ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) товарищ М. вступил в общество «Зеленых»;
г) товарищ П. отличается выразительной мимикой, резкими движениями, быстрой походкой;
д) учитель внес методические рекомендации по повышению эффективности усвоение учебного материала.
-
Понятие направленности личности:
а) это убеждения, идейные мотивы;
б) это соотношение органических и духовных потребностей, интересов и убеждений;
в) это организованные в целостную систему индивидуально-своеобразные свойства, определяемые как полезные или вредные для общества.
-
Источники активности личности:
а) в инстинктивных влечениях, стремлении сохранить себя, продолжить род, быть, в крайнем случае, равным с остальными;
б) в потребностях, которые выступают как процесс овладения формой деятельности;
в) это среда, люди, которыми активность автоматически определяется;
г) это деятельность, т. к. чем больше личность участвует в различных общественных формах деятельности, тем она становится более активной.
-
Назвать свойства направленности личности (цель, мотивы, потребности, интересы, мечта, убеждения):
а) стремление личности, реализуемые в деятельности;
б) побуждения личности для удовлетворения потребностей;
в) нужда, без удовлетворения которой личность не может нормально существовать, как физически, так и духовно;
г) эмоциональные проявления познавательных потребностей;
д) образ, созданный на основе реальной деятельности, как осознанная потребность, который может реализоваться в будущем;
е) система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением;
-
Определить структуру личности исходя из групп психических явлений (процессы, состояния, свойства):
а) учитель математики часто замечал, что ученики с трудом усваивают материал после урока физкультуры, и лучше – после других уроков;
б) ученик Коля испытывает удовольствие, если его товарищи показывают отличные знания по предметам;
в) ученица Таня всегда откровенно осуждает своих товарищей за недобросовестность в учебе;
г) Витя аккуратно посещает кружок автомоделистов;
д) глядя на картину Врубеля «Демон и Тамара» мы вспоминали образы Лермонтовских героев;
е) по приходу из школы Пете никак не удавалось выучить стихотворение
, хотя он это сделал быстро и с удовольствием после отдыха.
Задание 2. Изучение самооценки личности. Инструкция: «Опросник состоит из 24 суждений, по каждому из них возможны три варианта ответов: часто, иногда, никогда. Вы выбираете тот ответ, который наиболее соответствует Вашей реальности»
1. Мне нужно, чтобы друзья меня подбадривали.
2. Меня многие ненавидят.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Я постоянно чувствую свою ответственность.
5. Я обладаю меньшей активностью, чем другие.
6. Я боюсь выглядеть глупым.
7. Я боюсь говорить перед незнакомыми людьми.
8. Внешний вид других лучше моего.
9. Я часто допускаю ошибки?
10. Как жаль, что не умею, как следует разговаривать с людьми.
11. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе?
12. Желательно, чтобы мои действия одобряли другие.
13. Я слишком скромен.
14. Моя жизнь бесполезна.
15. Многие неправильного мнения обо мне.
16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
17. Люди не особенно интересуются моими делами.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Я чувствую, что многие не понимают меня.
20. Я не чувствую себя в безопасности.
21. Я часто волнуюсь и понапрасну.
22. Я уверен, что людям достается все легче и быстрее, чем мне.
23. Меня волнует то, как люди ко мне относятся.
24. Я много думаю о том, чего ждут от меня люди.
Ответы: часто-1 балл, иногда-2 балла, никогда-3 балла.
25-40 баллов - заниженная самооценка.
41-55 баллов - адекватная самооценка.
56-75 баллов - завышенная самооценка.
Самостоятельная работа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ
План
-
Понятие о способностях. -
Задатки и способности. -
Деятельность и структура способностей. -
Виды способностей.
Литература: 18, 37, 38, 66, 67, 70, 81.
Теоретическое введение
Способности — это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность (готовность) человека к тому или иному виду деятельности. Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для овладения определенным видом деятельности и для успешного его выполнения. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями, навыками. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать: а) темп продвижения в овладении деятельностью; б) широта переноса формирующихся психических качеств; в) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Предпосылкой способностей, облегчающей их развитие, являются задатки.
Задатки – врожденные возможности развития морфологических, анатомо-физиологических и психологических свойств индивида.
К задаткам относят:
-
Типологические свойства НС; -
Уровень развития и соотношения сигнальных систем; -
Природные свойства анализаторов; -
Варианты строения коры головного мозга.
Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей.
Способности делят на общие, необходимые для любых видов деятельности, и специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенных видов деятельности. В структуре способностей некоторых людей общие качества могут быть исключительно ярко выражены, сто дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей, общих по отношению к широкому спектру различных видов деятельности. Общие способности (общие качества личности) являются вполне конкретными психологическими проявлениями. В зависимости от их выраженности всех людей можно разделить на три типа:
1. художественный;
2. мыслительный;
3. средний.
Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы (образной, эмоциональной); и второй сигнальной системы (словесной). Для художественного типа свойственна яркость образов, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логических построений, для среднего типа – равное сочетание образов и логики.. Отношение человека к тому или иному типу предполагает, что ему легче освоить вполне определенную деятельность: художественному типу – стать музыкантом, мыслительному – математиком. Но это не означает фатальной обреченности заниматься определенным делом, это только предрасположенность к нему.
Структуру способности составляет совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Компенсация способностей возможна за счет: а) приобретения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков; б) формирования типического стиля данной деятельности; в) развития других качеств.
Практическая работа
Задание 1. Развитию каких способностей (мнемических, мыслительных, воображения) содействуют следующие учебные занятия?
Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможности вернее письменно изложить его содержание;
Указать сходств и различие климата Европы и Азии на тех же широтах;
Составит план только что прочитанного текста и письменно изложить его;
Пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий;
Сравнить черты характера Онегина и Печорина;
По данному описанию представить Бородинское сражение;
Представить флору и фауну и вид городов в различных точках земного шара и описать представляемое;
Сравнить приемы описания в произведениях А.П.Чехова и И.С. Тургенева.
Задание 2. Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.
Виды деятельности: математическая деятельность, деятельность музыканта, изобретательская деятельность, чтение художественных текстов.
Свойства личности:
Способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);
пространственное воображение;
хорошее запоминание общих схем рассуждения, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;
целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;
полнота, яркость представлений наглядных образов;
способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;
умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;
многообразный подход к решению вопроса;
умение оценивать соотношение пропорций и размеров;
легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;
способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;
легкое переключение от одной умственной операции к другой;
точность восприятия цветовых оттенков;
чуткость к языковым особенностям