Файл: О. В. Медведева 2020 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стандартным способом удостоверения документации является проставление на них подписей руководства. Подписание первичных документов факсимиле запрещено. Это правило действует не только на накладные, акты выполненных работ, но и на счета-фактуры. Если субъект хозяйствования примет к вычету суммы из счета-фактуры, заверенного факсимильным оттиском, налоговая при проверке сочтёт это незаконным.

В Налоговом кодексе ст. 169 п. 6 отмечено, что счет-фактура должен быть подписан руководителем или индивидуальным предпринимателем и главным бухгалтером. Если документ оформляется в электронном виде, разрешается его визирование при помощи электронной подписи, указаний на возможное применение факсимиле нет, поэтому такой вариант невозможен. Такое мнение фискальных структур совпадает с мнением Минфина, судебная практика имеет примеры как положительных решений в пользу факсимиле на счетах-фактурах, которые основываются на отсутствии прямых законодательных запретов для использования факсимильной подписи, так и отрицательные решения. Договор, имеющий факсимильный оттиск, будет считаться недействительным, а на платежных бланках должны стоять собственноручные подписи. Банковские организации не будут проводить платежные поручения, подписанные факсимильным штампом, потому что доступ к оттиску может быть приобретен сторонними лицами без разрешения, а для исполнения перевода денежных средств банку требуется удостовериться в наличии собственного волеизъявления руководителя, что подтверждается подписью.

Штампы подписей не допускаются на налоговых декларациях, счетах-фактурах, других налоговых и финансовых документах. Это положение было озвучено не только Минфином, но и рядом судов. Арбитражный суд Поволжского округа в своем постановлении от 20.06.2012 г. № А12-13422/2011 указал не неприемлемость отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных, которые взяты из документов, заверенных факсимиле – факсимильная подпись на документах, по мнению суда, может быть только в сфере гражданских правоотношений. Факсимильная подпись на оправдательных документах служит препятствием для признания расхода по сделке в целях налогообложения.

Факсимиле разрешается только в случаях, предусмотренных законом, по соглашению сторон или если это предусмотрено в иных нормативных актах. Здесь нужно принимать во внимание один важный момент гражданское законодательство не применимо к следующим отношениям:


  1. отношениям, основывающимся на властном подчинении одной стороны другой;

  2. отношениям налоговых органов и налогоплательщиков;

  3. финансовым отношениям;

  4. административным отношениям.

Нельзя использовать штамп для подписания:

  1. Первичных бухгалтерских документов;

  2. Законодательных актов, нормативных документов;

  3. Деклараций налогового формата;

  4. Договоров трудоустройства сотрудников;

  5. Официальных доверенностей;

  6. Векселей;

  7. Платежных бланков;

  8. Счетов-фактур;

  9. Заявлений, полученных от юридических или физических лиц;

  10. Конкурсной документации.

Подпись-штамп можно использовать:

  1. В квитанциях, приходных, расходных ордерах

  2. В кассовых книгах;

  3. В бланках по учету сырья;

  4. В удостоверениях;

  5. Для подписания патентов, сертификатов, свидетельств ФС по интеллектуальной собственности;

  6. В ведомостях, справках о заработной плате сотрудников;

  7. В табелях, свидетельствах о ЕГЗ, страховых полисах;

  8. В приказах, благодарственных бумагах, почетных грамотах, извещающей документации;

  9. Факсимиле можно заверять копии внутренних документов;

  10. Письма с поздравлениями, приветствиями благодарностями;

  11. Почётные грамоты, пригласительные открытки, бумаги извещающего характера;

  12. Копии различных официальных бумаг;

  13. Полисы обязательного медицинского страхования;

  14. Акт приемки или передачи работ и услуг.

Факсимильной подписью можно пользоваться, подписывая документы, которые не несут крупной материальной ответственности.

4
Электронная подпись

С появлением новых технологий все большее распространение приобретает электронный документооборот. В связи с этим возрастает интерес и значимость систем защиты электронного документа. Одним из элементов такой защиты является электронная подпись – как реквизит электронного документа, идентифицирующая его автора и защищающая его от подделки. В данном случае слово «подпись» используется с учетом логики ее назначения и не связано с рукописным удостоверительным знаком. Документ с электронной подписью равнозначен бумажному виду, подписанному собственноручно. Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Электронная подпись – это особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации.

В 1976 году Уитфрид Диффи совместно с профессором Мартином Хеллманом, создали криптографию с открытом ключом, принцип которого заключается в обмене ключами. Тогда ЭП еще не было в сущности, а идея была только в теории. Через год Рональдом Ривестом и его товарищами была основана последовательность RSA, которая давала возможность создавать самые простые электронные подписи. После RSA были созданы другие ЭЦП, такие, как алгоритмы цифровой подписи Рабина, Меркле. В 1984 году Шафи Гольдвассер, Сильвио Микали и Рональд Ривест первыми точно обозначили условия безопасности к алгоритмам цифровой подписи. Ими были рассмотрены модели атак на алгоритмы ЭЦП и представлена схема GMR, соответствующая описанным требованиям (Криптосистема Гольдвассер – Микали). Он подготовил критерии безопасности к главным принадлежностям подписи. В это время были основаны первые алгоритмы при помощи этих критериев.

В 1994 году в России был создан первый алгоритм электронной подписи работниками ФАПСИ. Российское законодательство в отношении вопроса об ЭП непрерывно развивается и меняется. В этом же году Главным управлением безопасности связи ФАПСИ был разработан первый российский стандарт ЭЦП – ГОСТ Р 34.10-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма». Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в 1999 году организовало подготовку проекта федерального закона «Об электронной цифровой подписи», для создания правовых основ развития инфраструктуры, содержащей удостоверяющие центры. В 2001 году Правительством был одобрен законопроект «Об электронной цифровой подписи». Основной целью электронной подписи до 2002 года была защита передачи информации.


22 января 2002 года был принят Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи». Этим законом было положено начало решения проблемы обеспечения правовых условий для применения электронной цифровой подписи в ходе обмена электронными документами, при выполнении которых электронная цифровая подпись является юридически равносильной собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе. Он был неопределенным и неточно пояснял термины. В 2002 году был внедрен одноимённый стандарт ГОСТ Р 34.10-2001 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи», базированный на вычислениях в группе точек эллиптической кривой. Понятия «электронная цифровая подпись» и «цифровая подпись» стали синонимичными.

В современном законодательстве применяется термин «электронная подпись». Электронная подпись применяется для защиты информационных систем и допускается при передаче данных. Из-за проблемы защиты информационного пространства и применения для этих целей электронной подписи в 2011 году был введен в действие закон «Об электронной подписи», который должен был контролировать работу с шифрованием данных и увеличить область пользования электронной подписи. Это позволило создать электронный документооборот.

Законопроект был одобрен, потому что Гражданский кодекс только позволял использовать электронную подпись, как аналог собственноручной подписи с большими ограничениями. Закон регламентировал решение судебных споров, потому что раньше это являлось сложностью из-за нехватки органов, отвечающих за использование электронной подписи. Важным событием было приравнивание электронного документа к бумажному.

В 2012 году этот процесс получил всеобщие размеры и при помощи него мы можем использовать современные электронные подписи. 1 января 2013 года ГОСТ Р 34.10-2001 заменён на ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи». До настоящего времени технология перенесла перемены, доказательством этого выступает то, как сейчас выглядит электронная подпись.

Применение электронной подписи позволяет существенно уменьшить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией; улучшить и удешевить процесс подготовки, доставки, учета и хранения документов; обеспечить точность документации; минимизировать риск материальных расходов за счет увеличения конфиденциальности информационного обмена; создать корпоративную систему обмена документами. [41]


Основные нормативно-правовые акты, регулирующие обмен, создание и использование электронной подписи:

  1. В Гражданском кодексе РФ ст.160 содержится информация о регулировании использования электронной подписи при совершении сделок и заключении договоров.

  2. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) регулирует отношения в области использования электронных подписей, принципы использования электронной подписи. Включает: условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью; признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами и полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи.

В соответствии с этим законом, ЭП – информация в электронной форме, которая добавлена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или по-другому соединена с такой информацией и которая применяется для обозначения лица, подписывающего информацию; может использоваться при осуществлении гражданско-правовых сделок, предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственных и муниципальных функций, при создании других юридически важных задач. [24]

Закон «Об электронной подписи» ввел такие понятия как: простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись, усиленная квалифицированная подпись.

Простая электронная подпись это – подпись, которая при помощи применения кодов, паролей или других средств подтверждает факт создания электронной подписи конкретным лицом. Примером ключа простой электронной подписи могут являться: пара логин + пароль, одноразовый код sms-подтверждения. Простая электронная подпись для физических лиц – это простейший идентификатор, который используют для подтверждения личности пользователя. Она имеет низкую степень защиты, которая не способна обезопасить документ от подделки или внесения изменений и позволяет только распознать автора электронного документа.

Усиленная неквалифицированная подпись – это подпись, которая образуется посредством программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. Неквалифицированная электронная подпись определяет личность владельца и дает возможность проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки. Подпись представлена в виде ключа, хранящегося на USB-носителе. Имеет среднюю степень защиты. Кроме выявления лица, поставившего электронную подпись, позволяет проверить отсутствие/наличие изменений в документе после его подписания.