Файл: Устав оон как основополагающий источник международного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой — нормы договоров действуют только в отношении государств—участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.
В отношении международно-правового обычая имеет значение Дело Лотуса.
Международное право имеет свою специфику, коя отличает его от внутригосударственного. Субъекты международного права устанавливают между собой соглашения; нет никакого внешнего "арбитра", все страны равны между собой. Каждое государство наделено субъективными правами и обязанностями; обычно в спорах рассматриваются больше субъективные обязанности государств.
-
Вспомогательные (вторичные): -
судебные решения -
правовая доктрина.
34. Объекты виды международных договоров.
Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.
Российский закон делит международные договоры на три группы:
-
межгосударственные — заключаются от имени России; -
межправительственные — заключаются от имени правительства России; -
межведомственные — заключаются отдельными федеральными ведомствами.
35. Региональные международные организация и их характеристика.
Региональные международные организации а) объединяют государства, характеризующиеся близостью территориального расположения, порождающую общие интересы; б) региональные политические международные организации поставлены в определенную связь с ООН (гл.VIIIУстава ООН «Региональные соглашения»); в) статус региональной международной организации политического характера может быть предоставлен ООН (СНГ, ОБСЕ).
Соответственно выделяют 2 типа региональных международных организаций: 1) региональные международные организации в силу главы VIIIУстава ООН, 2) иные региональные международные организации (традиционного типа), среди которых можно выделить наднациональную международную организацию – Европейский Союз.
Виды региональных международных организаций:
- политические региональные международные организации, целью которых является защита суверенитета и территориальной неприкосновенности государств, в нее входящих (ОАГ, НАТО, ОБСЕ и др.);
- экономические (ОПЕК, ЕС на начальных этапах своего развития),
- финансовые (ЕБРР),
- организации с универсальными функциями (Совет Европы).
Глава VIIIУстава ООН (ст.52-54) регулирует не только вопросы сотрудничества региональных международных организаций с ООН; впервые появился термин «региональные». В ней речь идет о соглашениях или органах для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий.
Особенности региональных международных организаций в силу главы VIIIУстава ООН:
1. Деятельность такого рода организаций должна быть совместима с целями и принципами Устава ООН (п.1 ст.52).
2. Такие организации должны относиться к разряду политических, их цель – поддержание мира и безопасности в регионе.
3. Региональный характер организаций: их деятельность должна затрагивать интересы только государств конкретного региона.
4. В рамках этих организаций предусмотрен механизм для мирного разрешения местных споров, т.е. споров между государствами-членами. Разрешение таких споров осуществляется с помощью средств, которые указаны в Уставе ООН, и средств, предусмотренных в рамках организации (ОБСЕ – Суд по примирению и арбитражу).
5. Наличие системы коллективной безопасности, включая право применения объединенных вооруженных сил. Принудительные действия с использованием вооруженных сил в рамках региональных международных организаций могут иметь место только для отражения уже совершенного вооруженного нападения на одного из членов Организации в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст.51 Устава с последующей передачей полномочий (информированием) Совета Безопасности.
6. Совет Безопасности вправе использовать такие организации для принудительных действий под его руководством (ст.53 Устава ООН). В настоящее время распространенным является привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира на принципах рационального распределения выполняемых функций и взаимодополняемости.
36. Международно-правовой режим морских каналов и проливов.
Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права.
По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов: 1) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода; 2) проливы, в которых устанавливается транзитный проход.
Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, делятся на две разновидности: а) проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мсссинский пролив в Италии); б) проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом). Проливы, в которых устанавливается транзитный проход, также делятся на две разновидности: а) проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, .межостровные проливы в Эгейском море и др.); б) проливы, имеющие полосу вод открытого моря (например, пролив Па-де-Кале). Согласно Конвенции ООН по морскому праву под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства в целях непрерывного и быстрого транзита .Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силы или ее применения, соблюдать общепринятые правила морского судоходства. Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер.
Особую важность имеют Черноморские проливы, при определении правового режима которых Российская Федерация основывается на трех принципах: во-первых, обеспечение национальной безопасности Турции; во-вторых, закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время; в-третьих, полная свобода торгового мореплавания. В настоящее время правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство в проливах "в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств". Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы,
Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст. 8—22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс. т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого вытекает, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки. Иностранные военные корабли освобождаются от уплаты каких-либо сборов.
Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: они могут находиться в них не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс. т (ст. 18).
Черноморские державы в мирное время могут проводить военные корабли практически любого водоизмещения и с любым вооружением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку (ст. 12).
Для прохода иностранных военных кораблей не требуется специального разрешения Турции: ей лишь посылается предварительное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черноморскими — за 8 дней.
Конвенция подробно регулирует вопросы прохождения через проливы иностранных военных кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами.
В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей зависит исключительно от турецкого правительства (ст. 20).
Контроль за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Цель такого сообщения — регулировать разрешенный Конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море.
Международные каналы — это искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства.
В основе регулирования правового положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета государства, но территории которого проходит канал, неприменение силы или угрозы силы при решении всех вопросов, касающихся канала, свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискриминации, недопустимость использования канала во вред международной безопасности.