Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 4. Экспериментальное исследование влияния упражнений на выработку навыка. Интерференция навыков.

Ход эксперимента. Испытуемые записывают образцы букв, с которыми предстоит работать: а, о, в, и, е, э, к, п, р, у, ц, ъ, ю, я – всего 16 букв. Затем предлагается написать букву и рядом с ней ее зеркальное изображение до завершения ряда, до я. Буквы следует писать так, чтобы они максимально походили на свое прямое изображение, сохраняя правила прописи.

По завершении ряда подсчитываются ошибки: неверно или плохо записанная буква, исправление (не более 16 ошибок). Затем вся процедура повторяется до тех пор, пока задание не будет выполняться без ошибок или ошибки. Обычно проводится 5-6 проб.

Анализ результатов. На основе полученных данных строят график, характеризующий процесс выработки навыков. На оси абсцисс отмечают попытки, на оси ординат – количество ошибок. Анализируя кривые выработки навыка, обращают внимание на этапы, которые имеют место при формировании любых видов навыков, а также на перенос и интерференцию.

Задание 5. Экспериментальное исследование формирования умственных навыков.

Ход эксперимента. В первой серии эксперимента предлагается решение примеров на основе приема вычитания числа из суммы:

157 + 99 =256 (157 + 100)-1=256 160+93=253 (160 + 100) - 7 = 253

480 + 98 =578 (480 + 100)-2=578 360+89=449 (360 + 90 ) - 1 = 449

262 + 99 =361 (262 + 100)-1=361 265+85=350 (265 + 90 ) - 5 = 350

879 + 89 =968 (879 + 90)-1=968 550+94=644 (550 + 100) – 6 =644

Фиксируется время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживается процесс выработки вычислительного навыка. Сразу после решения этих примеров предлагается решать примеры на основе прибавления числа к разности:

237 – 97 = 140 (237 – 100) + 3 =140 725 – 95 = 630 (725 – 100) + 5 =630

400 - 98 = 302 (400 - 100) + 2 =302 264 - 77= 207 (284 - 80) +3 =207

596 - 87 = 509 (596 - 90) + 3 =509 440 – 59 =381 (440 - 60) +1 =381

572 - 66 = 506 (572 - 70) + 4 =506 720 - 38 =682 (720 - 40) +2 =682

Аналогично предыдущей серии фиксируется время решения каждого примера и ошибки. Сравнение результатов

Решения примеров двух серий может стать основой для характеристики интерференции навыков.
Самостоятельная работа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
План


  1. Понятие об ощущении и восприятии. Физиологическая основа ощущений и восприятия.

  2. Свойства и разновидности ощущений и восприятия.

  3. Закономерности ощущения и восприятия.



Литература: 2, 8, 9,46,39, 42, 49, 70, 77, 85.
Теоретическое введение
Ощущение – это психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятие- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Физиологическая основа ощущения и восприятия.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Процесс ощущения возникает в результате воздействия на органы чувств раздражителей из внешней среды, а само воздействие называется раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс- возбуждение, которое по афферентным путям переходит в кору головного мозга, где и возникает ощущение.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системы. Нервное возбуждение распространяется, переходят в нервные центры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений взаимодействует между собой, составляя физиологическую основу восприятия. Благодаря этим процессам происходит скопление определенной информации. На этом уровне происходит формирование ощущений. Ощущение является структурным элементом процесса восприятия.
Свойства ощущения

Модальность (качество) – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность – является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность – это временнаяхарактеристика возникшего ощущения. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. У ощущений существует латентный (скрытый) период. Т.е. при воздействии раздражителя ощущение возникает не сразу, а через некоторое время.

Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Свойства восприятия:

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Целостность – характеризуется формированием отдельных воспринимаемых частей в единое целое, формируя целостный образ предмета.

Структурность – восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Обладают свойством компенсации изменяющихся условий восприятия, т.е. благодаря константности, воспринимаемые нами предметы предстают перед нами как относительно постоянные.

Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет- это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

Апперцепция – означаетзависимость восприятия от нашей психической жизни. Восприятие зависит не только от характера раздражителя, но и от самого субъекта. На характер восприятия влияют особенности личности человека. В ней большую роль играют прошлый опыт человека, установки и эмоции. Его знания и опыт оказывают влияние на точность и ясность восприятия, на само содержание восприятия.

Иллюзия восприятия – явления ошибочного (ложного) или искаженного восприятия. Иллюзия восприятия наблюдается в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий связано не только с субъективными причинами (установка, направленность, эмоциональное состояние), но и с физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Активность (избирательность, селективность)- в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные предметы являются для нас фоном, т.е. не отражаются в нашем сознании. Она обусловлена самой природой нашего сознания.
Разновидности ощущения.

Существуют различные подходы к рассмотрению классификаций ощущений.

Различают основные виды ощущений: обонятельные, вкусовые, зрительные, слуховые, кожные ощущения (прикосновения и давления), осязание, температурные ощущения и болевые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические), органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов).


А.Р. Лурия предлагает классификацию ощущений по двум основным принципам: систематическому (по принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности или уровню их строения).

1. Систематическая классификация ощущений (Ч. Шеррингтон). Он их разделил на три основных вида: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные.

Интероцептивные (органические) - сигнализирующие о состоянии внутренних органов (сердца, кровеносной системы, желудка, кишечника) благодаря рецепторам. Рецепторы, несущие информацию о состоянии внутренних органов называются внутренними рецепторами. Эти ощущения являются наиболее осознаваемыми. Включают в себя органические ощущения и ощущения боли.

Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют основу движений человека, играя большую роль в их регуляции. Данная группа ощущений включает в себя ощущения равновесия (статическое ощущение), а также двигательное (кинестетическое).

Экстероцептивные- доводят до человека информацию из внешнего мира, являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Эта группа ощущений делится еще на две подгруппы: контактные и дистантные.

Выше перечисленные ощущения возникают в результате воздействия определенных раздражителей на соответствующий рецептор. Они являются зависящими от определенной модальности (качества). Такие ощущения называются интрамодальными. Но существуют и такие ощущения, которые несвязанны с определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальные. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой. Ощущение вибрации – чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Данное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука, свойства которой проявляются при поражении слуха и зрения. Благодаря наличию данной чувствительности человек способен узнавать о приближении движущихся предметов на большом расстоянии.

2. Генетическая классификация ощущений (Х. Хэд). Он выделяет два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую.

Протопатическая – (более примитивная, аффективная, менее дифференцированная и локализованная), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.).

Эпикритическая -