Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цементация увеличивает не только поверхностную твер­ дость, но и прочность деталей;

для деталей, от которых по условиям работы требу­ ется повышенная ударная вязкость, нельзя .применять глубо­ кую цементацию, так как цементация снижает ударную вяз­ кость;

долговечность деталей нз сталей марок 15Х, 25Х, 18ХГТ, ЗОХНЗА после цементации снижается, а из сталей марок 12ХН2А, 12ХНЗА, 12ХН4А, 20ХНЗА несколько повы­ шается.

В экскаваторостроении отливки применяют из конструк­ ционных сталей марок 25Л, ЗОЛ и 35Л, 45Л и 50Л и из кон­ струкционных легированных марок 20ГЛ , 35ГЛ, 40ГЛ, ЗОХМЛ, 35ХМЛ, ЗОГСЛ и 40ХНЛ, Г13Л и др. Из конструк­ ционных углеродистых сталей изготавливают корпусные де­ тали редукторов, крышки, зубчатые колеса, блоки барабанов, фрикционные шкивы, гусеничные рамы и др. Отливки из ле­ гированной стали используют для производства тяжело нагру­ женных деталей: колес ходовых механизмов, вала шестерни вѳрти'кальжнповоротного вала, вала шестерни редукторов по­ воротного и подъеімного механизмов, шестерен, реек, зубча­ тых венцов и т. д. Отливки из конструкционно-углеродистой •и легированной стали подвергают термической обработке, нормализации и отжигу, а в некоторых случаях и закалке по технологии, предусмотренной заводом-изготовителем.

Механические свойства стальных отливок после термиче­ ской обработки приведены в табл. 5.

Серые чугуны марок СЧ 15—32 и СЧ 21—40 (табл. 6) об­ ладают хорошими литейными качествами, высокой сопротив­ ляемостью циклическим нагрузкам и имеют небольшую сто­ имость изделия. Из них изготавливают корпусные детали ре­ дукторов, крышки, фланцы, тормозные и фрикционные диски, муфты и другие детали.

Недостатком изделий из серых чугунов являются малая прочность, низкая ударная вязкость и хрупкость.

Увеличение прочности отливок из чугунов достигается пу­ тем модифицирования их, т. е. присадки к жидкому чугуну (перед отливкой деталей) небольшого количества модифика­ торов — ферросилиция, графитного порошка, силиката каль­ ция, способствующих получению однородной структуры. Прочность модифицированных чугунов на 30—40% выше прочности серых чугунов.

45

Бронзы (табл. 7) нашли широкое применение для изго­ товления втулок, венцов, вкладышей и других деталей.

Безоловянные бронзы Бр АЖ 9-4Л и Бр АЖМЦ 10-3-1,5 применяют на строительных экскаваторах емкостью ковша до 1,0 мг, Бр ОЦС 5-5-5 и латунь ЛМЦС 58-2-2 — на экскава­ торах средней емкости ковша: карьерных и вскрышных.

Т а б л и ц а 8

Коэффициент экономичности низколегированных сталей

 

Относительное

Марка стали

повышение це­

 

ны на сталь

09Г2С

1,13

16ГС

1,10

14ХГС

1,26

10ХСНД

1,62

15ХСНД

1,45

Относительное Коэффициент повышение экономической

предела целесообразности текучести применения К»

1,38

1,22

1,33

1,21

1,46

1,16

1,67

1,03

1,46

1,01


ГЛАВА V

ОБЩИЙ РАСЧЕТ ЭКСКАВАТОРОВ

§ 1. Предварительное определение рабочих параметров, габаритных размеров и общего веса экскаваторов [9, 11, 14, 20]

Рабочие параметры, габаритные размеры и вес машины определяются путем анализа и корректирования параметров ранее выпущенных машин с использованием зависимостей, базирующихся на законе подобия.

Закон подобия позволяет установить не только параметры машины, но и оценить состояние технического уровня данной отрасли промышленности и прогрессивность конструкции.

Закономерность подобия справедлива для экскаваторов одного класса, выполненных из одних и тех же материалов, одинаковых конструктивных схем, рабочего процесса, кинема­ тических схем и режимов нагружений. Так, все одноковшовые

универсальные экскаваторы емкостью ковша от 0,15

мъ до

1,5 мг с механическим приводом -могут быть отнесены

к экс­

каваторам одной конструктивной схемы одного класса; экска­ ваторы с гидроприводом рабочего оборудования я других ме­ ханизмов относятся к другой конструктивной схеме другого

класса; карьерные — к третьему; вскрышные — к четверто­ му; шагающие — к пятому классу.

Принцип подобия заключается в следующем. Если линей­ ные размеры одной машины отличаются от второй в х -раз на постоянную величину, т. е.

*1 = х / ,

(5.1)

где X — коэффициент подобия;

t\ и / ■— линейные размеры

47

первой .и второй .машины, то изменение других показателей происходит по зависимостям [21]:

площади Fi = x2F ;

объемы

\Ѵ,

=

x'W ;

 

(5.2)

веса

Qi

=

х 3G •

 

 

Момент сил от весовых нагрузокМі =

х*М.

(5.3)

Момент

инерции

от весовых нагрузок

I, = х I .

(5.4)

Аналогично можно определить и напряжение в материале по­ добных машин от весовых нагрузок:

а)

сжатие, срез,

растяжение —

 

 

 

а

S‘

x3S

 

(5.5)

 

X 2 F ~

ХЗР’

 

V

F l -

 

б)

изгиб, кручение —

 

 

 

 

 

аиі

"= х а и .

 

(5.6)

Однако следует иметь в виду, что моменты сопротивлений изменяются непропорционально изменению размеров. При ис­ пользовании формул (5.5) и (5.6) фактическая прочность из­ гибаемых деталей в .машинах больших размеров будет умень­ шаться, а меньших размеров— увеличиваться. В первом слу­ чае напряжения могут превзойти допустимый -предел, а во втором -неизбежно появление ненужных запасов прочности.

Поэтому прямую пропорциональную зависимость можно со­ хранить только для определения габаритных размеров, рабо­ чих параметров, общего веса и координат расположения цент­ ров тяжести узлов машины.

Большинство параметров одноковшовых экскаваторов мо- . гут быть выражены через вес машины, емкость ковша, радиус действия или продолжительность цикла.

При определении линейных параметров, габаритных и ра­ бочих размеров за главный параметр принят вес машины. В этом случае линейные размеры связаны зависимостью от веса:

_Аі_ =

-,3/~ ~ О Г

А,3

Gt

А

| / G ’

А3

G

Преобразуя формулу, получим

а ,= |71Г ѵ ^ > или Аі = к

(5.7)


где Ai; А — линейные размеры; Gi; G — вес машины;

д

К= --------размерный коэффициент.

УG

За главный параметр можно принимать и емкость ковша, но в этом случае должно быть соблюдено условие — одина­ ковое назначение ковша и одинаковые физико-механические свойства грунта. Формула для определения линейных разме­ ров

Ау

иногда

 

А

 

 

 

Отсюда получаем размерный коэффициент Кг, тогда

 

Аі = К2 VЯі, или А, = Кі VЧі •

(5.8)

Зависимости усилий, нагрузок, скоростей рабочих движе­ ний ,и протеканий рабочего процесса приближенно можно оп­ ределить по формулам, приведенным в табл. 9.

Выбор размеров' одноковшовых экскаваторов обычно при­

водится в следующем

порядке.

 

.По заданной емкости q ковша и принятой конструктивной

схеме определяют вес машины

 

G l

= ~qq i

или G, = Kyq lf

(5.9)

Q

— удельный вес машины из табл.

10.

где Ку =

При выборе значения удельного веса следует помнить, что изменение веса машины влияет на ее устойчивость. Вес на­ ходится в прямой зависимости от максимального радиуса ко­ пания и реализации усилий на зубья ковша. Поэтому его це­ лесообразно определять по трем параметрам; емкости ковша, радиусу копания и продолжительности цикла. В табл. 11 при­ ведены формулы для определения веса по указанным пара­ метрам для экскаваторов с канатно-блочной системой подве­ шивания ковша.

49

о

CO

Я"

X

Ч

VD

X

Ь

О]

О) .

н

V

о

&

о

•&

§ g

X с

си X

я h Xя \

О)

м Д

со Я X X

СО &

X

ч

!>5t-1

S

Й

f t

JJ

О

Я

- & S g X - & Ю

2$ -84S

X

m

t t

W - O

о

GJ

5

X

4

Ä

 

,

 

X

 

 

X

1

 

w

 

&«*»

 

с

*

 

 

 

1

~ 1 °

 

со І О

 

1^

-+-* p

со о- 5» И

‘Р -

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

Zf

Я

 

 

>

 

 

btf

 

 

 

 

 

 

CO

іЛ

со

о

ю

P .

со

о

О

©

о*

о

■ o ~

С ?

о

о

к

 

ьс

;>

я

" я

II

II

 

Ui

a

II

II

II

 

 

CO

СЛ

ъ Г

 

-+—•

 

X X

 

X Ң

°л

Ч и

 

s=t а>

 

X

 

s s

 

ьГX

 

8 «

 

о «

 

8 X

 

X м

 

о X

 

§ о

* я

2 «

 

м 5

СОа

о я

VQ О

 

о ^

 

CU

 

X

 

X

 

и

 

о

 

О) о

 

8 а

 

X

 

X

о о

о р

■Л со

 

со I

 

р р

'U

у

О)

 

 

>

 

X

а>

н

и

ч

о

А

о

о

X

>>

О

5 р

с? «-

Ьі Cu

со

я л й Ö

о §

? Л £Я< ч

G н


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

 

Ориентировочные значения удельного рабочего веса

 

 

(т/м3) для универсальных

экскаваторов

с различной

 

 

 

емкостью ковша [9, 11]

 

 

 

 

 

Удельный рабочий

вес ■5-, т/лЗ

 

Емкость

 

 

 

q

 

 

 

 

с гидравлическим

 

с канатно-блочным приводом

 

 

 

приводом

 

ковша, м3

 

 

 

 

 

легкие

модели

тяжелые модели

легкие и сред­

 

 

 

 

 

ние модели

 

0,25 — 0,4

25 — 29

3 1 — 33

 

2 5 — 28

 

0,5

— 0,65

2 6 — 30 ’

3 2 — 34

 

2 4 — 27

 

0,75 — 0,8

2 7 — 31

3 3 — 35

 

2 2 — 25

 

1

— 1,25

2 8 - 3 2

3 4 — 36

 

2 2 — 24

 

1,5

— 1,75

30 — 34

3 6 — 38

 

22 — 24

 

2

— 3

3 2 — 36

38 — 42

 

 

 

3,25 — 4,5

3 5 — 40

4 2 — 44

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

Формулы для определения веса одноковшового экскаватора по трем параметрам: (ц, R и q [12]

Тип

 

t4, сек

R, м

G тс

экскаватора

 

 

 

Одноковшовый

строи­

 

 

 

тельный и

карьер­

 

 

 

ный

 

15,6q0'2

9 ,lq 0'28

35q + 0,42q2

По весу машины определяют линейные размеры рабочего

.оборудования: параметры действия, габаритные размеры и р-азмеры других элементов и деталей (рис. 7) по формуле (5.7):

А = К f G , где К — коэффициент подобия.

51