Файл: Протокол 1 от 13. 01. 2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 5. От чего зависит процесс запоминания в следующем упражнении? Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

а) курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

б) жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Задание 6. Какое общее явление памяти обнаруживается в следующих примерах? Как оно называется?

а) Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение и повторил его без ошибки с первого раза.

б) Когда дошкольникам читают сказку и сразу же просят воспроизвести, дети не в состоянии воспроизвести все события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.

Задание 7. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова? Какое условие наилучшего запоминания будет соблюдать один из мальчиков?

Двое учеников 6 класса начали заучивать рассказ.

- Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, - сказал один.

- Совсем уж не такой большой, быстро сделаем, - ответил другой.

Задание 8. Ученик 10 класса жалуется учителю, что он десять раз прочитал текст параграфа по истории, но ничего не смог запомнить. Назовите возможные причины этого явления. Что бы вы ему посоветовали сделать? Свои рекомендации запишите
Самостоятельная работа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЫШЛЕНИЕ
План


  1. Понятие и виды мышления.

  2. Теории мышления.

  3. Формы мышления и мыслительные операции.


Литература: 5, 9, 10, 15, 39, 59, 70.
Теоретическое введение
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеческой действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Виды мышления

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление-это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме.

Наиболее распространенной в психологии является классификация мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют
предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логичесское мышление.

Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о предмете. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Теории мышления

Теории, объясняющие процесс мышления можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности в основном формируются прижизненно.

В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических навыков, связанных с решением задач.

В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него структуры.

В психоанализе мышление с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека.

В советской психологической науке мышление стали понимать как особый вид познавательной деятельности, было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания.

Формы мышления

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем на вопрос: что это такое? Наши знания – это система понятий. Каждый мыслительный акт основан на знаниях, понятиях и приводит к новым знаниям.


Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. В суждении выражается результат движения мышления от частного к общему, от явления к сущности.

Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение подразделяют на: индуктивное – от частных суждений к общему; дедуктивное – от общего к частному; по аналогии – от одних частных случаев к другим частным случаям.

Основные мыслительные операции

К основным мыслительным операциям относят следующие:

Анализ – выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками;

Синтез – объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств объекта (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.

Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Для сравнения необходимо менять определенную исходную позицию и цель, которые определяют весь ход сравнения.

Обобщение – основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений.

Абстракция - расчленение объектов и выделение в нем отдельных существенных в каком-либо отношении сторон; это операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений.

Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.
Практическая работа
Задание 1. Методика «Сложные аналогии».

Методика используется для оценки логического мышления.

Инструкция: «Определите отношения между словами в паре, найдите аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обведите кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 минуты. Оценка производится по количеству правильных ответов».
Стимульный материал

Шифр

1. овца- стадо

2. малина - ягода

3. море - океан

4. свет – темнота

5. отравление - смерть

6. враг - неприятель