Файл: Тронов В.П. Обезвоживание и обессоливание нефти из опыта работы об-ния Татнефть.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 5
в этом случае дополнительные мощности на промыслах или на заводах, естественно, не нужно.
Таким образом, эта серия исследований показала, что не ожидая поступления с промыслов глубоко обессолен ной нефти, нефтеперерабатывающие заводы могли бы глубоко обессоливать всю поступающую нефть (даже стойкие нефти, подобные прикамской), используя в каче стве дополнительных технологических аппаратов все ма гистральные трубопроводы, насосы и резервуары перека чивающих станций, в которых с высокой эффективностью осуществляется разрушение бронирующих оболочек ка пель пластовой воды.
Экспериментальное |
обессоливание нефти |
в магистральных |
трубопроводах |
Предварительные исследования в лабораторных усло |
|
виях показали, что процессы обессоливания нефти воз |
можны не только при повышенных, но и при относитель но низких температурах. При условии обработки эмуль сии в трубопроводах эти процессы возможны при значи тельно меньшем расходе промывочной воды, чем на ус тановках подготовки нефти. В связи с этим институтом ТатНИПИнефть совместно с Управлением северо-запад ными магистральными нефтепроводами были проведены промышленные испытания по обессоливанию нефти в магистральном нефтепроводе Альметьевск—Горький. Исследованиями предполагалось определить возможную глубину обессоливания нефти в магистральных трубо проводах при относительно низких температурах (10— 15° С) и расходах пресной воды не более 2%, определить скорость коррозии стали в присутствии реагента и прес ной воды. Изучить возможность отстоя и сброса воды в резервуарах промежуточных НПС. Исследования такого рода в отрасли были проведены впервые.
Технологическая схема обессоливания нефти в маги стральном трубопроводе Альметьевск — Горький была принята следующая (рис. 14): на прием магистральных насосов непрерывно в течение пяти суток подавалась горячая (55—65° С) пресная вода (из расчета порядка 1,5—2% к объему обрабатываемой нефти) и раствор реа гента типа дисолван 4411 из расчета в среднем 20 г/г, отстой и сброс воды осуществлялся в резервуарах
120
промежуточных перекачивающих станций. С введением горячей промывочной воды в нефть температура подня лась в головной части трубопровода до 16—20°С. Темпера тура нефти в конце трубопровода, длина которого 570 км,
составляла 10—12° С. Пресная вода подогревалась |
за |
счет горячего пара передвижной установки (ППУ), |
поэ |
тому температура горячей воды колебалась в пределах 55—70°С, реагент подавался стабильно без перерывов. Ходовые пробы для определения качества нефти отбира лись послойно в пяти точках (1, 33, 54, 85, ПО км).
Первая группа опытов преследовала цель установить динамику изменения качества нефти в трубопроводе за счет массобменных процессов при движении смеси (нефть, пресная вода, реагент) при ламинарно-турбулент ном режиме (7?е= 3500—5000).
Установлено, что в процессе движения нефти с прес ной водой на участке трубопровода Альметьевск — Михайловка (длина трубы ПО км) происходит эффектив ный процесс вымывания хлористых солей за счет массо обменных процессов и в конце ПО км основное количе ство промывочной воды оказывается уже в нижней части трубопровода. Содержание воды и солей в нефти, по хо довым анализам, распределяется по длине и сечению ма гистрального нефтепровода следующим образом:
1 км — 1,2—2%, 400—450 мг/л;
33 км — 0,6—2%, 300—900 мг/л; 54 км — сл.—20%, 90—900 мг/л; 85 км — 0—2%, 100—900 мг/л- ПО км — 0—100%, 100—10000 мг/л.
(Первая цифра — верх, вторая — низ трубопровода.) Анализ результатов качества нефти, отобранных пос
лойно из разных точек, показал (рис. 15), что пресная вода распределяется по сечению и длине трубопровода неравномерно, поэтому в некоторых отобранных пробах содержание воды в нефти во всех сечениях составило следы — 0,3%. Исследования, проведенные с применением микрокиносъемки, показали, что эффективное разруше ние искусственной эмульсии происходит уже на началь ных участках магистрального трубопровода (54—85 км). Глубокое же разрушение эмульсии, которая легко рассла ивается на нефть и воду, происходит на 85—ПО км, где в верхних слоях движется практически обессоленная до
100 мг/л нефт;ь.
122
Альметьевск |
М и х а й л о в ы |
Рис. 15. Содержание воды в нефти по длине и сечению магистрального нефтепровода Альметьевск—
Горький.
Для исследования динамики отделения воды нефть, обработанную реагентом и пресной водой в трубопрово де, направляли для отстоя в резервуары (РВС-5000) про межуточной перекачивающей станции (НПС — Михайловка). Как было установлено, в процессе движения неф ти по трубопроводам в присутствии воды и реагента происходит разрушение искусственной эмульсии, которое выражается в том, что сразу после заполнения резервуа ра содержание воды в нефти по слоям составляет О— 0,5%, а на дне резервуара появляется свободная вода.
Характерно также, что содержание воды в нефти но сечению резервуара изменяется в сравнительно неболь ших пределах, так как основная вода отделяется уже во время заполнения резервуара. Именно об этом сви детельствует тот факт, что содержание воды в нефти практически не изменялось и через 4—10 часов отстоя. Задалживать резервуары для отстоя в этом случае нет никакой необходимости. Надо отметить, что отделение воды было достигнуто при невысокой температуре неф ти 15—17° С. Содержание солей в нефти по слоям высо кое (порядка 300—600 мг/л), так как остаток необрабо танной нефти в резервуаре с содержанием воды 66%, солей 98870 кг/л достигал 53 см, а обработанная в тру бопроводе нефть пропускалась через слой этой нефти.
Аналогичные исследования были проведены на неф теперекачивающей станции Ст. Ликеево, где обработан ная нефть направлялась для отстоя в железобетонные резервуары головных сооружений объемом 10000 ж3 каж дый, работающие в обычном для них режиме: один ре зервуар под заполнением, второй — на товаро-замерных операциях и затем на откачке. Среднее время заполне ния 20 часов. Сброс дренажной воды осуществлялся перед отбором проб нефти по ГОСТу.
Пробы нефти послойно отбирались сразу же после заполнения и через каждые 2 часа отстоя. Результаты исследований показали, что при температуре нефти в кон це трубопровода порядка 9—14°С и расходе промывочной воды 2%, в железобетонных резервуарах промежуточных НПС, работающих в режиме заполнения, отстоя и откач ки, возможно получение обессоленной нефти с содержа нием солей до 100—200 мг/л. Отсюда следует, что введе ние небольших объемов промывочной воды (1,5—2%) в откачиваемую нефть из головных сооружений и сброс
124
этой воды из резервуаров промежуточных НПС позволит решить проблему резкого снижения содержания солей в поставляемой на нефтеперерабатывающие заводы неф ти. Так, содержание поды и солей в нефти, отобранной по ГОСТу из Ж БР № 3 — 11 /X 1972 г. и ЖБР-2 — 14/Х 1972 г. соответственно составило: 0,69% — 175 мг1л\ 0,38% —170 мг/л.
Эксперимент по трубному обессоливанию с использо ванием магистрального нефтепровода длился 5 суток, в течение которых планировалось качать по трубе 0 500 мм в Костово ромашкинские нефти, однако периоди чески подкачивали прикамские нефти из-за недоста точного количества ромашкинской. Характерно, что в этом случае содержание йоды и солей в нефти по сече нию железобетонного резервуара было высоким. Это сви детельствовало о том, что остаточная вода находится в смеси нефтей (прикамских и ромашкинских) в виде мел ких, неподдающихся слиянию капель, которые в течение длительного времени находятся во взвешенном состоя нии, то есть получается стойкая искусственная эмуль сия, и качество этой нефти, по актам сдачи, составило воды 1,2%, соли—418 мг/л. За период проведения экспе римента было обессолено в магистральном нефтепрово де Альметьевск— Горький 28000 тнефти, закачано в тру бопровод 800 тпресной воды. Из железобетонных резер вуаров перекачивающей станции Ст. Ликеево откачали около 500 т этой воды, и 15000 т нефти было сдано по ГОСТу с содержанием солей до 170 мг/л. Средняя тем пература нефти в резервуаре составляла всего 9—12° С, время отстоя 6—10 часов. Отсюда следует, что введение 1,5—2% промывочной воды и 20 г/т реагента в откачивае мую из головных сооружений обезвоженную нефть поз волит решить проблему глубокого обессоливания нефти на НПЗ. Так, при обессоливании в лабораторных усло
виях в три ступени на термохимическом |
режиме обра |
ботанной пресной водой и реагентом в |
магистральном |
нефтепроводе нефти (пробы отбирались из трубы в Ст. Ликеево) содержание солен в ней снизилось до 7 мг/л (табл. 24).
Таким образом, эта серия исследований показала, что обессоливание нефти в магистральных трубопроводах может быть широко использовано для обеспечения глу бокого обессоливания нефти на НПЗ.
125
Т а б л и ц а 24
Режим обессоливания нефти, обработанной пресной водой и реагентом в магистральном нефтепроводе
Содержание солей в нефти, м г / л
№ |
|
|
|
|
п/п |
в сырой |
после I ст. |
после 11 ст. |
после III ст. |
1 |
181,0 |
88,2 |
30,0 |
11,0 |
2 |
192,0 |
88,2 |
36,0 |
7,0 |
3 |
187,0 |
85,0 |
23,0 |
3,0 |
4 |
178,0 |
75,0 |
30,0 |
7,0 |
П р и м е ч а и и е. Температура опыта 80°, расход дисолвана 20 г / т , расход пресной воды на каждой ступени 5%.
Предварительные расчеты показали, что себестои мость обессоливания нефти, с использованием магист ральных трубопроводов и резервуаров промежуточных НПС в технологических целях, не превышает 5—6 коп. за тонну, что в 5—7 раз ниже, чем при обессоливании нефти на стационарных установках.
Экспериментальное определение скорости коррозии при транспорте водо-нефтяных сред проводилось на ма гистральном нефтепроводе Альметьевск — Горький ( 0 500мм). Цилиндрические образцы из стали Ст. 3 закреп лялись в текстолитовых изоляторах и устанавливались в потоке (0,4—0,6 м/сек) на различном удалении от низа трубы. Контрольными точками на трубопроводе явля лись начало трубы и 110-й километр трубопровода, нахо дящийся на пониженном участке рельефа местности. За время эксперимента на первом этапе по трубопроводу транспортировались товарные нефти Ромашкинского ме сторождения с содержанием воды 0,4—0,9% и солей 500—1500 мг/л. На втором этапе в нефть добавляли 20— 25 г/г дисолвана. И на третьем этапе осуществляли до
зировку |
дисолвана (20—25 г/т) |
и нагретой до 50—65° С |
пресной |
воды в объеме 2—2,5% |
от транспортируемой |
нефти.
Результаты определения скорости коррозии в трубо проводе представлены в табл. 25. Как следует из отме ченных данных, величина скорости коррозии в нефтепро воде незначительна и практически не представляет опа сности для эксплуатации этого сооружения. Отмеченные
126