Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
—цементация увеличивает не только поверхностную твер дость, но и прочность деталей;
—для деталей, от которых по условиям работы требу ется повышенная ударная вязкость, нельзя .применять глубо кую цементацию, так как цементация снижает ударную вяз кость;
—долговечность деталей нз сталей марок 15Х, 25Х, 18ХГТ, ЗОХНЗА после цементации снижается, а из сталей марок 12ХН2А, 12ХНЗА, 12ХН4А, 20ХНЗА несколько повы шается.
В экскаваторостроении отливки применяют из конструк ционных сталей марок 25Л, ЗОЛ и 35Л, 45Л и 50Л и из кон струкционных легированных марок 20ГЛ , 35ГЛ, 40ГЛ, ЗОХМЛ, 35ХМЛ, ЗОГСЛ и 40ХНЛ, Г13Л и др. Из конструк ционных углеродистых сталей изготавливают корпусные де тали редукторов, крышки, зубчатые колеса, блоки барабанов, фрикционные шкивы, гусеничные рамы и др. Отливки из ле гированной стали используют для производства тяжело нагру женных деталей: колес ходовых механизмов, вала шестерни вѳрти'кальжнповоротного вала, вала шестерни редукторов по воротного и подъеімного механизмов, шестерен, реек, зубча тых венцов и т. д. Отливки из конструкционно-углеродистой •и легированной стали подвергают термической обработке, нормализации и отжигу, а в некоторых случаях и закалке по технологии, предусмотренной заводом-изготовителем.
Механические свойства стальных отливок после термиче ской обработки приведены в табл. 5.
Серые чугуны марок СЧ 15—32 и СЧ 21—40 (табл. 6) об ладают хорошими литейными качествами, высокой сопротив ляемостью циклическим нагрузкам и имеют небольшую сто имость изделия. Из них изготавливают корпусные детали ре дукторов, крышки, фланцы, тормозные и фрикционные диски, муфты и другие детали.
Недостатком изделий из серых чугунов являются малая прочность, низкая ударная вязкость и хрупкость.
Увеличение прочности отливок из чугунов достигается пу тем модифицирования их, т. е. присадки к жидкому чугуну (перед отливкой деталей) небольшого количества модифика торов — ферросилиция, графитного порошка, силиката каль ция, способствующих получению однородной структуры. Прочность модифицированных чугунов на 30—40% выше прочности серых чугунов.
45
Бронзы (табл. 7) нашли широкое применение для изго товления втулок, венцов, вкладышей и других деталей.
Безоловянные бронзы Бр АЖ 9-4Л и Бр АЖМЦ 10-3-1,5 применяют на строительных экскаваторах емкостью ковша до 1,0 мг, Бр ОЦС 5-5-5 и латунь ЛМЦС 58-2-2 — на экскава торах средней емкости ковша: карьерных и вскрышных.
Т а б л и ц а 8
Коэффициент экономичности низколегированных сталей
|
Относительное |
Марка стали |
повышение це |
|
ны на сталь |
09Г2С |
1,13 |
16ГС |
1,10 |
14ХГС |
1,26 |
10ХСНД |
1,62 |
15ХСНД |
1,45 |
Относительное Коэффициент повышение экономической
предела целесообразности текучести применения К»
1,38 |
1,22 |
1,33 |
1,21 |
1,46 |
1,16 |
1,67 |
1,03 |
1,46 |
1,01 |
ГЛАВА V
ОБЩИЙ РАСЧЕТ ЭКСКАВАТОРОВ
§ 1. Предварительное определение рабочих параметров, габаритных размеров и общего веса экскаваторов [9, 11, 14, 20]
Рабочие параметры, габаритные размеры и вес машины определяются путем анализа и корректирования параметров ранее выпущенных машин с использованием зависимостей, базирующихся на законе подобия.
Закон подобия позволяет установить не только параметры машины, но и оценить состояние технического уровня данной отрасли промышленности и прогрессивность конструкции.
Закономерность подобия справедлива для экскаваторов одного класса, выполненных из одних и тех же материалов, одинаковых конструктивных схем, рабочего процесса, кинема тических схем и режимов нагружений. Так, все одноковшовые
универсальные экскаваторы емкостью ковша от 0,15 |
мъ до |
1,5 мг с механическим приводом -могут быть отнесены |
к экс |
каваторам одной конструктивной схемы одного класса; экска ваторы с гидроприводом рабочего оборудования я других ме ханизмов относятся к другой конструктивной схеме другого
класса; карьерные — к третьему; вскрышные — к четверто му; шагающие — к пятому классу.
Принцип подобия заключается в следующем. Если линей ные размеры одной машины отличаются от второй в х -раз на постоянную величину, т. е.
*1 = х / , |
(5.1) |
где X — коэффициент подобия; |
t\ и / ■— линейные размеры |
47
первой .и второй .машины, то изменение других показателей происходит по зависимостям [21]:
площади Fi = x2F ;
объемы |
\Ѵ, |
= |
x'W ; |
|
(5.2) |
веса |
Qi |
= |
х 3G • |
|
|
Момент сил от весовых нагрузокМі = |
х*М. |
(5.3) |
|||
Момент |
инерции |
от весовых нагрузок |
I, = х I . |
(5.4) |
Аналогично можно определить и напряжение в материале по добных машин от весовых нагрузок:
а) |
сжатие, срез, |
растяжение — |
|
|
|
|
а |
S‘ |
x3S |
|
(5.5) |
|
X 2 F ~ |
ХЗР’ |
|||
|
V |
F l - |
|
||
б) |
изгиб, кручение — |
|
|
|
|
|
|
аиі |
"= х а и . |
|
(5.6) |
Однако следует иметь в виду, что моменты сопротивлений изменяются непропорционально изменению размеров. При ис пользовании формул (5.5) и (5.6) фактическая прочность из гибаемых деталей в .машинах больших размеров будет умень шаться, а меньших размеров— увеличиваться. В первом слу чае напряжения могут превзойти допустимый -предел, а во втором -неизбежно появление ненужных запасов прочности.
Поэтому прямую пропорциональную зависимость можно со хранить только для определения габаритных размеров, рабо чих параметров, общего веса и координат расположения цент ров тяжести узлов машины.
Большинство параметров одноковшовых экскаваторов мо- . гут быть выражены через вес машины, емкость ковша, радиус действия или продолжительность цикла.
При определении линейных параметров, габаритных и ра бочих размеров за главный параметр принят вес машины. В этом случае линейные размеры связаны зависимостью от веса:
_Аі_ = |
-,3/~ ~ О Г |
А,3 |
Gt |
А |
| / G ’ |
А3 |
G |
Преобразуя формулу, получим
а ,= |71Г ѵ ^ > или Аі = к |
’ |
(5.7) |
где Ai; А — линейные размеры; Gi; G — вес машины;
д
К= --------размерный коэффициент.
УG
За главный параметр можно принимать и емкость ковша, но в этом случае должно быть соблюдено условие — одина ковое назначение ковша и одинаковые физико-механические свойства грунта. Формула для определения линейных разме ров
Ау |
иногда |
|
А |
|
|
|
|
|
Отсюда получаем размерный коэффициент Кг, тогда |
|
|
Аі = К2 VЯі, или А, = Кі VЧі • |
(5.8) |
Зависимости усилий, нагрузок, скоростей рабочих движе ний ,и протеканий рабочего процесса приближенно можно оп ределить по формулам, приведенным в табл. 9.
Выбор размеров' одноковшовых экскаваторов обычно при
водится в следующем |
порядке. |
|
|
.По заданной емкости q ковша и принятой конструктивной |
|||
схеме определяют вес машины |
|
||
G l |
= ~qq i |
или G, = Kyq lf |
(5.9) |
Q |
— удельный вес машины из табл. |
10. |
|
где Ку = |
При выборе значения удельного веса следует помнить, что изменение веса машины влияет на ее устойчивость. Вес на ходится в прямой зависимости от максимального радиуса ко пания и реализации усилий на зубья ковша. Поэтому его це лесообразно определять по трем параметрам; емкости ковша, радиусу копания и продолжительности цикла. В табл. 11 при ведены формулы для определения веса по указанным пара метрам для экскаваторов с канатно-блочной системой подве шивания ковша.
49
о
CO
Я"
X
Ч
VD
X
Ь
О]
О) .
н
V
о
&
о
•&
§ g
X с
си X
я h Xя \
О)
м Д
со Я X X
СО &
X
ч
!>5t-1
S |
Й |
f t |
JJ |
О |
Я |
- & S g X - & Ю
2$ -84S |
||
X |
m |
t t |
W - O |
о |
|
GJ |
5 |
X |
4 |
Ä |
|
<ü |
, |
|
X |
|
|
X |
1 |
|
w |
|
|
&«*» |
|
|
с |
* |
|
|
|
1 |
~ 1 ° |
|
|
со І О |
|
1^ |
-+-* p |
||
со о- 5» И |
‘Р - |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
Zf |
Я |
|
|
|
> |
|
||
|
btf |
|
|
||
|
|
|
|
||
CO |
іЛ |
со |
о |
ю |
|
t© |
P . |
со |
(М |
о |
|
О |
© |
о* |
о |
||
■ o ~ |
С ? |
о |
о |
к |
|
|
ьс |
;> |
я |
" я |
|
II |
II |
|
Ui |
a |
|
II |
II |
II |
|||
|
|
||||
CO |
СЛ |
ъ Г |
|
-+—• |
|
X X |
|
X Ң |
Xи |
°л |
Ч и |
|
s=t а> |
|
X |
|
s s |
|
ьГX |
|
8 « |
|
о « |
|
8 X |
|
X м |
|
о X |
|
§ о |
* я |
2 « |
|
|
м 5 |
СОа |
о я |
VQ О |
|
|
о ^ |
|
CU |
|
X |
|
X |
|
и |
|
о |
|
О) о |
|
8 а |
|
X |
|
X |
о о |
о р |
■Л со |
_о |
|
со I |
|
р р |
'U |
у |
О) |
|
|
> |
|
X |
а> |
н |
и |
|
ч |
о |
А |
|
о |
о |
X |
|
>> |
О |
5 р |
с? «- |
Ьі Cu
со
я л й Ö
о §
? Л £Я< ч
G н
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
Ориентировочные значения удельного рабочего веса |
|
||||
|
(т/м3) для универсальных |
экскаваторов |
с различной |
|
||
|
|
емкостью ковша [9, 11] |
|
|
|
|
|
|
Удельный рабочий |
вес ■5-, т/лЗ |
|
||
Емкость |
|
|
|
q |
|
|
|
|
|
с гидравлическим |
|||
|
с канатно-блочным приводом |
|
||||
|
|
приводом |
|
|||
ковша, м3 |
|
|
|
|
||
|
легкие |
модели |
тяжелые модели |
легкие и сред |
||
|
|
|
|
|
ние модели |
|
0,25 — 0,4 |
25 — 29 |
3 1 — 33 |
|
2 5 — 28 |
|
|
0,5 |
— 0,65 |
2 6 — 30 ’ |
3 2 — 34 |
|
2 4 — 27 |
|
0,75 — 0,8 |
2 7 — 31 |
3 3 — 35 |
|
2 2 — 25 |
|
|
1 |
— 1,25 |
2 8 - 3 2 |
3 4 — 36 |
|
2 2 — 24 |
|
1,5 |
— 1,75 |
30 — 34 |
3 6 — 38 |
|
22 — 24 |
|
2 |
— 3 |
3 2 — 36 |
38 — 42 |
|
|
|
3,25 — 4,5 |
3 5 — 40 |
4 2 — 44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11 |
Формулы для определения веса одноковшового экскаватора по трем параметрам: (ц, R и q [12]
Тип |
|
t4, сек |
R, м |
G тс |
экскаватора |
|
|
|
|
Одноковшовый |
строи |
|
|
|
тельный и |
карьер |
|
|
|
ный |
|
15,6q0'2 |
9 ,lq 0'28 |
35q + 0,42q2 |
По весу машины определяют линейные размеры рабочего
.оборудования: параметры действия, габаритные размеры и р-азмеры других элементов и деталей (рис. 7) по формуле (5.7):
А = К f G , где К — коэффициент подобия.
51