Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право Игры, пари и лотереи как основания возникновения обязательств.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
1. Общие положения об играх, пари и лотереи в праве
1.1. Понятие игры, пари и лотереи в праве
1.2. Правовое регулирование обязательств из игр, пари и лотерей
2. Элементы договоров проведения игр, пари и лотерей
1.2. Правовое регулирование обязательств из игр, пари и лотерей
Долгое время ещё в царской России институту игр и пари было присуще само его регулирование, позже как выяснилось, был внесен и оговорен определенный запрет действий данного характера в написанных указах.
Так, в нашу Родину карты попали в период XVII века из рук немцев, поляков или чехов, что доподлинно не известно, откуда именно. В принципе, до этого временного промежутка население России любило забаву под названием «зернь», а также шахматные и яичные поединки. С приходом карточных развлечений в сердца российских ценителей, пришла еще большая любовь к риску и азарту. Хроника самих российских карт возникла в 1798 годы, когда еще существовала Александровская мануфактура (перестала существовать в 1860 году), позже, которая смогла получить монопольную возможность в их изготовлении в Российской Империи.
Проведя исторический обзор, обратимся к современному состоянию. Безусловно, сегодня Казино и игровые автоматы поистине являются масштабной индустрией, приносящей немалую прибыль. Эта область в течение долгих лет на всей территории России активно набирала обороты, начиная с 1989 года, когда появилось первое московское казино.
С 1 января 2007 года на территории России вступил в законную силу Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее - ФЗ № 244-ФЗ), который предусматривал запрет деятельности по организации азартных игр вне зон установленных ФЗ, включая казино, игровые залы, покер-румы, игровые автоматы, а также азартные игры через телекоммуникационные сети Интернет6.
Далее историю этой индустрии можно поделить на несколько этапов, обозначенных рядом ключевых событий. Наиболее значимое из них произошло 1 июля 2009 года. В этот день вступил в силу запрет на деятельность игорных заведений, за исключением специально оборудованных для этого зон. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установил, что на территории Российской Федерации будут созданы четыре игорные зоны (в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях
, Калининградской области), за пределами которых открытие игорных заведений было запрещено (ст.9 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ)7. Помимо этого было предписано, что организация и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи становится незаконной, а на землях поселений создание игорных зон недопустимо. Для многих это была шокирующая новость, и некоторые эксперты заговорили о скором упадке азартного бизнеса8.
Но, как показало дальнейшее развитие событий, этого не случилось.
Позже, 22 июля 2014 года Президент РФ подписал внесение в закон изменений, которые предусматривают возможность создания новых игорных зон «Крым» и «Сочи»9. Инвестиционным советом Республики Крым был одобрен проект строительства в г. Ялте игорной зоны с общим объемом инвестиций в три миллиарда рублей10. Открытие игорной зоны в Сочи было ознаменовано Распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 1697-р11. Тем самым властные структуры предприняли попытку направить развитие игорного бизнеса в строго определенном направлении, дав субъектам возможность обильного прибавления в региональный бюджет за счет налоговых отчислений от функционирования игорных зон.
Рассуждая о проблематике правового регулирования игрового бизнеса, будем отталкиваться от распространённого в Российской Федерации букмекерского бизнеса. Букмекерская контора, согласно п.14 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ - это игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. Как показывает практика, участники пари и игр очень уязвимы от произвола букмекерских контор и не имеют законных механизмов защиты своих нарушенных прав. Возьмем в качестве примера блокирование счетов и аннулирование ставок клиентов. Букмекер в подобных случаях обосновывает такие решения весьма размытыми формулировками, подозревая клиента в нечестной игре и ставках в обход установленных ограничений.
Даже обращение в судебные органы с жалобой на букмекера, связанной с блокировкой счета или аннулированием ставки, как показывает практика, в большинстве случаев не принесет положительного результата. Суд встает на сторону букмекерских контор, мотивируя свое решение ссылкой на п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором указано, что организатор азартной игры, в данном случае букмекер, сам устанавливает правила ее проведения.
Обратимся к судебной практике, а именно к решению Ворошиловского районного суда от 22 августа 2019 г. по делу № 2-1859/201912. А.Ю. Субботин обратился в суд с иском к ООО «Ф.О.Н» о взыскании суммы выигрыша. Он сделал несколько одиночных ставок на исход спортивного события на общую сумму 10000 рублей. Ответчик отказал ему в выплате указанной суммы и вернул только уплаченную сумму пари. Представитель ответчика с иском не согласился и объяснил данное решение тем, что у Организатора возникли подозрения, касающиеся того, что клиент на момент ставки обладал информацией об исходе события, а также подозрения в неспортивном характере события, и по итогу букмекерская контора аннулировала ставку и вернула Клиенту уплаченные им средства. Также была ссылка на то, что Правила букмекерской конторы предусматривают, что она не обязана предоставлять доказательства обстоятельствам, по основанию которых аннулированы ставки. Суд при вынесении решения, сослался на Правила организации деятельности ООО «Ф.О.Н», и на статью 1063 ГК РФ: «Отношения между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре»13. Как не сложно догадаться, суд отказал в иске А.Ю. Субботину.
Из этого усматривается острая необходимость усовершенствования законодательства. Как вариант, законодатель должен установить конкретный Перечень оснований для аннулирования ставок и блокировки счета. Этот список должен быть конкретизирован и исключать его дополнение со стороны организатора пари. Помимо этого, целесообразным представляется введение обязательств для букмекерских контор по предоставлению конкретных доказательств со ссылкой на источники при подозрении на неспортивный характер события.
Имеет смысл привлечение Федеральной налоговой службы РФ к контролю за деятельностью букмекерских контор, в том числе за финансовыми операциями букмекерских контор. Данное нововведение облегчит жизнь игрокам и ограничит всевозможные махинации со стороны организатора азартных игр. Ведь на данный момент ФНС РФ занимается исключительно выдачей лицензии букмекеру и не более. Однако справедливо будет указать, что с декабря 2014 года, в рамках Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» 14, существует Саморегулируемая организация «Ассоциация букмекерских контор», которая позволяет игрокам легальных российский букмекерских контор обращаться в нее с жалобами на букмекеров. Это позволяет разрешить возникший конфликт между участниками без обращения с иском в суд.
Для сравнения, рассмотрим механизмы регулирования игорного бизнеса в Республике Беларусь, где он законодательно достаточно полно урегулирован. Кроме того, существует ряд нормативно-правовых актов, которыми определены механизмы реализации и которые постоянно усовершенствуются в зависимости от проблем, возникающих в процессе правоприменения.
Деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9, а также Налоговым кодексом Республики Беларусь. Что касается способа ведения игорного бизнеса в виртуальном пространстве, то для обеспечения управляемости и подконтрольности деятельности в сфере игорного бизнеса, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305, организаторы азартных игр обязаны выполнять требования в части обеспечения регистрации и хранения не менее пяти лет с даты проведения азартной игры 1Р-адреса устройства, с которого участник азартной игры принимал участие в азартной игре.
При этом, в соответствие с требованиями к виртуальным игорным заведениям и порядком проведения экспертизы виртуального игорного заведения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2019 №2 139, платформа виртуального игорного заведения в течение всего срока службы должна обеспечивать резервирование, позволяющее произвести восстановление 1Р-адресов устройств, с которых участник азартной игры принимал участие в азартной игре. Учитывая изложенное, в целях обеспечения выполнения требований подпунктов 27.3 и 27.11 пункта 27 Положения № 9, подпункта 6.2 пункта 6 Положения № 139 организатору виртуальных азартных игр необходимо обеспечить требования по хранению, резервированию и восстановлению 1Р-адресов устройств, с которых участники азартных игр принимали участие в азартной игре. Под таким 1Р-адресом устройства необходимо понимать публичный 1Р-адрес конечного сетевого оборудования (устройства), присваиваемый (назначаемый) оператором электросвязи (интернет-провайдером) абоненту и используемый данным участником.
Кроме того, отдельным постановлением № 123 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1762» урегулированы вопросы, связанные с особенностями порядка функционирования и использования специальной компьютерной кассовой системы (далее - СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, с учетом норм Указа № 305.