Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) товарищ М. вступил в общество «Зеленых»;

г) товарищ П. отличается выразительной мимикой, резкими движениями, быстрой походкой;

д) учитель внес методические рекомендации по повышению эффективности усвоение учебного материала.

  1. Понятие направленности личности:

а) это убеждения, идейные мотивы;

б) это соотношение органических и духовных потребностей, интересов и убеждений;

в) это организованные в целостную систему индивидуально-своеобразные свойства, определяемые как полезные или вредные для общества.

  1. Источники активности личности:

а) в инстинктивных влечениях, стремлении сохранить себя, продолжить род, быть, в крайнем случае, равным с остальными;

б) в потребностях, которые выступают как процесс овладения формой деятельности;

в) это среда, люди, которыми активность автоматически определяется;

г) это деятельность, т. к. чем больше личность участвует в различных общественных формах деятельности, тем она становится более активной.

  1. Назвать свойства направленности личности (цель, мотивы, потребности, интересы, мечта, убеждения):

а) стремление личности, реализуемые в деятельности;

б) побуждения личности для удовлетворения потребностей;

в) нужда, без удовлетворения которой личность не может нормально существовать, как физически, так и духовно;

г) эмоциональные проявления познавательных потребностей;

д) образ, созданный на основе реальной деятельности, как осознанная потребность, который может реализоваться в будущем;

е) система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением;

  1. Определить структуру личности исходя из групп психических явлений (процессы, состояния, свойства):

а) учитель математики часто замечал, что ученики с трудом усваивают материал после урока физкультуры, и лучше – после других уроков;

б) ученик Коля испытывает удовольствие, если его товарищи показывают отличные знания по предметам;

в) ученица Таня всегда откровенно осуждает своих товарищей за недобросовестность в учебе;

г) Витя аккуратно посещает кружок автомоделистов;

д) глядя на картину Врубеля «Демон и Тамара» мы вспоминали образы Лермонтовских героев;

е) по приходу из школы Пете никак не удавалось выучить стихотворение
, хотя он это сделал быстро и с удовольствием после отдыха.

Задание 2. Изучение самооценки личности. Инструкция: «Опросник состоит из 24 суждений, по каждому из них возможны три варианта ответов: часто, иногда, никогда. Вы выбираете тот ответ, который наиболее соответствует Вашей реальности»

1. Мне нужно, чтобы друзья меня подбадривали.

2. Меня многие ненавидят.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Я постоянно чувствую свою ответственность.

5. Я обладаю меньшей активностью, чем другие.

6. Я боюсь выглядеть глупым.

7. Я боюсь говорить перед незнакомыми людьми.

8. Внешний вид других лучше моего.

9. Я часто допускаю ошибки?

10. Как жаль, что не умею, как следует разговаривать с людьми.

11. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе?

12. Желательно, чтобы мои действия одобряли другие.

13. Я слишком скромен.

14. Моя жизнь бесполезна.

15. Многие неправильного мнения обо мне.

16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

17. Люди не особенно интересуются моими делами.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Я чувствую, что многие не понимают меня.

20. Я не чувствую себя в безопасности.

21. Я часто волнуюсь и понапрасну.

22. Я уверен, что людям достается все легче и быстрее, чем мне.

23. Меня волнует то, как люди ко мне относятся.

24. Я много думаю о том, чего ждут от меня люди.

Ответы: часто-1 балл, иногда-2 балла, никогда-3 балла.

25-40 баллов - заниженная самооценка.

41-55 баллов - адекватная самооценка.

56-75 баллов - завышенная самооценка.
Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ
План


  1. Понятие о способностях.

  2. Задатки и способности.

  3. Деятельность и структура способностей.

  4. Виды способностей.


Литература: 18, 37, 38, 66, 67, 70, 81.
Теоретическое введение
Способности это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность (готовность) человека к тому или иному виду деятельности. Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для овладения определенным видом деятельности и для успешного его выполнения. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями, навыками. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать: а) темп продвижения в овладении деятельностью; б) широта переноса формирующихся психических качеств; в) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Предпосылкой способностей, облегчающей их развитие, являются задатки.

Задатки – врожденные возможности развития морфологических, анатомо-физиологических и психологических свойств индивида.

К задаткам относят:

  1. Типологические свойства НС;

  2. Уровень развития и соотношения сигнальных систем;

  3. Природные свойства анализаторов;

  4. Варианты строения коры головного мозга.

Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей.

Способности делят на общие, необходимые для любых видов деятельности, и специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенных видов деятельности. В структуре способностей некоторых людей общие качества могут быть исключительно ярко выражены, сто дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей, общих по отношению к широкому спектру различных видов деятельности. Общие способности (общие качества личности) являются вполне конкретными психологическими проявлениями. В зависимости от их выраженности всех людей можно разделить на три типа:


1. художественный;

2. мыслительный;

3. средний.

Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы (образной, эмоциональной); и второй сигнальной системы (словесной). Для художественного типа свойственна яркость образов, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логических построений, для среднего типа – равное сочетание образов и логики.. Отношение человека к тому или иному типу предполагает, что ему легче освоить вполне определенную деятельность: художественному типу – стать музыкантом, мыслительному – математиком. Но это не означает фатальной обреченности заниматься определенным делом, это только предрасположенность к нему.

Структуру способности составляет совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.

Компенсация способностей возможна за счет: а) приобретения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков; б) формирования типического стиля данной деятельности; в) развития других качеств.


Практическая работа



Задание 1. Развитию каких способностей (мнемических, мыслительных, воображения) содействуют следующие учебные занятия?

Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможности вернее письменно изложить его содержание;

Указать сходств и различие климата Европы и Азии на тех же широтах;

Составит план только что прочитанного текста и письменно изложить его;

Пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий;

Сравнить черты характера Онегина и Печорина;

По данному описанию представить Бородинское сражение;

Представить флору и фауну и вид городов в различных точках земного шара и описать представляемое;

Сравнить приемы описания в произведениях А.П.Чехова и И.С. Тургенева.

Задание 2. Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.

Виды деятельности: математическая деятельность, деятельность музыканта, изобретательская деятельность, чтение художественных текстов.

Свойства личности:

Способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);

пространственное воображение;

хорошее запоминание общих схем рассуждения, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;

целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;

полнота, яркость представлений наглядных образов;

способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;

умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;

многообразный подход к решению вопроса;

умение оценивать соотношение пропорций и размеров;

легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;

способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;

легкое переключение от одной умственной операции к другой;

точность восприятия цветовых оттенков;

чуткость к языковым особенностям