ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(более дифференцированная, объективированная, рациональная), к которой относятся основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
Разновидности восприятия.
1. По основной модальности – ощущения являются главными в построении образа (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, кинестетическое).
2. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Восприятие пространства – все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.
Величина - обеспечивает изображение размера предмета на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем больше нам кажется предмет. Восприятие величины является величиной постоянной (константной). В случае удаления от предмета на расстояние, на сетчатке глаза изображение предмета будет уменьшаться. Итак, восприятие величины предмета зависит от расстояния, от нашего опыта восприятия предметов на расстоянии, от контрастности предмета. «Правильность» восприятия величины предмета будет зависеть от нашего приблизительного знания об этом предмете. При узнавании предмета мы его воспринимаем таким, какой он есть. Константность восприятия увеличивается при восприятии знакомых предметов, и уменьшаться при восприятии незнакомых. Контрастность же предмета будет зависеть от условий, в которых будет восприниматься предмет.
Форма - восприятие формы константно. При восприятии предмета на расстоянии, форма его может изменяться. Она либо упрощается, либо исчезает совсем. Этот процесс может усложняться при восприятии объемных форм. Так как человек смотрит на предметы двумя глазами и в каждом из них они изображены по-разному, в результате чего воспринимаемый предмет вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета. Так же при восприятии объемных форм играет большую роль знание объемных признаков предмета, а так же распределение света и тени.
Положение в пространстве - Оно имеет ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно. В данном восприятии задействовано целый ряд анализаторов:
1) функции вестибулярного аппарата, обеспечивающие ощущение устойчивости тела (статические ощущения) или неустойчивости, сопровождающееся тошнотой;
2) аппарат бинокулярного зрения, обеспечивающий глубину восприятия пространства. Восприятие глубины связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга. Большую роль в восприятии удаления предметов, пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз, обеспечивающая отчетливое восприятие предметов. Под конвергенцией понимается перевод взора с дальнего предмета на ближний. Дивергенция - перевод взора с ближнего на дальний. Аккомодация – форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется.
Восприятие пространства зависит еще от расположения предметов по отношению друг к другу. Оно всегда ассиметрично, так как предметы могут располагаться от нас по-разному, один предмет может закрывать другой, соответственно, один виден лучше другой хуже. Расположение предметов в пространстве необходимо человеку для ориентации в пространстве. В данном случае задействованы такие механизмы как «лево» и «право». Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки.
Восприятие времени - данная сторона вопроса мало изучена. Сложность его изучения состоит в том, время не воспринимается нами как явление материального мира. О его течении мы судим по определенным признакам. Например, это восприятие длительности и последовательности – «биологические часы», чередование сна и отдыха, в процессе совершения нами какой-либо деятельности. Оценка длительности временного отрезка зависит от наполненности его значимыми событиями для нас. Если данное условие для нас выполняется, то время проходит незаметно, и наоборот. Также при оценки длительности временного отрезка играет большую роль наша заинтересованность в происходящем, эмоциональное состояние на данный момент. Основными характеристиками времени являются его необратимость, причинно-следственная связь, векторная направленность, временная локализация (знаем какое событие должно произойти), временной интервал (секунда, минута, час, месяц). Отправными точками во времени являются прошлое, настоящее и будущее.
Восприятие движения - обеспечивается благодаря перемещению предмета по сетчатке глаза. Мы начинаем воспринимать движение предмета в пространстве в тот момент, когда он выходит из нашего поля зрения, этим он нас заставляет передвинуть глаза или голову, снова фиксируя на нем взгляд. О перемещении предмета в пространстве нам свидетельствуют два явления: смещение объекта по отношению к положению нашего тела в пространстве; мозг фиксирует движение глаз, следующих за предметом. Восприятие движения может происходить и при отсутствии его в реальности в данный момент, т.е. воспринимаем через определенный промежуток времени, прослеживая фазы этого движения – стробоскопический эффект. Например, на данном эффекте построено восприятие движения в кинематографе. Так же в восприятии движения большую роль играют косвенные признаки, которые создают впечатление движения. При обнаружении признаков движения мы обрабатываем полученную информацию и выносим суждение о том, что предмет движется.
3. С точки зрения индивидуальных различий выделяют виды восприятия: синтетический, аналитический, объяснительный, описательный, объективный, субъективный.
Синтетический – данная особенность восприятия связана с более общим, целостным представлением о предмете и содержании. Не обращается внимание на детали и подробности, что представляется затруднительным.
Аналитический (детализирующий)- для данного восприятия характерно детализация и подробности воспринимаемого, отсутствие целостности.
Описательный – опирается на факты увиденного и услышанного не пытаясь объяснить себе суть воспринимаемого явления. Происходящие события остаются вне поля его зрения.
Объяснительный – данный вид восприятия соотносится с целостным, или синтетическим восприятием, для него характерно стремление к объяснению увиденного и услышанного.
Объективный – для данного вида восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
Субъективный - для данного вида восприятия характерно не оперирование фактами, а привнесение своих впечатлений, чувств, основанных на предвзятом отношении к происходящему.
Наблюдательность – это умение быстро воспринимать малозаметные явления. Данная способность присуща не все людям. Это умение зависит от индивидуальных особенностей личности.
Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие – при данном восприятии не ставятся заранее цели и задачи. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.
Преднамеренное (произвольное) восприятие - при данном восприятии заранее ставятся цели и задачи для изучения какого-либо предмета или явления. Данное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность либо выступать как самостоятельная деятельность. Произвольное восприятие выступает именно как самостоятельная деятельность, которое представляет собой преднамеренное, планомерноеи длительное наблюдение с целью изучения какого-либо явления.
Закономерности ощущений.
Пороги чувствительности - значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог чувствительности), максимально возможное по силе ощущение соответствующей модальности (верхний абсолютный порог чувствительности) или изменение параметров уже имеющейся чувствительности (относительный порог чувствительности).
Относительный порог чувствительности – величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
Сенсорная адаптация – изменение чувствительности вследствие длительного воздействия раздражителей на органы чувств.
Явление контраста – тесно связано с сенсорной адаптацией, выражается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Данное явление связано с обострением ощущений. Например, обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего.
Явление последействия – связано с задержкой ощущений, так как оно не сразу пропадает после действия раздражителя, а еще остается какое-то время, затем исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражителей одного за другимпроисходит слияние ощущений в единое целое, что обеспечивает целостное восприятие, например, музыки, кинокартины.
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Сенсибилизация может носить длительный и временный характер. Длительный (постоянный) характер зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме. Временный характер зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние субъекта.
Синестезия – способность раздражителя одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Предполагает слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную. Например, цветной слух, бархатный голос.
Практическая работа
Задание 1. Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа:
а) в детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же;
б) учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать;
в) в детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета;
г) учитель предлагает учащимся 1 класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2».
Задание 2. Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности? Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?
Задание 3. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а)длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом, чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
в) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
г) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Задание 4. При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом, посредством вибрационного чувства, слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство? Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?
Задание 5. Выберите номер ответа, содержащий существенные отличительные признаки восприятия
а) субъективное отражение внешнего мира;
б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;
Разновидности восприятия.
1. По основной модальности – ощущения являются главными в построении образа (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, кинестетическое).
2. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Восприятие пространства – все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.
Величина - обеспечивает изображение размера предмета на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем больше нам кажется предмет. Восприятие величины является величиной постоянной (константной). В случае удаления от предмета на расстояние, на сетчатке глаза изображение предмета будет уменьшаться. Итак, восприятие величины предмета зависит от расстояния, от нашего опыта восприятия предметов на расстоянии, от контрастности предмета. «Правильность» восприятия величины предмета будет зависеть от нашего приблизительного знания об этом предмете. При узнавании предмета мы его воспринимаем таким, какой он есть. Константность восприятия увеличивается при восприятии знакомых предметов, и уменьшаться при восприятии незнакомых. Контрастность же предмета будет зависеть от условий, в которых будет восприниматься предмет.
Форма - восприятие формы константно. При восприятии предмета на расстоянии, форма его может изменяться. Она либо упрощается, либо исчезает совсем. Этот процесс может усложняться при восприятии объемных форм. Так как человек смотрит на предметы двумя глазами и в каждом из них они изображены по-разному, в результате чего воспринимаемый предмет вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета. Так же при восприятии объемных форм играет большую роль знание объемных признаков предмета, а так же распределение света и тени.
Положение в пространстве - Оно имеет ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно. В данном восприятии задействовано целый ряд анализаторов:
1) функции вестибулярного аппарата, обеспечивающие ощущение устойчивости тела (статические ощущения) или неустойчивости, сопровождающееся тошнотой;
2) аппарат бинокулярного зрения, обеспечивающий глубину восприятия пространства. Восприятие глубины связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга. Большую роль в восприятии удаления предметов, пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз, обеспечивающая отчетливое восприятие предметов. Под конвергенцией понимается перевод взора с дальнего предмета на ближний. Дивергенция - перевод взора с ближнего на дальний. Аккомодация – форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется.
Восприятие пространства зависит еще от расположения предметов по отношению друг к другу. Оно всегда ассиметрично, так как предметы могут располагаться от нас по-разному, один предмет может закрывать другой, соответственно, один виден лучше другой хуже. Расположение предметов в пространстве необходимо человеку для ориентации в пространстве. В данном случае задействованы такие механизмы как «лево» и «право». Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки.
Восприятие времени - данная сторона вопроса мало изучена. Сложность его изучения состоит в том, время не воспринимается нами как явление материального мира. О его течении мы судим по определенным признакам. Например, это восприятие длительности и последовательности – «биологические часы», чередование сна и отдыха, в процессе совершения нами какой-либо деятельности. Оценка длительности временного отрезка зависит от наполненности его значимыми событиями для нас. Если данное условие для нас выполняется, то время проходит незаметно, и наоборот. Также при оценки длительности временного отрезка играет большую роль наша заинтересованность в происходящем, эмоциональное состояние на данный момент. Основными характеристиками времени являются его необратимость, причинно-следственная связь, векторная направленность, временная локализация (знаем какое событие должно произойти), временной интервал (секунда, минута, час, месяц). Отправными точками во времени являются прошлое, настоящее и будущее.
Восприятие движения - обеспечивается благодаря перемещению предмета по сетчатке глаза. Мы начинаем воспринимать движение предмета в пространстве в тот момент, когда он выходит из нашего поля зрения, этим он нас заставляет передвинуть глаза или голову, снова фиксируя на нем взгляд. О перемещении предмета в пространстве нам свидетельствуют два явления: смещение объекта по отношению к положению нашего тела в пространстве; мозг фиксирует движение глаз, следующих за предметом. Восприятие движения может происходить и при отсутствии его в реальности в данный момент, т.е. воспринимаем через определенный промежуток времени, прослеживая фазы этого движения – стробоскопический эффект. Например, на данном эффекте построено восприятие движения в кинематографе. Так же в восприятии движения большую роль играют косвенные признаки, которые создают впечатление движения. При обнаружении признаков движения мы обрабатываем полученную информацию и выносим суждение о том, что предмет движется.
3. С точки зрения индивидуальных различий выделяют виды восприятия: синтетический, аналитический, объяснительный, описательный, объективный, субъективный.
Синтетический – данная особенность восприятия связана с более общим, целостным представлением о предмете и содержании. Не обращается внимание на детали и подробности, что представляется затруднительным.
Аналитический (детализирующий)- для данного восприятия характерно детализация и подробности воспринимаемого, отсутствие целостности.
Описательный – опирается на факты увиденного и услышанного не пытаясь объяснить себе суть воспринимаемого явления. Происходящие события остаются вне поля его зрения.
Объяснительный – данный вид восприятия соотносится с целостным, или синтетическим восприятием, для него характерно стремление к объяснению увиденного и услышанного.
Объективный – для данного вида восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
Субъективный - для данного вида восприятия характерно не оперирование фактами, а привнесение своих впечатлений, чувств, основанных на предвзятом отношении к происходящему.
Наблюдательность – это умение быстро воспринимать малозаметные явления. Данная способность присуща не все людям. Это умение зависит от индивидуальных особенностей личности.
Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие – при данном восприятии не ставятся заранее цели и задачи. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.
Преднамеренное (произвольное) восприятие - при данном восприятии заранее ставятся цели и задачи для изучения какого-либо предмета или явления. Данное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность либо выступать как самостоятельная деятельность. Произвольное восприятие выступает именно как самостоятельная деятельность, которое представляет собой преднамеренное, планомерноеи длительное наблюдение с целью изучения какого-либо явления.
Закономерности ощущений.
Пороги чувствительности - значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог чувствительности), максимально возможное по силе ощущение соответствующей модальности (верхний абсолютный порог чувствительности) или изменение параметров уже имеющейся чувствительности (относительный порог чувствительности).
Относительный порог чувствительности – величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
Сенсорная адаптация – изменение чувствительности вследствие длительного воздействия раздражителей на органы чувств.
Явление контраста – тесно связано с сенсорной адаптацией, выражается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Данное явление связано с обострением ощущений. Например, обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего.
Явление последействия – связано с задержкой ощущений, так как оно не сразу пропадает после действия раздражителя, а еще остается какое-то время, затем исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражителей одного за другимпроисходит слияние ощущений в единое целое, что обеспечивает целостное восприятие, например, музыки, кинокартины.
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Сенсибилизация может носить длительный и временный характер. Длительный (постоянный) характер зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме. Временный характер зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние субъекта.
Синестезия – способность раздражителя одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Предполагает слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную. Например, цветной слух, бархатный голос.
Практическая работа
Задание 1. Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа:
а) в детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же;
б) учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать;
в) в детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета;
г) учитель предлагает учащимся 1 класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2».
Задание 2. Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности? Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?
Задание 3. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а)длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом, чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
в) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
г) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Задание 4. При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом, посредством вибрационного чувства, слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство? Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?
Задание 5. Выберите номер ответа, содержащий существенные отличительные признаки восприятия
а) субъективное отражение внешнего мира;
б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;