Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

транспортных средств на выполнении однородных работ нами проведен прежде всего по себестоимости перевозки тонны груза.

Анализ полученных данных показал, что себестои­ мость перевозки тонны груза резко колеблется между различными видами транспортных агрегатов по всем расстояниям его транспортировки. На перевозке одной тонны груза первого класса на расстояние до 10 кило­ метров более эффективны все автомобили с самосваль­

ными кузовами и тракторные транспортные

агрегаты,

особенно

трактор К-700 с прицепом 1-ПТС-9

и новей­

ший трактор Т-150 К с прицепом 1-ПТС-9.

 

Вместе с тем нами выявлено, что на коротких рас­

стояниях

менее эффективно использование

бортовых

автомобилей. Даже такой производительный

автомобиль

как ЗИЛ-130 имеет более низкие показатели по срав­ нению с автомобилями-самосвалами и тракторными транспортными агрегатами. С увеличением же дально­ сти перевозок за 10 километоов самосвальные автомоби­ ли, за исключением ЗИЛ-555, постепенно теряют свое преимущество по сравнению с бортовыми автомашина­ ми ГАЗ-53 и особенно ЗИЛ-130. Интересно отметить, что тракторные транспортные агрегаты К-700 с прицепом 1-ПТС-9 и Т-150 К с прицепом 1-ПТС-9 практически вы­ годны на всех расстояниях до 50 километров. Что же ка­ сается остальных тракторных транспортных агрегатов, то прямые эксплуатационные расходы на перевозке тон­ ны груза на расстояние с 10 километров и более на­ много выше, чем по автомобилям.

Наряду с показателем

себестоимости

перевозки

гру­

за значительный интерес

представляет

сравнение

раз­

личных транспортных средств на однородных транспорт­ ных процессах по удельным капитальным вложениям, которые нами определены в расчете на одну тонну гру­ за как отношение балансовой стоимости транспортного агрегата к его годовой производительности.

Проведенные расчеты показали, что по удельным капитальным вложениям практически все тракторные транспортные агрегаты, особенно К-700 с соответствую­ щими прицепами, менее выгодны по сравнению с авто­ мобильным транспортом. Причем это проявляется резче по мере увеличения дальности перевозок. Так, их вели­ чина в расчете на одну тонну груза на расстояние три

207


километра составила по автомашинам ЗИЛ-130—0,25 и по К-700 с прицепом 1-ПТС-9—0,31 рубля, а на рассто­ яние 50 километров соответственно уже 1,23 и 3,73 рубля.

Но на основании только этих данных нельзя делать скоропалительных выводов. Прежде всего, как уже от­ мечалось, оптовые цены на автомашины и на тракторы с соответствующими прицепами еще экономически не­ достаточно обоснованы. Может быть не прямо, но кос­ венно об этом, в частности, говорят следующие данные: оптовые цены в расчете на одну лошадиную силу мощ­ ности составляют по группе вышеприведенных в табли­ це марок автомашин 17—20 рублей, а по тракторам К-700 и МТЗ всех модификаций 45—50 рублей. Разни­ ца между автомашинами и тракторами с соответствую­ щими прицепами еще больше по оптовым ценам в рас­ чете на один килограмм веса подвижного состава и на одну тонну номинальной их грузоподъемности. По ката­

логу — справочнику для заказа

сельскохозяйственной

техники на 1973 год оптовая цена

трактора МТЗ-50 с

грузовым прицепом ГПТС-4М составляет 3242 рубля, а высокопроизводительный грузовой автомобиль марки ЗИЛ-130 стоит 2836 рублей. Еще ниже цена ГАЗ-93Б— 1260 рублей.

В целях полного учета как прямых эксплуатацион­ ных расходов, так и удельных капитальных вложений на­ ми для сравнительной экономической оценки различных транспортных средств исчислен показатель приведенных затрат на тонну перевезенного груза, что обеспечивает народнохозяйственный подход к оптимизации уровня обеспеченности хозяйств транспортными средствами.

Данные о приведенных затратах в основном под­ тверждают сделанные ранее выводы. Однако здесь ярче видно преимущество таких более современных грузовых автомашин, как ЗИЛ-130 и ЗИЛ-555, снижение эффектив­ ности использования автомашин самосвалов ГАЗ-93 и ЗИЛ-585 на перевозках грузов на дальние расстояния. При этом интересно заметить, что по разным видам транспортных средств темпы роста приведенных затрат по мере увеличения дальности перевозок весьма раз­

личны. Они составляют по автомашинам

ГАЗ-53 и

ЗИЛ-130

7—9

раз, по автомашинам-самосвалам 22—

24 раза

и по

тракторному транспортному

агрегату

МТЗ-50— 20 р,а.з с ростом дальности до 50 км.

208


я

ы Расстояния,

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 43

Затраты

человеко-часов на перевозку тонны груза

 

 

Автомашины

 

Автомашины-

Тракторы с

 

бортовые

 

самосвалы

 

прицепами

 

j

 

 

 

 

 

 

ГАЗ-51

ГАЗ-53

ЗИЛ-130

ГАЗ-93

ЗИЛ-585

ЗДЛ-555

К-700+ 1-ПТС-9

МТЗ-50+ 1-ПТС-4

1

1,28

1,09

0,96

0,39

0,30

0,25

0,08

0,17

3

1,36

1,08

1,00

0,50

0,35

0,29

0,10

0,24

5

1,42

1.14

1,03

0,57

0,39

0,33

0,12

0,33

10

1,67

1,19

1,07

0,78

0,52

0,43

0,17

0.61

15

2,00

1,33

1,13

0,95

0,66

0,51

0,22

1.04

20

2,17

1,36

1,20

1,11

0,74

0,70

0,27

1,37

30

2,61

1,52

1,33

1,59

1,11

0,85

0,38

2,05

50

3,14

2,00

1,60

2,26

1,52

1,16

0,57

2,36

Необходимо особо подчеркнуть, что при проведении сравнительного анализа не всегда уделяется достаточ­ ное внимание повышению производительности труда и

снижению трудоемкости

перевозки. Важность

этого по­

казателя

объясняется не только трудностью полного обе­

спечения

всех хозяйств

квалифицированными

шофера­

ми, трактористами и т. д. Необходимо иметь

в виду и

то, что в колхозах

и совхозах Ставропольского

края ра­

сходы по оплате

труда

в структуре транспортных зат­

рат занимают не менее 35—40 процентов. Поэтому сколь­ ко-нибудь серьезное снижение себестоимости транспорт­ ных работ сейчас практически невозможно без уменьше­ ния трудоемкости транспортировки грузов.

Затраты

живого

труда

на транспортировку грузов

в решающей

мере

зависят

от номинальной грузоподъ­

емности подвижного состава и уровня механизации по- грузочно-разгрузочных операций. Поэтому не удивитель­ но, что по трудоемкости перевозок тонны груза по всем вариантам расстояний очень выгодно отличается К-700 с прицепом 1-ПТС-9, а также автомобили с самосваль­ ными кузовами, особенно на коротких расстояниях пе­ ревозок (табл. 48).

209



Анализ экономической эффективности использования транспортных средств с помощью целой системы пока­ зателей имеет свое достоинство, позволяет дать каждо­ му виду транспорта более разностороннюю оценку. Од­ нако при этом в разрезе каждого показателя выводы не всегда совпадают. Так, по производительности труда, прямым эксплуатационным расходам и энергоемкости перевозок большие преимущества за транспортным трак­ торным агрегатом К.-700. В то же время он очень не­ выгоден по удельным капитальным вложениям и метал­ лоемкости перевозок. Это иногда затрудняет решение вопроса о выборе того или иного вида транспорта для выполнения отдельных транспортных работ.

Поэтому нами выведен общий показатель лдя комп­ лексной оценки эффективности различных транспортных средств, учитывающий значение каждого из шести ча­ стных показателей. Для этого прежде всего мы нашли по каждому частному показателю его обратное значе­ ние, т. е. размеры грузоперевозок по маркам и видам транспортных агрегатов в зависимости от расстояний пе­ ревозок в расчете на один рубль прямых эксплуатацион­ ных расходов ^ g-j, на один рубль приведенных затрат

н а о д и н РУбль удельных капитальных вложений

^ - ^ - j , на один человеко-час^ |

j ,

на один килограм

веса транспортного агрегата ^ м j и на одну лошади­ ную силу в час мощности 1^ э )• Общий показатель ис­ числен как среднее геометрическое из произведений об­ ратных значений шести исчисленных выше частных по­ казателей, т. е.

w = i/'JL . _L . _L . _L . _L . _ L - т /

1 _

У 3

E K v

T

Э

М ~ ~ Г 3 - E - K y T - :

Найденный

общий

показатель

значительно

устраняет

некоторые противоречия частных показателей, наиболее четко свидетельствует о степени выгодности использова­

ния

различных транспортных средств в зависимости

от

дальности перевозок грузов. Как видно из таблицы

49,

по

всем приведенным вариантам расстояний очень

эф-

210