Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
пашни при различном значении коэффициента доверия
(t). Полученные итоговые результаты даны в таблице 52.. Для, качественной оценки оптимизации уровня осна щенности хозяйств транспортными средствами исчисле ны также возможные пределы колебания приведенных и эксплуатационных затрат и затрат живого труда в рас
чете на |
перевозку тонны |
груза по всем |
трем вариантам: |
и при |
разном значении |
коэффициента |
доверия (I). |
Полученные на основе выборочных средних нормати вы на 100 гектаров условной пашни нами репрезентиро ваны на генеральную совокупность в разрезе соответст вующих модельных групп и, таким образом, исчислены сводные показатели развития транспорта по всему 271 хозяйству на конец прогнозируемого периода.
Сравнение абсолютных показателей развития грузо вого автомобильного транспорта с фактически сложив шимися показателями говорит о большом росте масшта бов транспортного обслуживания в колхозах и совхозах края. Так, по третьему наиболее эффективному варианту в конце прогнозируемого периода объем автомобильных грузоперевозок составит 64 миллиона тонн против 34,8 в среднем за 1970—1971 гг.1 Внушительны также абсо лютные суммы приведенных и эксплуатационных затрат, хотя темпы их роста благодаря повышению качествен* ных показателей использования автомобилей значитель но ниже, чем увеличение объема грузоперевозок. В то же время несколько уменьшаются абсолютные затраты жи вого труда на освоение этого увеличивающегося объема грузоперевозок.
Все это обусловливает повышение экономической эффективности оптимизации количественного и качест венного обеспечения хозяйств автомобильным транспор том, о чем свидетельствуют итоги сравнительного анали за прогнозных и фактических показателей (табл. 53).
Абсолютные и относительные показатели снижения затрат на единицу автотранспортных работ довольно высоки по всем трем вариантам. Но особенно выделяет ся третий вариант, который предусматривает качествен ный состав грузового автотранспорта в соответствии со структурой грузов по порционности их перевозок. Так, несмотря на рост средней дальности перевозок на 2,4 ки-
1 В целях обеспечения сопоставимости абсолютные данные срав ниваются по 271 хозяйству края.
8* |
51.9 |
|
|
Прогнозные значения для генеральной совокупности на 1980 год |
Т а б л и ц а 52 |
||||
|
|
|
|||||
|
|
в расчете на 100 га условной |
пашни |
|
|||
|
|
|
(при |
t=3) |
|
|
|
I- |
Автомобильные |
Число годовых |
Приведенные |
Эксплуатационные |
Затраты труда, |
||
S |
перевозки, |
|
|
|
|
|
|
Си |
тонн |
автотонн |
затраты, руб. |
затраты, руб. |
чел.-час. |
||
03 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
П е р в а я |
г р у п п а |
|
|
|
I |
926— 992 |
1,25—1.37 |
2388—2556 |
2113—2317 |
1481—1583 |
||
II |
926— 992 |
1,14—1.26 |
2178—2292 |
1991—2147 |
1187—1265 |
||
III |
926— 992 |
1,12—1,24 |
1911—2163 |
1774—1888 |
1070—1154 |
||
|
|
|
В т о р а я |
г р у п п а |
|
|
|
I |
1645—1783 |
1,87—2,05 |
3274—3568 |
3059—3263 |
2190—2360 |
||
II |
1645—1783 |
1,75—1,93 |
3000—3232 |
2755—3013 |
1959—2145 |
||
III |
1645—1783 |
1,70—1,88 |
2680—2944 |
2463—2709 |
1793—1949 |
||
|
|
|
Т р е т ь я |
г р у п п а |
|
|
|
I |
2530—2734 |
2,32—2.38 |
3475—3895 |
3144—3582 |
1802—2042 |
||
II |
2530—2734 |
2,10—2.28 |
3178-3574 |
2904—3258 |
1590—1794 |
||
III |
2530—2734 |
2,09—2,21 |
2930—3434 |
2691—3129 |
1471—1597 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 53 |
|
Показатели эффективности прогнозирования развития |
||||||
|
|
автомобильного |
транспорта |
|
|
|
|
|
|
rd |
|
|
|
|
|
|
со с |
Прогнозы на 1980 год |
||
Показатели |
|
|
1971 |
|
варианты |
|
|
|
|
Факт( 1970- - |
I |
II |
III |
|
|
|
|
|||
На 100 га условной |
пашни: |
|
|
|
|
|
автомобильные |
перевозки, |
|
|
|
1701 |
|
тонн |
|
|
916 |
1701 |
1701 |
|
автомобильный |
грузо |
22,4 |
45,6 |
45,6 |
45,6 |
|
оборот, тыс. ткм |
|
|||||
приведенные затраты, |
|
3183 |
2909 |
2657 |
||
руб. |
|
1799 |
||||
эксплуатационные |
рас |
|
|
2672 |
2441 |
|
ходы, руб. |
|
1640 |
2909 |
|||
затраты труда, чел.-час. |
|
1947 |
1698 |
1570 |
||
На перевозку тонны |
груза: |
|
|
|
|
|
приведенные затраты, |
|
1,87 |
|
1,56 |
||
руб. |
|
|
1,96 |
1,71 |
||
эксплуатационные |
рас |
|
|
1,57 |
1.43 |
|
ходы, руб. |
|
|
1,79 |
1.71 |
||
затраты труда, чел.-час. |
|
1,14 |
1,00 |
0,92 |
||
На 10 ткм грузооборота: |
|
|
|
|
||
приведенные затраты, |
|
0,70 |
0,64 |
0,58 |
||
руб. |
|
|
0,80 |
|||
эксплуатационные |
расхо |
|
0,64 |
0,59 |
0,54 |
|
ды, руб. |
|
|
0,73 |
|||
затраты труда, |
чел.-час. |
— |
0,43 |
0,37 |
. 0,34 |
лометра против фактического уровня, приведенные за траты на тонну груза сократятся на 40 копеек и теку щие эксплуатационные расходы — на 36 копеек. Произ водительность труда повысится почти в два раза. Темпы снижения материальных и трудовых затрат еще выше в расчете на 10 тонна-километров автомобильного гру зооборота.
Однако только на основе изменения показателей гру зового автомобильного транспорта методически непра вильно характеризовать конечные результаты улучше-
221
ния транспортного обслуживания в колхозах и совхозах. Комплексная оценка эффективности оптимизации коли чественного и качественного состава транспорта может быть дана с учетом грузоперевозок, выполняемых на тракторах и привлеченном транспорте. Это тем более необходимо в связи с некоторым уменьшением доли автомобильного транспорта в общих грузоперевозках в прогнозируемом периоде.
В целях проведения такой разносторонней оценки нами сравнивались фактические данные с прогнозными данными третьего варианта по следующим трем воз можным направлениям полного освоения всего объема грузоперевозки в колхозах и совхозах:
используется только собственный автомобильный транспорт, без тракторов и автотранспорта со стороны; собственный автотранспорт сочетается с тракторным
транспортом; собственный автотранспорт сочетается с тракторным
и привлеченным автомобильным транспортом. Сравнительный анализ выявил, что для полного и
своевременного освоения увеличивающегося объема гру зоперевозок без привлечения тракторов и транспорта со стороны необходимо колхозам и совхозам увеличить парк собственного грузового автопарка еще на 125—135 про центов. На 100 гектаров условной пашни численность го довых автотонн непосредственно в хозяйствах составит 3,86 единицы против 1,68 единицы при условии исполь зования тракторного и привлеченного транспорта.
Однако, в связи с сохраняющейся пока сезонностью транспортных работ, все эти грузовые автомобили пол ностью будут загружены непродолжительное время, ко торое в абсолютном большинстве хозяйств составит не более 60—80 календарных дней. В остальное время бо лее половины их будет простаивать со всеми вытекаю щими отсюда негативными последствиями.
Такое непроизводительное использование автопарка резко увеличит прежде всего суммарные приведенные затраты на полное освоение объема грузоперевозок. На •формирование эксплуатационных расходов оно повлияет несколько специфичгски. Дело в том, что по суцествук» -шей метотике затраты на капитальный ремонт (первая часть амортизационных отчислений) и текущий ремонт, технические уходы и износ, восстановление шин плани-
222
Т а б л и ц а 54 Сравнительная эффективность транспорта по трем направлениям
освоения грузоперевозок |
(в масштабе 271 |
хозяйства |
края) |
||||
|
|
|
|
|
Прогнозы на 1980 год |
||
|
|
|
|
|
по |
III варианту |
|
Показатели |
|
|
направление |
||||
|
|
|
|
|
|
|
III |
На 100 га условной |
пашни |
|
|
|
|
||
общий объем |
грузопере |
|
2337 |
2337 |
2337 |
||
возок, |
тонн |
|
1189 |
||||
общий |
грузооборот, |
|
|
56,3 |
56,3 |
||
тыс. ткм |
\ |
|
26,0 |
56,3 |
|||
приведенные затраты, |
|
|
|
3576 |
|||
руб. |
|
|
2355 |
4230 |
4113 |
||
эксплуатационные |
расхо |
|
3482 |
3342 |
3225 |
||
ды, руб. |
|
2045 |
|||||
затраты труда, чел.-час. |
— |
22S0 |
2220 |
2197 |
|||
На перевозку тонны |
груза: |
|
|
|
|
||
приведенные |
затраты, |
1,99 |
1,81 |
1,76 |
1,53 |
||
руб. |
|
|
|
||||
эксплуатационные |
рас |
1,72 |
1.49 |
1.43 |
1,38 |
||
ходы, |
руб. |
|
|
||||
затраты труда, чел.-час. |
— |
0,98 |
0,95 |
0,94 |
|||
На 10 ткм грузооборота: |
|
|
|
|
|||
приведенные |
затраты, |
0,91 |
0,75 |
0,73 |
0,63 |
||
руб. |
|
|
|
||||
эксплутациоиные |
рас |
0,78 |
0 52 |
0 59 |
0.57 |
||
ходы, руб. |
|
|
|||||
затраты труда, чел.-час. |
— |
0,41 |
0,39 |
0,39 |
руются по твердым нормативам, установленным на 100 километров пробега. И только сумма амортизационных отчислений на реконструкцию зависит от балансовой стоимости подвижного состава. Поэтому при прочих рав ных условиях в связи с неполной годовой загрузкой ав томобильного парка текущие эксплуатационные расходы увеличиваются на семь-восемь, а приведенные затраты на 16—18 процентов. Отсюда в разной степени изменя ются эти расходы и в расчете как на тонну перевезен ного груза, так и на 10 тонна-километров грузооборота.
На наш взгляд, сравнительно незначительное влия ние низкой годовой загрузки автомобильного парка на уровень текущих эксплуатационных расходов в опреде-
•т