Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

103 деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит.
Худеева Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №51»,
Полевской городской округ
Худеева И.В. Современные технологии в развитии познавательной
активности дошкольников
Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; намечать план действий; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:
1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
 использования ИКТ технологий,
 экспериментирования,
 проектной деятельности,
 проблемно-игровыми технологиями,
 методами ТРИЗ,


104
 знаково-символическими средствами - моделирование.
Рассмотрим несколько из них.
Интеграция –взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.
Основа интеграции – единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.
Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно- схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует ее осознание и развитие.
Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.
В познавательном развитии организуются три основных варианта
моделирования.
1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением и анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.
Например, Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Модель представляется полностью, объясняется ее структура, содержание.
2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой на личный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант.
Например, дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения).
3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.
Например, перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают


105 сведения, представления об изучаемом явлении (объекте).
ТРИЗ
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Приемы фантазирования:
Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика - статика.
Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему «динамика» превратить постоянные свойства в переменные, а по приему «статика» – переменные свойства в постоянные.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья?». Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь?
Кого боишься? Кого любишь?».
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей


106 раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и
«что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.
Черемнова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ «Криулинский детский сад №3»,
МО Красноуфимский округ
Черемнова Н.А. Современные подходы в воспитании дошкольников через
конструктивную деятельность
«
Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время многие педагоги отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления. Проявлять инициативу, творчество, ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и уметь самостоятельно создавать новые технические формы.
Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «…обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».
В настоящее время педагогическая наука и образовательная практика уделяют особое внимание детскому конструированию. Благодаря такой деятельности ребенок развивается умственно и эстетически. Формирование способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы дошкольника, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы воспитания представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые определяют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одним из таких ориентиров овладение ребенком основными культурными


107 способами деятельности.
Дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе конструировании), способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены в классических зарубежных системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф.Фребеля, «Вальдорфская педагогика» (основатель Р.Штайнер)) и т.д.
По мнению А.Н.Давидчук, конструирование способствует воспитанию у детей таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования у дошкольников формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.
Подбор материалов для творчества отвечает принципам дидактических и возрастным возможностям дошкольников.
Значение образовательного конструирования в развитии ребенка трудно переоценить. По мнению И.С.Ишмаковой, развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы дошкольника, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального.
Технологии образования детей могут включать разные конструктивные материалы: карандаш или деревянный блок, планшеты и цифровые камеры, конструктора LEGO, электронный конструктор «Знаток» и др. Педагог должен учитывать все способы информационных технологий в качестве инструмента для образования и воспитания ребенка. Именно в игре ребенок имеет возможность исследовать и осмысливать окружающий мир, экспериментировать, пробовать и находить новые способы, что рождает уверенность, самоуважение и благополучие.
Конструирование приходит в жизнь ребенка с раннего возраста. Дети с первой младшей группы знакомятся с основными деталями конструктора, способами их крепления. У малышей формируется умение соотносить результаты собственных конструктивных действий по образцу взрослого.
Средствами, обеспечивающими реализацию конструктивной деятельности детей, выступали (кубики, блочные строительные наборы и др.).
Использование данных видов конструктивных материалов явилось лишь первой ступенью к формированию технического творчества.
В средней группе с дошкольниками закрепляются навыки работы с различными видами конструктивных материалов, на основе которых у них формируются новые конструктивные умения. В данном возрасте дети учатся не только работать по плану, но и самостоятельности, умения общаться со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу, бережное отношение к окружающему, используя такие виды конструктивных материалов Lego, Lego
Duplo, магнитная доска, конструктор с шестеренками, электронный конструктор «Знаток» и др.