Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

108
Опираясь на предыдущий опыт детей, который сложился в работе с конструктивными материалами, была поставлена новая задача: использование современного развивающего конструктивного оборудования для развития конструктивной деятельности и технического творчества детей старшего дошкольного возраста, направленного на воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием. Для освоения приемов данной деятельности были использованы следующие методы и приемы: конструирование по инструкции и без нее, исследование различных объектов и механизмов, соотношение механизмов и объектов с окружающим миром, управление робототехническими устройствами, воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
Чтобы поддержать детскую инициативу в освоении интересного мира технического прогресса, для детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности был использован электронный конструктор «Знаток», так как именно со старшей группы в образовательной деятельности используются данные виды конструкторов.
Использование данного вида конструктора даёт детям возможность сделать первые шаги в изучении основ науки и техники – это кладезь электро- схем, двигателей, лампочек, транзисторов, конденсаторов, светодиодов и многого другого.
В процессе реализации программы в части, формируемой участниками образовательных отношений «Познай-ка», был проведен цикл занятий с использованием конструктора. Занятия проходили в форме познавательной игры. Это были интересные занятия для детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей дошкольников, развивающие и формирующие технические умения, навыки. При работе с конструктором «Знаток», мы узнали: что такое электричество и откуда оно берется, что такое электрический ток, электронная схема, как работают электроприборы. Познакомились с правилами работы с конструктором, изучили название деталей, собрали схемы, предложенные в инструкции:
«вентилятор»,
«лампочка»,
«радиоприемник», «мегафон» и т.д., но потом мы решили попробовать создать свою схему. В итоге у нас получилось создать электронную схему, которой мы дали название – «Сирена, используемая в пожарной технике, управляемая светом».
После этой работы мы решили показать, как работает «сирена, управляемая светом». Мы рассказали про каждую деталь нашей цепи и объяснили их функции. Дети слушали друг друга с восторгом, им это очень понравилось. После этого многие ребята и даже девочки захотели рассказать своим родителям о таком конструкторе.
Таким образом, мы получили полезный прибор – сирена, используемая в пожарной технике, управляемая светом. Мы убедились, что даже дошкольник с помощью взрослого может создать свою электронную схему.


109
Необходимо «помнить, что далеко не все действия ребенка должны быть результативными: чем меньше ребенок, тем больше его привлекает процесс».
Не нужно также забывать, что чем старше ребенок, тем сильнее его интересует результат деятельности.
Таким образом, работа с конструктивными материалами позволяет вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные навыки дети приобретают в совместной деятельности со взрослыми, переходя преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры с конструктором.
Ялунина Оксана Васильевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 65»
Полевской городской округ
Ялунина О.В. ЛЕГО-конструирование как средство развития предпосылок
основ инженерного мышления для детей раннего возраста
Инженерная школа и ранний возраст, казалось бы, понятия несовместимые, но мне бы хотелось разрушить данные стереотипы. Конечно же ни о каком инженерном мышлении в раннем возрасте говорить не приходиться, но заложить предпосылки основ инженерного мышления вполне нам под силу. А вот развивать эти предпосылки в будущем задача уже других педагогов.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте. Чтобы сформировать инженерное мышление у ребенка, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру: способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; внимание и сосредоточенность; творчество и фантазию; а также способность к самостоятельной деятельности, и эти качества мы развиваем у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Таким образом и происходит формирование предпосылок основ инженерного мышления, а способствуют этому различные виды деятельности.
Подробнее я хочу остановиться на LEGO-конструировании - это деятельность при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных практических действий каждого ребенка, развиваются все основные мыслительные процессы: формируется представления о предметах и явлениях, развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, формируется навык обобщение предметов по признакам
(величина, форма, цвет).
Работу с LEGO-конструктором мы включаем не только в совместную образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в самостоятельную деятельность в течение дня. т. к. только систематическая работа с LEGO


110 поможет сформировать предпосылки основ инженерного мышления у детей раннего возраста.
Работа проходит в несколько этапов. В раннем дошкольном возрасте мы используем только три этапа:
I этап – технологический, на котором формируются представления о величине деталей, цвете, размере и количестве.
II этап – практический, сооружаем самые простые постройки
(дорожки, башенки, заборчики).
Сюда же включаем выстраивание по образцу (показываю ребенку образец того, что надо сделать, и показываю, как построить такую конструкцию из деталей). Играя таким способом, ребенок учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.
Предлагаем детям построение по условиям.
Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться
(высокая башня, широкая дорожка, заборчик красного цвета). Придерживаясь таких правил игры у ребенка будут вырабатываться умение анализировать.
III этап – технический. Основной акцент - на работу по алгоритму, формируется умение сооружать постройку по схеме. Схемы используем самые простые, состоящие всего из нескольких деталей. Тут главное, чтобы ребенок смог считать схему, подобрать подходящие детали конструктора и разработать некий алгоритм сооружения постройки. Развиваются умения выбирать предметы из большого количества деталей по образцу; определять направление присоединения деталей. Закрепляются повторно цвет, форма, размер деталей, развивается пространственная ориентировка (слева, справа, вверху, внизу), формируются представления о симметрии.
Поскольку работа с LEGO включает в себя несколько этапов, игры с
LEGO-конструктором мы начинаем практически сразу после поступления детей в ясельную группу. Первый этап самый простой, здесь закладываются основы математики и физики, он включает в себя элементарные игры: знакомство с цветом, формой, размером, сортировка деталей.
Сначала предлагаем детям рассмотреть детали конструктора, проговариваем цвета и размер деталей. Затем начинаем сортировать детали
LEGO с ребенком по цвету и размеру. Используем разнообразные игры: грузим маленькие детали в маленькую машину, а большие – в большую, или селим рыбок (детали конструктора) в красное или синее море (в качестве красного или синего моря используем листы цветного картона или цветные коврики).
Далее следуют игры: одинаковый – разный, такой – не такой, похожий.
Выборка. Теперь уже просим детей выбрать из кучи деталей предметы с одним признаком. Например, просим найти две одинаковые детали – конфетки для куклы или собираем в корзинку грибы только с желтой шляпкой, потому что только они на нашей полянке съедобные, а грибы с красной шляпкой –


111 мухоморы – кушать нельзя. Используем игру «Найди такой же» – предлагаем найти деталь такого же цвета / размера как у меня. Играем в «Парочки» помогает подбирать детали уже с двумя похожими признаками: по цвету и размеру.
Далее игры усложняются (начинается второй этап): небольшие постройки помогают наглядно объяснить ребенку понятия«одинаковый» и
«разный». Показываем детям два одинаковых куба (дорожки, башенки), а потом заменяем один кирпичик. И вот – сооружения уже разные.
Постепенно задания усложняются и теперь мы возводим с ребятками башенки разного цвета, разной высоты и ширины – таким образом закрепляем названия основных цветов и объясняем такие понятия как «высокий» –
«низкий», «толстый» – «узкий». Высокие и низкие башни дети трогают, перешагивают. Толстую и тонкую башню пробуют сломать. Какая сломается легче? Знакомство ребенка с окружающим миром через практические действия более эффективно, а еще развивается пространственное мышление и неосознанно используется математика и физика.
Далее прошу детей сооружать простые постройки: башенки красного или синего цвета, заборчик высокий в два ряда или низкий в один ряд и т.п.
Используем игры-упражнения на продолжение ряда, я показываю последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а дети должны продолжить его, это также может быть дорожка или башенка.
Затем ввожу простые схемы – III этап, здесь уже приобретаются простые технические навыки.
Причем игры со схемами не обязательно включают в себя конструирование, это может быть выкладывание на шаблоне. мы выкладываем мозаику из кубиков LEGO на бумаге. Обводим на листе бумаги кубики по контуру фломастерами соответствующего цвета и шаблон готов.
Можно выкладывать мозаику прямо на нем или рядом (для деток ближе к 3 годам).
Процесс сбора конструкции по схеме развивает конструкторские навыки. Ведь для того, чтобы собрать целое, нужно объединить части.
Придется также заинтересоваться схемой, понять, как ею пользоваться.
Возможность находить разные пути решения задач.
Еще один вариант конструирования - построение по теме.
Предлагаем тему, а ребенок сам по своему замыслу создает, выбирает материал, а также способы выполнения своих идей. Это разновидность конструирования по замыслу, только тут есть заданная тема.
LEGO удивительным образом сочетает конструирование с высоким творческим потенциалом. Освоив базовые модели, ребенок сам решет, что и как он будет строить и конструировать (выстраивание по замыслу). Главное заинтересовать детей: строю маленький домик, но на крышу ставлю дополнительную башенку, добавляю эмоции… Уфф!!! И дети с удовольствием включаются в игру. Я стараюсь угадать что же они построили, в ответ детишки стараются еще больше.


112
Таким образом я прихожу к выводу, что LEGO-конструирование – это отличная научно-техническая деятельность для формирования предпосылок основ инженерного мышления. Может, ребенок инженером и не станет, а структурно-логическое мышление инженера еще никому не мешало.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15