Файл: О. В. Медведева 2020 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 этап: 2-я половина XVIII– начало XX века.

Этот период можно назвать «золотым веком» русской подписи. На данном этапе возникло немалое количество разнообразных подписей. Прослеживается социальная, профессиональная и культурная стратиграфия, происходит разница в написании, отображающаяся в подписи, характере росчерков. К началу XIX века по своему оформлению русская подпись была похожа с современной ей западноевропейской. Подписи многих грамотных светских лиц представляют собой сложные завершающие росчерки и другие элементы. Подписи состоят из фамилии, имени, прозвища, и по-прежнему с полной буквенной транскрипцией. С середины XIX века встречаются подписи, в которых были монограммы первых букв имени и фамилии, а в конце этого века начинают появляются подписи-рисунки, состоящие из письменных знаков или систем разнонаправленных движений. Значение слова «подпись» для этого периода есть в словаре В.И. Даля: «Подписать (бумагу) – приложить руку … написать имя свое, прозвание, чин и пр.» т. е. отобразить свою фамилию, имя и т.д.

4 этап: 20-е годы ХХ века.

Быстрое изменение личной подписи произошло после революции. Получило распространение подписываться одной фамилией, что соответствовало новым обращениям, например «гражданин Сидоров». В первой четверти XX века появляется другой тип реквизита подписи, состоящий из первых букв имени, фамилии и отчества, например ИСВ – Иванов Сергей Викторович. Это можно было бы разъяснить появившейся тенденции в 1920-х годах сокращать названия организаций, предприятий. В послереволюционный период возникли подписи в виде сокращенных вариантов фамилий, вначале сокращения относились к одной-двум последним буквам. Эти подписи состоят из начальных букв фамилий и кратких, простых росчерков. Появляются подписи, состоящие из нечитаемых штрихов и элементов без оформленных букв («безбуквенные» подписи). Такие подписи попадаются нечасто, по сравнению с подписями «традиционного вида» (с полной буквенной транскрипцией). [1]

В 20-е годы – подписи, сокращенные по содержанию (за счет отсутствия одной, двух или трех последних букв фамилии), и число их незначительно. В 40-е годы – подписи сокращенного содержания, подписи в виде аббревиатур фамилии, имени и отчества и краткие подписи в виде, не образующих букв элементов. В 40-е и последующие годы удельный вес этих подписей был достаточно велик. Хотя в этот период не проводилось аналогичного исследования структурных характеристик подписей, но из публикаций по вопросам криминалистики 50-70-х годов, где тема исследования «краткой» подписи занимает значительное место, следует, что появление таких подписей было массовым. В 90-е годы – подписи, не отражающие фамилию исполнителя.


Изучение подписей выявило, что во второй четверти XX века в России прослеживается явное изменение отношения граждан к своей фамилии, наблюдается ее обезличивание. При этом прослеживается последовательный, целенаправленный уход от письменной самоидентификации (опознания по фамилии) через подпись, а позднее – понижение ответственности и уничтожение стратиграфии и преобладание вместо письменных обозначений логотипов.

Развитие проявлялось не только в снижении подписи, но и отделении от написания своего имени и фамилии. Сейчас можно увидеть в виде личной подписи «честное» написание своей фамилии, но часто подписи теряют связь со своим «прототипом» и представляют собой знак или набор знаков. Такое направление развития подписи можно увидеть и по словарным определениям. Если в словаре Даля (1860-е) в нее входят имя, фамилия, чин и тому подобное, то в советском Толковом словаре Ушакова мы видим такое определение: «Подпись – фамилия лица, автора, написанная им собственноручно под текстом документа, письма». Затем во всех словарях под личной подписью считается только фамилия, но она наделяется особым смыслом, который не указывался в словарях. Например, определение из Большого юридического словаря 2001 года: «Подпись – собственноручно написанная фамилия, обязательный реквизит служебных документов (акта обследования, заключения) и правовых актов (закона, акта управления, судебного решения, договора). Часто подписью называют, роспись, но это определение неверно. Росписью называются сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые средствами живописи. [33]

Не осуществляя анализа, опираясь на эмпирические наблюдения, специалисты – почерковеды в 1950–60-х годах показывают свои представления о подписях этого периода, например, таким образом: «Подпись –графическое изображение собственноручно написанной фамилии, выполненной полностью или сокращенно четкими или неразборчивыми буквами либо штрихами для удостоверения документа».

Происходит постепенный уход от письменной самоидентификации, начинают преобладать логотипы. В следствии этого в середине XX века в криминалистической литературе подпись характеризуется как удостоверительный знак. Статистический анализ показал, что все существующие варианты выполнения подписей, можно разделить по составу на 4 группы, среди которых только одна (четвертая группа, составляющая 10% от общего числа) отражает фамилии исполнителей. Остальные три группы – это подписи, состоящие преимущественно из 2-3 букв или из элементов простой и сложной конструкции, не образующих буквы; то есть подписи, в составе которых имеются только отдельные буквы фамилии, имени и отчества или их не имеется вовсе. То есть с позиций исторического развития русской подписи результатом статистического анализа исследованных подписей является установление факта, что 90% подписей современников не отображают фамилию.


Преобразование подписей в прошлом веке иногда стараются объяснить увеличением объема документации и потребностью снижения времени, уходящего на подпись. На самом деле это не так. У людей различных профессий могут быть как простые, так и сложные подписи. Упрощение подписи происходило потому, что в нашей стране человек и его семья все меньше становились хозяйствующими субъектами. Прекратила свое существование система частной собственности, в условиях регулируемой экономики заметно снизился объем контрактных, договорных, наследственных актов, для оформления которых нужна хорошо читаемая неподделываемая подпись. [2]

Однако сейчас, когда резко увеличилось число хозяйствующих субъектов, заключающих всевозможные договоры, подпись не проделала обратную эволюцию, не стала четким изображением фамилии.

3 История и современное состояние факсимильной подписи

Слово «факсимиле» образовалось от латинского «facsimile», что означает «сделай подобное». Оно обозначает – печать, клише, с помощью которого фиксируется личная подпись лица, человека, который подписывает документы. Факсимильная подпись – это механический аналог собственноручной подписи руководителя или другого должностного лица, который применяется в организациях с большим объемом документации. [40]

Факсимиле равнозначно подписи, написанной собственноручно. Документы, подписанные факсимильной подписью, наделяются юридической силой. Изначально средством проставления факсимильной подписи были перстни-печатки, позже они были заменены прикладной печатью. [36]

Перстень-печатка или кольцо с печаткой – кольцо (перстень) с изображением чего-либо, в основном дворянского герба или инициалов, которое принято носить на мизинце левой руки или на безымянном пальце. Изначально был рассчитан для проставления оттиска на горячем сургуче или воске при запечатывании писем. Верхняя поверхность перстня имеет вид матрицы, на которой представлен «обратный» (зеркальный) рисунок, чтобы на оттиске получалось правильное изображение. Перед оттиском площадкой с гравировкой проводят над пламенем свечи так, чтобы при оттиске детали объемного изображения были отчётливо видны.

Считается, что первые печати возникли в Месопотамии. Переход к земледелию и скотоводству стал стимулом для коренных изменений в общественной жизни. Оседлый образ жизни обязывал закрепления за человеком права собственности. Поэтому для клеймления создавались печати, которые были сделаны из мягкого камня при помощи твердого предмета.

В Древней Месопотамии и Древнем Египте начинается история мужских печаток. Первые перстни не обладали особыми художественными и ювелирными изысками, главная их цель была оставлять печать. Они были признаком богатства и предметом коллекционирования. Например, царь Митридат VI одним из первых собрал крупную коллекцию перстней-печатей. Костяные перстни возникли в эпоху палеолита, металлические — в бронзовом веке. В Древнем Египте были распространены печатные перстни с вырезанными надписями или изображениями. Оттиск такого перстня являлся подписью владельца. Печатные перстни, в которые часто вставлялись драгоценные камни были у эгейцев, затем у греков и этрусков. В Месопотамии перстни означали власть и статусное положение их владельца. Печатками запечатывали (отсюда и название) письма и ими же ставили оттиск на значимых документах, таким образом, заверяя их. Применялся перстень еще до н.э. жителями Месопотамии в целях установления подлинности. Перстень-печатка был цилиндрической формы и предназначался для оттисков на влажной глине. Он находил свое применение в проставлении печати на конвертах, банках и пакетах. Был схож с печатью юридического лица в современности. Позже перстень стали носить фараоны, религиозные лидеры и дворяне. Обычно их создавали из камня или фаянсовой керамики. Перстни-печатки сделаны из кольца с верхней площадкой, на котором вырезается зеркальный рисунок так, чтобы при вдавливании гравировки в густую субстанцию на ней сохранялось правильное изображение. Мастера Месопотамии, Древнего Египта делали печатки из мягких видов камня, слоновой кости или керамики и украшали их священными символами для определения высокого социального статуса владельца. В ранней Минойской цивилизации кольца были сделаны из мягкого камня и слоновой кости. Позже их создавали из твердого камня, а концу бронзового века они получили тот вид, который сейчас привычен для нас. В эллинистический период, кроме пользования для установленных целей, они представляли собой художественную ценность. [14]


Ношение на пальце или на шее печати, которая была равнозначна личной подписи, и служившей украшением присутствовало уже в Древнем Египте и Древней Месопотамии. Кольцо было символом власти и позволяло его хозяину иметь высокий статус. Самая древняя форма таких колец — резная часть, печать с подписями или рисунками, из металла или камня на проволочном ободке. В Средневековье для представителей высших чинов перстни создавали из золота и серебра и отделывали камнями. В это время почти каждый мужчина аристократического происхождения носил на пальце перстень-печатку и применял его для проставления печати на важных документах. На верхней плашке располагался индивидуальный герб рода, семьи.

Кольцо имело высокую цену, поэтому часто в семьях оно было одним и передавалось по наследству. Состоятельные и важные персоны имели оригинальные перстни. Перстни с выгравированными именами владельцев или с небольшими высказываниями из Корана или молитвами возникают на четвертых пальцах мужчин в XV — начале XVI веках на иранских миниатюрах.

Их назначение – это делать штампы своего имени на документах. Они были талисманами и защищали от злых сил. В XIV веке король Эдуард II издал указ о том, что все официальные документы необходимо подписывать перстнем-печаткой. В переводе перстень имеет значение «маленькая печать», имеющая формальное предназначение. Самым значимым перстнем был перстень Царя. Мужской перстень являлся признаком привилегии. Он имел очень значимую силу и ценность. Когда умирал его владелец, осуществляли обряд или ритуал и разрушали перстень.

На Руси печати появились в X веке. В древности, когда еще не была достаточно развита письменность, печатью удостоверялась не только подлинность документа. Печати имели и более широкое значение: они заменяли верительные грамоты. Они представляли собой пластины, которые купцы и послы надевали на шею для удостоверения личности. Печати могли выполняться в форме перстня. Их отличали характерные изображения: на печатях появились рисунки, а также надписи, указывающие на имя и должность владельца.

Возникли круглые металлические печати, которые носят название – буллы. Главным отличием их было нанесение изображения на обе стороны.

Самой древней можно назвать буллу князя Святослава, на которой представлен один из фамильных знаков Рюриковичей. Печати получили свойства, которые соответствуют задачам бумажного документооборота.