия – стадия прародительства, берет свое начало в момент появления в отделившейся молодой семье первенца (внука) и заканчивается смертью одного или обоих прародителей, что констатирует распад семьи и завершение ее жизненного цикла. Жизнь семьи, особенно в серьезные кризисные периоды, подстерегает масса опасностей (разлука, измены и предательства, разводы, болезни, смерть и т. п.). И все же семья была и остается единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Поэтому государство, заботящееся о своем будущем, должно создавать благоприятные условия для воспроизводства семей полного жизненного цикла.
Функции семьи. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Функции семьи тесно связаны с социально-историческими условиями жизнедеятельности общества, с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Можно выделить основные типы функций современной семьи. Важнейшая – репродуктивная. Репродукция – это биологическое воспроизводство в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости с целью избежать демографических спадов или взрывов.
Воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом. К сожалению, она в современной семье снижается. В современной семье формально супруги равны, при этом большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе. Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
-
«детоцентризм» выражается в чрезмерном обожании ребенка; -
«профессионализм» – родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища; -
«прагматизм» – воспитание направлено на формирование такого качества, как видеть материальную выгоду.
Обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Он включает ведение домашнего хозяйства, бюджета, организацию потребления и досуга и т. д. В ней не только удовлетворяются, но и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Эта функция состоит в получении материальных средств одними членами семьи для других, экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Ведение членами семьи общего хозяйства способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в том случае, если у него возникают экономические трудности.
Важное значение для жизни каждого человека имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Специалисты утверждают, что хорошая семья – это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Семья создает чувство психологического комфорта, обеспечивает сохранение высокого жизненного тонуса. Рекреационная функция проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений в семье. Семья выполняет также функции первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), социально-статусную (предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры), защитную функции (физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов).
Роль семьи в социализации личности. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы формирования его как личности. У ребенка происходит накопление элементов системы ценностных ориентаций в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением. В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Главным способом семейной социализации являете копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей.
Можно выделить семьи:
-
с общественно прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения); -
с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы); -
с антиобщественной направленностью (ценностные ориентации противоречат идеалам общества).