ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1 .Как следует понимать выражение: «Кто смутно говорит, тот смутно и мыслит»?
Задание 2. Почему взрослый и ребенок не всегда понимают друг друга, хотя говорят на одном языке?
Задание 3. Писатель В.Г. Короленко вспоминал, что когда он был маленьким ребенком, он никак не мог понять, почему большого усатого мужчину называют сыном их кухарки. Он думал, что слово сын относится только к таким маленьким мальчикам, каким был он сам. Объясните, почему мальчик только так понимал это слово?
Задание 4. Можно ли по характеру речи человека – темпу, степени эмоциональности – судить о конкретных чертах его личности? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Проявляясь в речи человека, многие черты личности сами формируются в процессе речевого общения людей друг с другом. Приведите примеры.
Задание 6. Учительнице 50 лет, с удаленной опухолью левой лобно-височной доли предлагают рассказать что-нибудь о севере. Она говорит «Север – это холод и отсутствие фруктов…Все». Проанализируйте и объясните ее ответ.
Задание 7. Подготовьте небольшое речевое выступление на 5-7 минут, помня слова С.Л.Рубинштейна: «чем выразительнее речь, тем более она речь, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Проанализируйте какую цель вы преследовали? Достигли ли вы цели? Какие выразительные средства были Вами использованы?
Задание 8. Из приведенных синонимов - вошел, ввалился, вломился, влетел, ворвался, втиснулся, вполз, впорхнул - обозначающих действие войти в дверь, выберите словосочетание, наиболее точно характеризующее персонажей из произведений Н.В.Гоголя, таких как – Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Хлестаков и др. А какое слово характеризует ваше поведение?
Задание 9. Приведите примеры из художественной литературы, подтверждающие, что в речи человека раскрываются внутреннее содержание личности, острота и глубина мысли. Охарактеризуйте речь героев.
Задание 10. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Необходимо выбрать особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).
а) речь, в которой отсутствуют невербальные коммуникативные средства;
б) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения;
в) грамматические связи выражены наиболее полно;
г) в значительной степени непроизвольная речь;
д) речь, наиболее поддающаяся волевому контролю;
е) заранее панируемая и программируемая речь;
ж) грамматически бессвязная форма речи;
з) речь, в которой широко используются невербальные средства;
и) речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников;
к) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь;
л) речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях;
м) речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.
Самостоятельная работа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМПЕРАМЕНТ
План
-
Понятие темперамента. Теории темперамента. -
Физиологические основы темперамента. -
Свойства темперамента. -
Типы темперамента. -
Отличительные особенности свойств темперамента и характера.
Литература: 12, 36, 50, 51, 54, 55, 68, 79.
Теоретическое введение
Темперамент в переводе с латинского temperamentym означает надлежащее соотношение частей, их соразмерность.
Под темпераментом понимаются индивидуальные и устойчивы свойства индивидуальности, которые определяют формально-динамическую сторону протекания психической деятельности и поведения человека выражающихся в силе, интенсивности, темпе, ритме, скорости психических и поведенческих реакций.
Теории темперамента
Гуморальные (от лат.humor-влага, сок) - Гиппократ, Гален, Лесгафт и др. считают, что темперамент определяется соотношением между четырьмя жидкостями организма человека - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Преобладание одной из жидкостей определяло разные типы темперамента - сангвинический (от лат. Sanguis - кровь), холерический (от греч.choll - желчь), флегматический (от греч. Phlegma - слизь), меланхолический (от греч. Melaine holl - черная желчь).
Конституциональные (морфологические) теориитемперамента - Кречмер, Шелдон и др. считали, что конституция, строение человеческого тела (соматотип) определяет тип темперамента человека. Так, например, по Кречмеру - астенический тип темперамента характеризуется неразвитостью мускулатуры, диспропорциональностью частей тела, и ему соответствует шизоидный темперамент, который, в свою очередь, включает в себя, с одной стороны, замкнутость, аутичность, чрезмерную аффективность, ранимость, раздражительность, а сдругой - эмоциональную холодность, равнодушие. Пикническому телосложению - широкая грудь, округлость частей тела, полнота - соответствует циклоидный темперамент, которому свойственны колебания настроения - от веселого, радостного до мрачного у маниакальных, депрессивных индивидов, а также естественность, мягкость движений и т.п. Атлетическому типу телосложения - крепкое телосложение, рельефная, выраженная мускулатура, физическая сила, выносливость - соответствует иксомотический тип темперамента, который характеризуется спокойствием, сдержанностью в жестах, мимике, ригидностью мышления, трудностью в адаптации.
Описательные теории темперамента - Кант, Хейменс и Вирсме и др. считали, что это теории темперамента, которые должны характеризоваться различным набором качеств и свойств темперамента, а также своеобразием самой структуры темперамента. Например, Хейменс и Вирсне выделяли три основные биполярные характеристики темперамента: 1) Эмоциональность - неэмоциональность; 2) Активность - пассивность; 3) Первичная - вторичная функции (сила и слабость и продолжительность первоначальных реакций человека на внешний мир).
Исходя из этого, они выделили следующие типологии темперамента:
эмоциональность | активность | первичная (п), вторичная (в) функции | темперамент |
+ | + | п | сангвинический |
+ | + | в | флегматический |
- | + | п | холерический |
- | + | в | увлекающийся |
+ | - | п | аморфный |
+ | - | в | апатичный |
- | - | п | нервный |
- | - | в | сентиментальный |
Факторные теории темперамента - Борт, Гилфорд и др. - считали, что использование математической статистики с помощью факторного анализа позволяет выделять общие факторы, лежащие в основе интеркорреляции измеряемых свойств.
Так, например, Гилфорд выявил следующие факторы, определяющие структуру темперамента: общая активность,, доминантность, мужество, уверенность, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, беспристрастность, сдержанность, доброжелательность, терпимость
Структурно - функциональные теории темперамента - Мерлин Б.М., Теплов В.Д., Небылицын, Крупнов А.И. и др. считали, что характеристика, определение темперамента связано с выявлением функций, свойств, компонентов темперамента. Например, А.И. Крупнов дает следующее представление об индивидуально - типологическом аспекте темперамента:
Компоненты темперамента. | Свойства темперамента. | Тепы темперамента. | |||
М | Ф | С | Х | ||
Психологическая активность. | интенсивность эргичность вариативность пластичность сензитивность | 2 1 2 2 4 | 1 2 1 1 1 | 3 3 4 4 3 | 4 4 3 3 2 |
Непроизвольная направленность активности и эмоциональности. | активность реактивность экстравертированность интровертированность импульсивность рефлексивность стеничность астеничность | 4 1 2 3 2 4 1 4 | 3 2 1 4 1 3 2 3 | 2 3 4 2 3 2 4 1 | 1 4 3 1 4 1 3 2 |
Эмоциональность. | эмоц. эргичность эмоц. устойчивость эмоц. возбудимость эмоц. впечатлительность | 4 2 2 2 | 1 4 1 1 | 2 3 4 3 | 3 1 3 4 |
Примечание: М - меланхолик; Ф - флегматик; С - сангвиник; Х - холерик;
Степень выраженности свойств темперамента:
1 - минимальная;
2 - средне - минимальная;
3 - средне - максимальная;
4 - максимальная
Нейродинамические теории темперамента - Павлов И.П., Красногорский и др. считали, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, которые во многом тождественны свойствам темперамента.
Физиологической основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека. К числу основных свойств нервной системы относятся сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность - неуровновешенность.
Сила нервной системы – это способность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды, не приходя при этом в запредельное охранительное торможение. Сильная нервная система отсюда характеризуется такими особенностями как высокая биологическая надежность, большая работоспособность, низкая утомляемость, низкая сензитивность.