Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II I

1

I

J

М73 бсех йидоб

25

20

15-

10

5

О

К -700 *

25-

20- г "

15

ID­

S'

О

Т-74,Т-75,ДТ-75

25 \

20

15 \

10

5

О

I

I 1 1

I ЕШШТШШШШ!

Ш Шмесяцы

Рис. 2. Средняя месячная загрузка тракторов на полевых работах в условиях зерново-жнвотиоводческих хозяйств.

мальных их потребностей в течение шести-восьми дней. Следует отметить, что дальнейшая оптимизация агротехнических сроков проведения полевых механизи­ рованных работ обусловит уменьшение годовой и сезон­ ной загрузки тракторов, что в свою очередь еще больше усилит сезонность их использования в полевых меха­

низированных процессах.

Между тем сумма постоянных затрат (амортиза­ ционные отчисления и отчисления на техуходы и ре­ монты), не зависящих от объема выполненных работ, рассчитанная нами по существующим нормативам, со­ ставляет за год на один трактор по маркам в рублях: Т-74, Т-75, ДТ-75— 1153, К-700 — 4856, МТЗ всех видов в среднем 963. Значит, ее величина в расчете на один отработанный только на полевых процессах машинодень равна соответственно по маркам 8 рублям 87 ко­ пейкам, 35 рублям 97 копейкам и 7 рублям 71 копейке. Связь между величиной постоянных затрат на один машино-день и числом отработанных машино-дней об­ ратно пропорциональна и четко иллюстрируется графи­ ком на рисунке 3.

Сокращение этих удельных постоянных затрат воз­ можно путем удлинения времени использования тракто­ ров как в рамках рабочего дня, так и в течение кален­ дарного года. «Чем продолжительнее период, в течение которого функционирует машина,— писал К. Маркс,— тем больше масса продукта, на которую распределяется присоединяемая машиной стоимость, и тем меньше та часть стоимости, которую она присоединяет к единице товара. А активный период жизнедеятельности машины определяется, очевидно, длиной рабочего дня или про­ должительностью ежедневного процесса труда, помно­ женной на число дней, в течение которых этот процесс повторяется».1

Использование тракторов в свободные от выполне­ ния ими полевых работ дни на перевозке грузов умень­ шает величину удельных постоянных затрат и тем самым снижает себестоимость единицы механизированных по­ левых работ. Но это еще не выражает в полной мере экономический эффект, ибо транспортировка грузов на тракторах наряду с постоянными расходами, в свою

Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 414—416.

21


100 120 f40 160 180 200 220 240 260

Машино-дни

Рис. 3. Среднедневные постоянные эксплуатационные затраты по тракторам в зависимости от их годовой загрузки.

1

очередь связана и с переменными расходами, которые зависят от объема грузоперевозок. Поэтому для выяв­ ления конечного экономического эффекта необходимы сравнительные расчеты между различными видами транс­ портных средств по совокупным показателям.

На примере колхоза «Победа» Петровского района нами обоснована экономически целесообразная загрузка скоростных тракторов МТЗ всех модификаций на транс­ портных работах, подсчитана ее экономическая эффек­

тивность.

 

 

Прежде всего на

основе перспективной структуры

посевных площадей

и

оптимальных технологических

карт, с учетом часовой

и сменной производительности

скоростных тракторов на разных полевых работах опре­ делен календарный график занятости их на этих поле- | вых работах. Как и ожидалось, использование тракторов МТЗ всех модификаций только на полевых работах носит исключительно сезонный характер, хотя в этом колхозе насыщенность пропашных культур в структуре посевных площадей довольно высокая.

В самый напряженный период, охватывающий лишь четыре дня, для успешного выполнения всего объема полевых работ в оптимальные сроки необходимо в хо­ зяйстве иметь «а ходу 29 физических тракторов МТЗ различных модификаций, самый минимальный уровень

потребности в

течение пяти дней — один

трактор.

При условии

использования всех 29

скоростных

тракторов МТЗ в течение года по 260 смен общее число тракторо-часов составит 75,4 тысячи. Между тем для выполнения запланированных полевых работ в опти­ мальные сроки необходимо всего лишь 18,4 тысячи тракторо-часов. Даже простое сравнение этих двух цифр ясно показывает, какой экономический ущерб может наносить использование тракторов лишь на полевых работах.

Так, сумма постоянных затрат, не зависящих от объема работ, составляет по всем 29 тракторам 27,9 ты­ сячи рублей, а сумма переменных затрат, связанных с выполнением полевых работ,— 36,1 тысячи рублей. От­ сюда себестоимость единицы тракторных полевых работ в условной пахоте будет равна 4,96 рубля.

Далее, нами рассчитаны показатели использования этих скоростных тракторов на грузоперевозках. Следует

23


отметить, что помесячные и особенно подекадные объемы грузов в данном хозяйстве не всегда обеспечивают полную загрузку тракторных транспортных агрегатов в свободное от выполнения ими полевых работ время. Поэтому на основе анализа календарного графика фор­ мирования грузов н учета себестоимости их транспорти­ ровки на различных видах подвижного состава опреде­ лены такие грузы по классам и по дальности перевозок, которые целесообразно транспортировать в первую оче­ редь на скоростных тракторных транспортных агрегатах.

Т а б л и ц а I

Грузы, которые можно транспортировать в колхозе «Победа» на скоростных тракторах МТЗ (тыс. тонн)

грузов

Расстояние

пере­

 

возок, км

 

5

10

Классы

со

3отдо

5отдо

 

 

 

 

о

 

 

I

5,2

5,5

5,4

II

6,3

6,5

6,4

III

7,4

7,8

8,0

IV — V

6,0

6,5

8,0

Итого

24,9

26,3

27,8

 

Растояиие

перево­

 

 

 

зок, км

 

 

15

20

30

 

Всего

от 10 до

от 15 до

от 20 до

Всего

16,1

2,3

2,1

2,0

6,4

19,2

2,5

2,0

2Л0

6,5

23,2

2,5

2,0

1.9

6,4

20,5

2,0

2,0

1,8

5,8

79,0

9,3

8,1

7.7

25,1

Как видно из таблицы 1, для сравнения взяты два варианта в зависимости от средней дальности перевозок грузов. Дальнейшие расчеты проведены с целью выяв­ ления эффективности перевозок вышеуказанных грузов как на транспортных агрегатах скоростных тракторов, так и на различных марках автомобилей. Результаты их приведены в таблице 2.

Данные таблицы убедительно говорят о высокой экономической эффективности использования скорост­ ных тракторов МТЗ различных модификаций на транс­ портировке грузов на расстояния до 10 километров. На более дальних расстояниях это преимущество постепен-

24


Г а б л и ц а 2

Показатели сравнительной эффективности использований различных транспортных средств колхоза «Победа» (руб. на тонну груза)

 

 

Первый

вариант

Второй

вариант

 

 

(до 10 км)

(до

30 км)

 

 

 

|

 

приведен­ ные затра­ ты

 

 

эксплуата­ ционные расходы

приведенные зат­ раты

эксплуата­ ционные расходы

МТЗ всех

модификации

 

 

 

 

с учетом

постоянных

 

 

 

 

затрат

 

0,86

1,02

4,06

4,81

МТЗ всех

модификаций

 

 

 

 

без учета постоянных

0,60

0,76

2 98

3,72

затрат

 

ГАЗ-51

1,11

1,72

3,29

3,55

ГАЗ-53

1,06

1,13

3,06

3,29

ЗИЛ-130

0,93

1,01

2,51

2,71

ГАЗ-93

0,86

0,92

2,98

3,47

ЗИЛ-585

0,77

0,81

2,92

3.09

но падает. Более эффективным является использование автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-585.

Годовой экономический эффект от использования скоростных тракторов МТЗ всех модификаций в данном колхозе по сравнению с бортовым автомобилем ГАЗ-53 составит 35,6 тысячи рублей, по сравнению с самосва­ лом ЗИЛ-585 — 13,2 тысячи рублей.

Таким образом, необходимость широкого использо­ вания тракторов на транспортных работах вызвана не только тем, что перевозка грузов с их помощью на близкие расстояния более выгодна, а продиктована прежде всего общехозяйственными экономическими со­ ображениями. Удельные эксплуатационные и приведен­ ные затраты на одну тонну груза не всегда могут слу­ жить основным критерием при сравнении эффективности тракторного и автомобильного транспорта.

Перевозки некоторых видов грузов мелких и средних порций на близкие расстояния на тракторах с соответ­ ствующими прицепами следует выполнять даже при

25