Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Испуг - бегство ………………………………... 1 2 3 4 5 6

2. Физика - наука…………………………………. 1 2 3 4 5 6

3. Правильно - верно …………………………….. 1 2 3 4 5 6

4. Грядка - огород ………………………………... 1 2 3 4 5 6

5. Пара - два ……………………………………… 1 2 3 4 5 6

6. Слово - фраза ………………………………….. 1 2 3 4 5 6

7. Бодрый - вялый ...…………………………….. 1 2 3 4 5 6

8. Свобода - воля…………………………………. 1 2 3 4 5 6

9. Страна - город ………………………………… 1 2 3 4 5 6

10. Похвала - брань ……………………………… 1 2 3 4 5 6

11. Месть - поджог ………………………………. 1 2 3 4 5 6

12. Десять - число ……………………………….. 1 2 3 4 5 6

13. Плакать - реветь ……………………………... 1 2 3 4 5 6

14. Глава - роман ………………………………… 1 2 3 4 5 6

15. Покой - дыхание ……………………………... 1 2 3 4 5 6

16. Смелость - геройство ………………………... 1 2 3 4 5 6

17. Прохлада - мороз …………………………….. 1 2 3 4 5 6

18. Обман - неверие ………………………………. 1 2 3 4 5 6

19. Пение - искусство ……………………………... 1 2 3 4 5 6

20. Тумбочка - шкаф ……………………………… 1 2 3 4 5 6

КЛЮЧ

5, 2, 6, 1, 6, 1, 4, 6, 3, 4, 5, 2, 6, 1, 4, 6, 3, 5, 2, 3

Норма правильных ответов - 5 и выше.

Задание 2. Методика «Выделение существенных признаков».

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, а также способность о последовательности рассуждений испытуемого.

Инструкция: «В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберете только два и подчеркните их.

Стимульный материал.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Ключ

1. растения, земля. 7. диаметр, круглость

2. берег, вода. 8. глаза, печать

3. здание, улица. 9. бумага, редактор

4. крыша, стены. 10. игроки, правила

5. углы, сторона. 11. сражения, солдаты

6. делимое, делитель.

Этот тест обычно включается в батарею тестов на мышление. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.


Задание 3. Определите, какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

а) Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

б) Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

Задание 4. Решите задачу и ответьте на вопрос: Какое качество мышления необходимо при решении следующей задачи?:

Дома 4-х друзей расположены в вершинах квадрата. Как расположить три прямых дорожки так, чтобы из любого дома можно было дойти до каждого из других и вернуться обратно, ни разу не поворачивая назад?

Задание 4. Решите задачи и ответьте на вопрос: Какое качество мышления необходимо при решении следующих задач?

а) Дома 4-х друзей расположены в вершинах квадрата. Как расположить три прямых дорожки так, чтобы из любого дома можно было дойти до каждого из других и вернуться обратно, ни разу не поворачивая назад?

б) Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

в) Встретились два человека, друзья детства, и между ними произошел следующий диалог:

- Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

- А у меня уже дочь!

- Как ее зовут?

- Как и ее мать.

- А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери?

Задание 5. Наблюдения показывают, что некоторые учащиеся младших классов не относят лиственницу к хвойным деревьям, потому что ее название якобы противоречит этому, а помидоры - к овощам, так как по внешнему виду они не похожи на морковь и свеклу.

Объясните, почему происходят подобные ошибки. Какая мыслительная операция недостаточно развита у этих учащихся?

Задание 6. В любом рассуждении на любую тему приходится логически делить понятия по объему, раскрывать тот круг предметов, который отображен в данном понятии. В основе этого деления лежат процессы анализа и синтеза. Приведены понятия по психологии: психические явления; внимание; ощущение; память; мышление; запоминание; воображение; чувства; эмоциональные состояния; моральные чувства.


Разделите каждое из них на сходные с ним, но меньшие по объему понятия.

Задание 7. Для объяснения сущности мышления часто приводят следующий пример. Фалес – древнегреческий ученый и мыслитель, без восхождения на пирамиду, а опираясь только на математические расчеты, сумел измерить ее высоту. В час, когда длина его тени была равна его росту, он измерил длину тени пирамиды, а следовательно, ее высоту.

Какую важную особенность мышления иллюстрирует описанный пример? Восстановите ход рассуждений ученого.

Задание 8. Запишите по 2-3 примера на каждую мыслительную операцию.
Самостоятельная работа
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

воображение
План


  1. Понятие воображения.

  2. Виды воображения.

  3. Способы создания образов.

  4. Воображение и творчество.


Литература: 11, 20, 53, 58, 61, 70.
Теоретическое введение
Воображение – психический процесс, выражающийся в умении строить новые образы. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение вносит свой вклад во все сферы психической деятельности: познавательную, эмоциональную, волевую. Оно расширяет возможности мышления, часто опирающегося при решении задач на воображаемые образы. Яркие образы воображения порождают разнообразные чувства и переживания.

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воображения. Воспроизведение тоже может быть в образах, но оно является основной характеристикой памяти, а преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать.

Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь ее преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение связано с нашей способностью изменять мир, творить что-то новое.

Воображение может быть только у человека, который реально преобразует действительность, только у человека развивается подлинное воображение.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует. Это изменение может выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит себе картину того, чего сам он никогда не видел.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было (Приведите пример).

Воображение может создать фантастическую картину, ярко отличающуюся от действительности. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере, преобразуя действительность, отклоняется от нее, при этом учитывает ее существенные стороны.


Мощь творческого воображения и его уровень определяется соотношением двух показателей:

  1. тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений;

  2. тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного, порождения воображения.

Виды воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.

По степени активности и осознанности создания новых образов выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.

Непроизвольное воображение возникает под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. (Грезы, галлюцинации, сон).

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие связи с окружающей человека действительностью. Обычно они результат психических и физических заболеваний.

Грезы – это психическое состояние , представляющее собой фантазию, связанную с желанием , с идеализируемым будущим.

Произвольное воображение характеризуется осознанием не только целей, но и мотивов деятельности.

Произвольное воображение разделяется по степени уникальности на воссоздающее и творческое.

Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек создает образы новые для него, но объективно они уже существуют. (Рассматривая карту, создаем образ).

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которое реализуется в оригинальных продуктах деятельности.

Выделяют особую форму воображения такую как мечта.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей мере связана с действительностью, то есть может быть осуществима. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Из стимула к действию, мечта также может переродиться в пустую мечтательность или фантазию.

Способы создания образов

Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является – агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» представлений. (Кентавр, русалка, аэросани и др.)

Акцентирование – подчеркивание каких – либо черт. Достигается посредством сдвига, изменения пропорций. (Карикатура).