Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право Игры, пари и лотереи как основания возникновения обязательств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Оглавление

Введение

1. Общие положения об играх, пари и лотереи в праве

1.1. Понятие игры, пари и лотереи в праве

1.2. Правовое регулирование обязательств из игр, пари и лотерей

2. Элементы договоров проведения игр, пари и лотерей

2.1. Предмет договоров проведения игр, пари и лотерей

2.2 Субъекты договоров проведения игр, пари и лотерей В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона № 244-ФЗ организатором азартных игр на территории России могут быть только юридические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке в Российской Федерации, при этом осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр должно относиться к их основной деятельности. Помимо общих требований установлен ряд ограничений и запретов, связанных с категорией их учредителей (участников).В настоящее время не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления. Исключение составляет созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2011 года № 1058 акционерное общество, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии6.До 2011 года законодателем не допускалась возможность функционирования букмекерских контор и тотализаторов на Центральном Московском ипподроме. В связи с рисковым характером деятельности, в целях защиты прав участников азартных игр законодательно утверждены жесткие требования к величине уставного капитала и чистых активов таких юридических лиц. В настоящее время действуют не только имущественные ограничения, но и территориальные. Юридические лица — организаторы азартных игр, вправе осуществлять свою деятельность только в пределах игорных зон (территорий, специально предназначенных для проведения и организации азартных игр). Для этого необходимо иметь разрешение от органа управления такой зоной, порядок получения которого предусмотрен в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ, где располагается игорная зона. Указанные разрешения не имеют срока действия и действительны до ликвидации соответствующей игорной зоны, но при отсутствии деятельности по организации азартных игр в течение трех лет с момента выдачи разрешения, данное разрешение теряет юридическую силу.Несколько иные требования предусмотрены для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах. Им разрешено действовать за пределами игорных зон, но при наличии иного разрешительного документа — лицензии.Помимо требований имущественного характера, на организатора азартных игр возложены и иные обязанности. Он должен обеспечивать личную безопасность не только работников организатора азартных игр, но также участников азартных игр и иных посетителей игорного заведения во время их нахождения в игорном заведении. Вывод № 1: Законом прямо устанавливается, что приведенный перечень требований к организаторам азартных игр не является исчерпывающим и Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр. Вывод № 2: Анализ норм действующего законодательства об игорном бизнесе позволяет утверждать, что закрепление требований информационного характера направлено на то, чтобы сделать деятельность юридических лиц в сфере организации азартных игр более прозрачной. В то же время установление столь высоких требований имущественного характера для организаторов азартных игр фактически направлено на укрупнение и в какой-то степени на монополизацию игорного бизнеса в России.Зачастую субъекты данного вида предпринимательской деятельности нарушают законодательство. Обратимся к практике:Анализ № 1 правоприменительной практики:ООО «Панорама» на основании лицензии от 28 июля 2011 г. № 19 осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах в пункте приема ставок по адресу: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, ул. Металлургов, д. 55б. Однако сведения об изменении (увеличении) площади арендованного и занимаемого помещения по месту осуществления деятельности по указанному выше адресу ООО «Панорама» в лицензию от 28 июля 2011 г. № 19 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах не внесены. Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Панорама» постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности7.Анализ № 2 правоприменительной практики:ООО «Санторин» привлечено к административной ответственности за нарушение норм Закона № 244-ФЗ, выразившееся в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы в здании по адресу: город Сочи, улица Московская, д. 18, в котором расположено медицинское учреждение - общество с ограниченной ответственностью «Денталь-Сервис»8.Анализ № 3 правоприменительной практики:«ООО» ФОН привлечено к административной ответственности, поскольку доказан факт осуществления наличных расчетов по выплате участникам азартных игр выигрышей за счет наличных денежных средств, поступивших в кассу обособленного подразделения общества при приеме игровых ставок, то есть не за счет денежных средств, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета; процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах9.Общий вывод по второй главе: Договор между участником и организатором игр имеет специфические особенности, относится к рисковым договором, в качестве предмета выступает выигрыш, а именно шанс или возможность его получения. К субъектам данного вида предпринимательской деятельности законом установлен ряд цензов, таких как: имущественный, территориальных и ряд других ограничений, на практике встречается множество споров относительно выигрыша и соблюдения лицензионных требований к данному виду деятельности. Заключение Понятия азартной игры, пари и лотереи закреплены на законодательном уровне. Ретроспективный анализ, сделанный в одной их глав настоящей курсовой работы, показал, что данный институт имеет богатую историю, при этом сегодня регулирование азартных игр, пари и лотерей носит комплексный характер, так как включает в себя не только отдельные федеральные законы, но и нормы гражданского и уголовного законодательства. Как правило, возникшие между сторонами правоотношения связаны не с оказанием услуг на основании заключенных между сторонами договоров, а с проведением лотереи, действия Закона «О защите прав потребителей на них не распространяются».Договор между участником и организатором игр имеет специфические особенности, относится к рисковым договором, в качестве предмета выступает выигрыш, а именно шанс или возможность его получения.Законом прямо устанавливается перечень требований к организаторам азартных игр, он не является исчерпывающим и Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр. Так, к субъектам данного вида предпринимательской деятельности законом установлен ряд цензов, таких как: имущественный, территориальных и ряд других ограничений, на практике встречается множество споров относительно выигрыша и соблюдения лицензионных требований к данному виду деятельности.Анализ норм действующего законодательства об игорном бизнесе позволяет утверждать, что закрепление требований информационного характера направлено на то, чтобы сделать деятельность юридических лиц в сфере организации азартных игр более прозрачной. В то же время установление столь высоких требований имущественного характера для организаторов азартных игр фактически направлено на укрупнение и в какой-то степени на монополизацию игорного бизнеса в России.Зачастую субъекты данного вида предпринимательской деятельности нарушают законодательство.Система законодательных мер регулирования данной деятельности направлена на обеспечение законности в данной сфере, между тем существует крайняя необходимость ужесточения уголовной ответственности за нарушения при введения данного вида предпринимательской деятельности.При ужесточении требований к субъектам игрового бизнеса будет наблюдаться снижение их количества и снижение дохода от такой деятельности, что влечет за собой уход данного бизнеса в тень. Проблема незаконной деятельности игорных заведений в России, работающих подпольно и с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, остается актуальной до настоящего времени. Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.12.20) // Рос.газета.–2006.–31дек.2. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (ред. 20.07.20)//Рос.газета–2003–18нояб.3. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 г. по делу № А09-3338/2011 // СПС КонсультантПлюс4. Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 06 декабря 2011 г. по делу № 33-1028/2011 // СПС КонсультантПлюс5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2001 № 162-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского районного суда города Москвы о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 224 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ.–№ 1.–2002.–С.5-8.6. Багров Д. В. Игры азартные и неазартные (к вопросу о правовом регулировании) // Актуальные проблемы экономики и права.– 2012.–№ 2– (22).–С. 182-186.7.Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. –М.: Статут, 2016.–314 с. 8.Горошко Е.О. Азартные игры и пари в России. М., 2007. С. 48-50.9.Зенин И. А. Гражданское право: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2016.– 773 с10.Иванова О.А. Азартные игры: понятие и признаки в концепции российского законодательства // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.–2015.–№ 2 (82).–С. 111-117.11.Иванов Н. В. Проведение игр и пари.– СПб, 2015.–563 с.12.Карпович Н.В. Историческое развитие норм права в сфере игр и пари // Общество и право. – 2008. – №2 (20) – С. 33-3513.Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка.–СПб.: Норинт, 2008.–1536 с.14.Курченко С.В. Проблема правового регулирования игр и пари // Гуманитарные и правовые проблемы современной России.–Новосибирск, 2017.–С.108-110. 15.Лермонтов Ю.М. Игры и пари: гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты // Право и экономика.–2011.–№ 6.–С.10-19. 16.Малеина М.Н. Стимулирующая лотерея: новеллы российского законодательства и практика применения // СПС «КонсультантПлюс»17.Медведев М.С. Азартные игры и пари: теоретические и практические проблемы // Законодательство.–№ 1.–2012.–С. 22-2718.Эрделевский А.М. Азартные игры и пари: теоретические и практические проблемы // Законодательство.– № 1.– 2012.– С. 22-2719.Эрделевский А. Игры и пари // Российская юстиция. - 2007. - № 8. - С. 14.20.Федотов А.Г. Игры и пари в гражданском праве // Вестник гражданского права.–2011.–№ 2.–С.25-74. 1 Медведев М.С. Азартные игры и пари: теоретические и практические проблемы // Законодательство.–№1.– 2012.–С. 22-27 2 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.12.20) // Рос.газета.–2006.–31дек. 3 Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. –СПб.: Норинт, 2008.–С.523. 4 Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 06 декабря 2011 г. по делу № 33-1028/2011 // СПС КонсультантПлюс 5 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 г. по делу № А09-3338/2011 // СПС КонсультантПлюс 6  О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 7 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 8 См.: Там. же 9 Федеральный закон от 22.07.2014 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 10 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 15 июня 2016 года M 624-р «Об определении границ игорной зоны на территории Республики Крым» // Официальный сайт Правительства Республики Крым // URL: https://rk.gov.ru/ru/index (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 11 Распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2016 г. N° 1697-р «О создании игорной зоны "Красная поляна" на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края» // Правовая система Гарант // URL: https://www.garant.ru/ / (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 12 Решение M 2-1859/2019 2-1859/2019М-1597/2019 М-1597/2019 от 22 августа 2019 г. Ворошиловского районного суда но делу M 2-1859/2019 // СПС КонсультантПлюс 13  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 14 Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 15  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 16 Официальный сайт ГСУ СК РФ но Республике Крым и городу Севастополю // URL: https://crim.sledcom.ru/news/ item/1515740/ (дата обращения 25.04.2021). - Текст : электронный. 1 Неруш М.Ю. Игры и пари: гражданско-правовой и криминалистические аспекты: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 10. 2 Никитина Т.Р., Степанов И.А. Букмекерская деятельность в России: пари или услуга, соотношение частного и публичного права // Закон. 2014. № 11. С. 95 - 103. 3 Определение Верховного Суда РФ от 16 июля 2013 г. по делу № 18-КГ13-54 // СПС Консультант Плюс. 4 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2020 г. по делу № 48-КГ20-4 // СПС Консультант Плюс. 5 Решение Волжского районного суда Саратовской области от 15 ноября 2015 г. по делу № 2-6624/2015 // СПС Консультант Плюс. 6 Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации» от 8 сентября 2011 года №1058 // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 33. — Ст. 4902. 7 Постановление Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. по делу № 38-АД19-7 // СПС Консультант Плюс. 8 Постановление Верховного Суда РФ от 15 января 2019 г. по делу № 18-АД18-75 // СПС Консультант Плюс. 9 Постановление Верховного Суда РФ от 22 августа 2019 г. по делу № 5-АД19-204 // СПС Консультант Плюс. 1   2   3   4   5



СККС представляет собой систему, позволяющую централизованно объединить все сервера букмекерских контор (тотализаторов), игровые автоматы, кассы букмекерских контор, кассы тотализаторов и кассы казино через телекоммуникационную сеть в единую базу данных, работающую в режиме реального времени (онлайн), в целях получения полной и достоверной информации о финансовых потоках игорных заведений, в том числе информации о принятых ставках, полученных (выплаченных) денежных средствах в кассе игорных заведений и, как следствие, доходах организаторов азартных игр.

Функции по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида вместо налоговой с 1 апреля 2019 г. реализует ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу», которому переданы функции государственного органа. Оно же ведет учет оборудования организаторов азартных игр к СККС, его подключения и (или) постановки на учет посредством договора, заключенного между организатором азартных игр и мониторинговым центром. Необходимо заметить, что осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в Республике Беларусь, могут только юридические лица Республики Беларусь и только после получения специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности. Правовыми нормами также урегулированы вопросы перечня и формы документов для получения лицензии, критерии соответствия оборудования необходимым требованиям, основания и причины прекращения использования такого оборудования.

Еще одной важной компонентой является нормативно-правовая норма, регулирующая возрастной ценз участия в определенных сферах игорного бизнеса. С 1 апреля 2019 г. увеличен возрастной ценз для посещения игорных заведений, в том числе виртуальных игорных заведений, а также для участия в азартных играх. Данное ограничение на посещение и участие выносится судом. ГПК, обязывает суд не только выдавать заявителю копию вступившего в законную силу решения суда об ограничении физического лица в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх, но и направлять такую копию решения в ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу». Кроме того, определены механизмы внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр, и ответственность за их нарушения.

К признакам подозрительных финансовых операций, среди прочих, относятся: хранение участником финансовой операции в течение 3-х и более месяцев денежных средств на игровом счете без фактического участия в азартных играх (при организации и (или) проведении азартных игр посредством виртуального игорного заведения), несоответствие финансовых операций, совершаемых их участником, источникам и размерам его дохода или экономической ситуации в стране; управление рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.


Самооценка вовлеченности в проведение подозрительных операций должно проводиться организаторами азартных игр по мере необходимости, но не реже 1 раза в течение календарного года с использованием таких показателей, как коэффициент (в %) вовлеченности организатора азартных игр в проведение подозрительных финансовых операций его клиентами и величина (в %) удельного веса клиентов с высокой степенью риска.

Нельзя не упомянуть и о том, что игорный бизнес является удобной площадкой для вложения денежных средств, полученных в результате совершения какого-либо преступления («отмывание денег»), несмотря на имеющуюся в УК РФ статью 174.115. Государство активно борется с такими нарушителями закона, в том числе и посредством использования обязательной верификации игрока. Если ранее клиенты букмекерских контор могли без особых сложностей играть и обналичивать выигрыши, то в настоящее время очень мало букмекеров позволяют вывести средства не идентифицированным пользователям. Вдобавок большое количество контор запрашивает видеоидентификацию. Введение ЦУПИС также препятствует осуществлению реализации схем по отмыванию денег.

Так, в 2020 году было завершено расследование уголовного дела в отношении участников преступного сообщества, организовавших сеть виртуальных казино на территории Республики Крым и города Севастополь, данные о котором публикуются на сайте ГСУ СК РФ по Республике Крым и г. Севастополю. Двумя лицами было организовано преступное сообщество по извлечению незаконного дохода от проведения азартных игр в подпольных залах с виртуальными игровыми автоматами. Ущерб от деятельности преступного сообщества составил более 220 миллионов рублей16.

Вывод № 1: При ужесточении требований к субъектам игрового бизнеса наблюдается снижение их количества и снижение дохода от такой деятельности, что влечет за собой уход данного бизнеса в тень. Проблема незаконной деятельности игорных заведений в России, работающих подпольно и с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, остается актуальной до настоящего времени. Такие заведения маскируются под ночные клубы, бары, караоке и так далее.

Вывод № 2: Существует необходимость ужесточения уголовной ответственности за незаконную организацию игорной деятельности. Одновременно с этим представляется необходимым смягчить налоговую нагрузку на легальных организаторов азартных игр. Это несомненно уменьшит количество подпольных организаций и создаст благоприятную атмосферу в этой отрасли. При налоговом послаблении большинство перейдут на легальный игорный бизнес, что, в свою очередь, обеспечит видимую конкуренцию для организаторов азартных игр, создаст дополнительные рабочие места и, самое главное, будет являться источником дохода бюджета субъекта РФ, который сможет вырученные средства направлять на социально значимые объекты и иные нужды региона.


Общий вывод по первой главе: Понятия азартной игры, пари и лотереи закреплены на законодательном уровне. Ретроспективный анализ показывает, что данный институт имеет богатую историю, при этом сегодня регулирование азартных игр, пари и лотерей носит комплексный характер, так как включает в себя не только отдельные федеральные законы, но и нормы гражданского и уголовного законодательства. Система законодательных мер регулирования направлена на обеспечение законности в данной сфере, между тем существует крайняя необходимость ужесточения уголовной ответственности за нарушения при введения данного вида предпринимательской деятельности.


2. Элементы договоров проведения игр, пари и лотерей

2.1. Предмет договоров проведения игр, пари и лотерей


О.В. Сгибнева поддерживает К.П. Победоносцева, определяя игру как договор, при котором один участник обещает другому выигрыш, что зависит от случая, ловкости и комбинационных способностей участника. По мнению Сгибневой, участник игры имеет возможность воздействовать на результат. При пари один из участников утверждает, а другой участник отрицает определенный результат, который происходит независимо от волеизъявления участников. Таким образом, стороны не участвуют до наступления определенных обстоятельств, проверяя лишь наступивший факт.

М.Ю. Неруш выражает мнение, что игры и пари являются договорами, цель которых заключается в удовлетворении личных неимущественных потребностей или обогащении участников, при этом обязательства, возникающие по договору, не приводят к возникновению каких-либо рисков под отлагательным условием. Он выделяет критерии, на основании которых игры и пари подразделяются на следующие группы. Первую представляют игры и пари, которые зависят от случайности. Примером могут служить, в частности, «кости», «орел или решка». Ко второй относятся игры и пари, исход которых зависит и от случая, и от определенной закономерности, например: бильярд, карточные игры, домино. Относительно пари стоит сказать, что каждый из участников считает, что обладает достоверными знаниями относительно предмета спора, но в момент заключения пари по причине случайности убеждение участника может быть ошибочным. Третья игры и пари, в которых отсутствует признак случайности. В данном случае одним из ярких примеров могут быть спортивные состязания1.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что большая часть ученых признает азартную игру как договор, однако по вопросу об исходе игры единой позиции нет. В этой связи выделяются такие критерии, как случай, способности игрока, внешние факторы.

Вывод № 1: Данные виды договоров относятся к рисковым или алеаторным и в настоящий момент представляет собой особый вид гражданско-правовых договоров.

В доктрине встречается определение предмета рискового договора, в том числе договора пари, как обещание «предоставить шанс, вероятность, неизвестную заранее возможность реализации этой вероятности» и даже как «заблуждение, как порок воли»
2.

Договор между участником и организатором игр (оператором лотереи) имеет специфическую особенность: будучи заключенным, он не порождает сразу же основного обязательства, ради которого заключается (о выплате выигрыша). Покупка лотерейного билета или сделанная в казино ставка не дают права требовать выплаты выигрыша. Более того, вероятность возникновения права на выигрыш достаточно мала. Право на выигрыш возникает только при наступлении определенных условий, установленных договором. Соответственно, такой договор можно квалифицировать как сделку, совершенную под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК).

Форма такого договора может быть различной. Помимо документа в бумажном или электронном виде (квитанция, билет, электронный лотерейный билет и др.) о заключении договора может свидетельствовать совершение конклюдентных действий (в том числе в сети Интернет): от опускания монеты в приемник игрового автомата до заполнения форм на лотерейном сайте.

Договор между участником и организатором игр (лотерей) всегда носит алеаторный (рисковый) характер, поскольку выигрыш или проигрыш зависят от случайных факторов, которые стороны не контролируют.

Данный договор - возмездный, так как участники игр вносят плату за участие в них в виде ставок, цены лотерейного билета и т.п.

Преимущественно этот договор можно квалифицировать как реальный (до момента, когда сделана ставка или куплен лотерейный билет, стороны вряд ли могут требовать исполнения). Хотя условия игры или лотереи могут предусматривать и заключение консенсуального договора, однако требовать его исполнения в судебном порядке сможет только одна сторона (участник игр) и только в ограниченном числе случаев (в частности, согласно п. 5 ст. 1063 ГК).

Вывод № 2: В зависимости от вида игр договор может быть односторонне обязывающим (лотерея, ставка в букмекерской конторе и т.п.) либо двусторонне обязывающим (например, при карточной игре, когда стороны обязуются придерживаться определенных правил).

В соответствии с п. 3 ст. 1063 ГК предложение о заключении договора между участником и организатором игр (оператором лотереи) должно включать условия:

- о сроке проведения игр;

- о порядке определения выигрыша;

- о размере выигрыша.

Эти условия можно считать существенными для данного вида договора.