Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пашни при различном значении коэффициента доверия

(t). Полученные итоговые результаты даны в таблице 52.. Для, качественной оценки оптимизации уровня осна­ щенности хозяйств транспортными средствами исчисле­ ны также возможные пределы колебания приведенных и эксплуатационных затрат и затрат живого труда в рас­

чете на

перевозку тонны

груза по всем

трем вариантам:

и при

разном значении

коэффициента

доверия (I).

Полученные на основе выборочных средних нормати­ вы на 100 гектаров условной пашни нами репрезентиро­ ваны на генеральную совокупность в разрезе соответст­ вующих модельных групп и, таким образом, исчислены сводные показатели развития транспорта по всему 271 хозяйству на конец прогнозируемого периода.

Сравнение абсолютных показателей развития грузо­ вого автомобильного транспорта с фактически сложив­ шимися показателями говорит о большом росте масшта­ бов транспортного обслуживания в колхозах и совхозах края. Так, по третьему наиболее эффективному варианту в конце прогнозируемого периода объем автомобильных грузоперевозок составит 64 миллиона тонн против 34,8 в среднем за 1970—1971 гг.1 Внушительны также абсо­ лютные суммы приведенных и эксплуатационных затрат, хотя темпы их роста благодаря повышению качествен* ных показателей использования автомобилей значитель­ но ниже, чем увеличение объема грузоперевозок. В то же время несколько уменьшаются абсолютные затраты жи­ вого труда на освоение этого увеличивающегося объема грузоперевозок.

Все это обусловливает повышение экономической эффективности оптимизации количественного и качест­ венного обеспечения хозяйств автомобильным транспор­ том, о чем свидетельствуют итоги сравнительного анали­ за прогнозных и фактических показателей (табл. 53).

Абсолютные и относительные показатели снижения затрат на единицу автотранспортных работ довольно высоки по всем трем вариантам. Но особенно выделяет­ ся третий вариант, который предусматривает качествен­ ный состав грузового автотранспорта в соответствии со структурой грузов по порционности их перевозок. Так, несмотря на рост средней дальности перевозок на 2,4 ки-

1 В целях обеспечения сопоставимости абсолютные данные срав­ ниваются по 271 хозяйству края.

8*

51.9



 

 

Прогнозные значения для генеральной совокупности на 1980 год

Т а б л и ц а 52

 

 

 

 

 

в расчете на 100 га условной

пашни

 

 

 

 

(при

t=3)

 

 

I-

Автомобильные

Число годовых

Приведенные

Эксплуатационные

Затраты труда,

S

перевозки,

 

 

 

 

 

Си

тонн

автотонн

затраты, руб.

затраты, руб.

чел.-час.

03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П е р в а я

г р у п п а

 

 

I

926— 992

1,25—1.37

2388—2556

2113—2317

1481—1583

II

926— 992

1,14—1.26

2178—2292

1991—2147

1187—1265

III

926— 992

1,12—1,24

1911—2163

1774—1888

1070—1154

 

 

 

В т о р а я

г р у п п а

 

 

I

1645—1783

1,87—2,05

3274—3568

3059—3263

2190—2360

II

1645—1783

1,75—1,93

3000—3232

2755—3013

1959—2145

III

1645—1783

1,70—1,88

2680—2944

2463—2709

1793—1949

 

 

 

Т р е т ь я

г р у п п а

 

 

I

2530—2734

2,32—2.38

3475—3895

3144—3582

1802—2042

II

2530—2734

2,10—2.28

3178-3574

2904—3258

1590—1794

III

2530—2734

2,09—2,21

2930—3434

2691—3129

1471—1597


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 53

Показатели эффективности прогнозирования развития

 

 

автомобильного

транспорта

 

 

 

 

 

rd

 

 

 

 

 

 

со с

Прогнозы на 1980 год

Показатели

 

 

1971

 

варианты

 

 

 

 

Факт( 1970- -

I

II

III

 

 

 

 

На 100 га условной

пашни:

 

 

 

 

автомобильные

перевозки,

 

 

 

1701

тонн

 

 

916

1701

1701

автомобильный

грузо­

22,4

45,6

45,6

45,6

оборот, тыс. ткм

 

приведенные затраты,

 

3183

2909

2657

руб.

 

1799

эксплуатационные

рас­

 

 

2672

2441

ходы, руб.

 

1640

2909

затраты труда, чел.-час.

 

1947

1698

1570

На перевозку тонны

груза:

 

 

 

 

приведенные затраты,

 

1,87

 

1,56

руб.

 

 

1,96

1,71

эксплуатационные

рас­

 

 

1,57

1.43

ходы, руб.

 

 

1,79

1.71

затраты труда, чел.-час.

 

1,14

1,00

0,92

На 10 ткм грузооборота:

 

 

 

 

приведенные затраты,

 

0,70

0,64

0,58

руб.

 

 

0,80

эксплуатационные

расхо­

 

0,64

0,59

0,54

ды, руб.

 

 

0,73

затраты труда,

чел.-час.

0,43

0,37

. 0,34

лометра против фактического уровня, приведенные за­ траты на тонну груза сократятся на 40 копеек и теку­ щие эксплуатационные расходы — на 36 копеек. Произ­ водительность труда повысится почти в два раза. Темпы снижения материальных и трудовых затрат еще выше в расчете на 10 тонна-километров автомобильного гру­ зооборота.

Однако только на основе изменения показателей гру­ зового автомобильного транспорта методически непра­ вильно характеризовать конечные результаты улучше-

221


ния транспортного обслуживания в колхозах и совхозах. Комплексная оценка эффективности оптимизации коли­ чественного и качественного состава транспорта может быть дана с учетом грузоперевозок, выполняемых на тракторах и привлеченном транспорте. Это тем более необходимо в связи с некоторым уменьшением доли автомобильного транспорта в общих грузоперевозках в прогнозируемом периоде.

В целях проведения такой разносторонней оценки нами сравнивались фактические данные с прогнозными данными третьего варианта по следующим трем воз­ можным направлениям полного освоения всего объема грузоперевозки в колхозах и совхозах:

используется только собственный автомобильный транспорт, без тракторов и автотранспорта со стороны; собственный автотранспорт сочетается с тракторным

транспортом; собственный автотранспорт сочетается с тракторным

и привлеченным автомобильным транспортом. Сравнительный анализ выявил, что для полного и

своевременного освоения увеличивающегося объема гру­ зоперевозок без привлечения тракторов и транспорта со стороны необходимо колхозам и совхозам увеличить парк собственного грузового автопарка еще на 125—135 про­ центов. На 100 гектаров условной пашни численность го­ довых автотонн непосредственно в хозяйствах составит 3,86 единицы против 1,68 единицы при условии исполь­ зования тракторного и привлеченного транспорта.

Однако, в связи с сохраняющейся пока сезонностью транспортных работ, все эти грузовые автомобили пол­ ностью будут загружены непродолжительное время, ко­ торое в абсолютном большинстве хозяйств составит не более 60—80 календарных дней. В остальное время бо­ лее половины их будет простаивать со всеми вытекаю­ щими отсюда негативными последствиями.

Такое непроизводительное использование автопарка резко увеличит прежде всего суммарные приведенные затраты на полное освоение объема грузоперевозок. На •формирование эксплуатационных расходов оно повлияет несколько специфичгски. Дело в том, что по суцествук» -шей метотике затраты на капитальный ремонт (первая часть амортизационных отчислений) и текущий ремонт, технические уходы и износ, восстановление шин плани-

222

Т а б л и ц а 54 Сравнительная эффективность транспорта по трем направлениям

освоения грузоперевозок

(в масштабе 271

хозяйства

края)

 

 

 

 

 

Прогнозы на 1980 год

 

 

 

 

 

по

III варианту

Показатели

 

 

направление

 

 

 

 

 

 

 

III

На 100 га условной

пашни

 

 

 

 

общий объем

грузопере­

 

2337

2337

2337

возок,

тонн

 

1189

общий

грузооборот,

 

 

56,3

56,3

тыс. ткм

\

 

26,0

56,3

приведенные затраты,

 

 

 

3576

руб.

 

 

2355

4230

4113

эксплуатационные

расхо­

 

3482

3342

3225

ды, руб.

 

2045

затраты труда, чел.-час.

22S0

2220

2197

На перевозку тонны

груза:

 

 

 

 

приведенные

затраты,

1,99

1,81

1,76

1,53

руб.

 

 

 

эксплуатационные

рас­

1,72

1.49

1.43

1,38

ходы,

руб.

 

 

затраты труда, чел.-час.

0,98

0,95

0,94

На 10 ткм грузооборота:

 

 

 

 

приведенные

затраты,

0,91

0,75

0,73

0,63

руб.

 

 

 

эксплутациоиные

рас­

0,78

0 52

0 59

0.57

ходы, руб.

 

 

затраты труда, чел.-час.

0,41

0,39

0,39

руются по твердым нормативам, установленным на 100 километров пробега. И только сумма амортизационных отчислений на реконструкцию зависит от балансовой стоимости подвижного состава. Поэтому при прочих рав­ ных условиях в связи с неполной годовой загрузкой ав­ томобильного парка текущие эксплуатационные расходы увеличиваются на семь-восемь, а приведенные затраты на 16—18 процентов. Отсюда в разной степени изменя­ ются эти расходы и в расчете как на тонну перевезен­ ного груза, так и на 10 тонна-километров грузооборота.

На наш взгляд, сравнительно незначительное влия­ ние низкой годовой загрузки автомобильного парка на уровень текущих эксплуатационных расходов в опреде-

•т