Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
— неправильно выбраны указатели масшта ба, они умаляют истинные размеры, если ста нок слишком велик, и преувеличивают их, если он слишком мал (указателями масштаба мо гут быть различные элементы конструкции,
вчастности ручки, тумблеры и т. д .);
—литые корпусные детали сделаны внеш
не под сварку, а сваренный каркас специаль ными закруглениями (R=50—100 мм) напо минает литье;
— формы станков не функциональны, под чинены надуманным внешним формам (неред ки моноблочные конструкции подчеркнуто криволинейных очертаний, чугунные толстые опоры легкой сварной конструкции или, наобо рот, тонкие ножки тяжелой и мощной ста нины) .
Немасштабный станок возникает тогда, когда при создании конструкции, не отрешив шись от старых форм, не осознав достоинств и возможностей новых материалов, новой тех нологии, новых размеров, новых возможностей использования и общения конструкции с чело веком, новой целесообразности вещи, приспо сабливают старые формы (в широком понима нии слова) к новым задачам. И тогда ВОЗНИ-
^ис. 15. Немасштабность оборудования. Человек-опера
тор не может: а) приблизить сиденье к глазам; б) уд линить шею; в) удлинить руки; г) втиснуть колени; д) видеть сквозь людей и оборудование.
30
кает не только ложная цельность, но в целом |
ского процесса, то насколько точно соблюде |
||||||||||||||
ложная по внешнему виду вещь, не соответ |
ние антропометрических и психофизиологи |
||||||||||||||
ствующая требованиям сегодняшнего дня, не |
ческих требований оператора к машине и ее |
||||||||||||||
масштабная, нетектоничная. |
|
|
элементам |
отражает истинную |
масштабность |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
человека и машины? |
зоны и основных |
|||||||
Указатели |
масштаба |
Расположение |
рабочей |
||||||||||||
управляющих элементов машины над уровнем |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
пола, а также их размеры по отношению к са |
||||||||
«Человек — мера |
всех |
вещей» — такая над |
мой машине являются простейшими из факто |
||||||||||||
ров, выявляющих масштаб машины. В специ |
|||||||||||||||
пись |
была |
высечена на |
мраморных |
стенах |
|||||||||||
ализированном оборудовании |
|
с устоявшейся |
|||||||||||||
древнегреческого Дельфийского храма. Сегод |
|
||||||||||||||
технологией обработки деталей |
можно судить |
||||||||||||||
ня это выражение может считаться справедли |
|||||||||||||||
о тесноте связей человека |
и машины по числу |
||||||||||||||
вым |
практически |
для |
любой |
технической |
|||||||||||
элементов |
управления в непосредственной |
||||||||||||||
конструкции. Оценка масштабных связей ма |
|||||||||||||||
близости |
с зоной |
обработки. |
Труднее |
оцени |
|||||||||||
шины с человеком проводится в четыре основ |
вать выразительность непосредственных ука |
||||||||||||||
ных этапа, которым соответствуют следующие |
зателей масштаба в машинах с полуавтомати |
||||||||||||||
вопросы (ответы на эти вопросы должны быть |
ческим |
и |
автоматическим |
циклом |
работ. |
||||||||||
заложены в самой конструкции машины): |
Например, в автомате с загрузочным устрой |
||||||||||||||
— Присутствует |
ли |
человек |
у |
машины |
ством, обеспечивающим работу автомата в те |
||||||||||
в процессе ее работы вообще? |
|
|
чение полной рабочей смены или части ее (не |
||||||||||||
— |
Если |
присутствует, |
то насколько дли |
однократная загрузка в течение смены), могут |
|||||||||||
тельным по времени оценивается |
его |
присут |
быть разные указатели масштабной связи: или |
||||||||||||
ствие? |
|
|
|
|
|
просто загрузочные устройства, или же загру |
|||||||||
— Если он обслуживает оборудование всю |
зочные устройства с дополнительными поддо |
||||||||||||||
рабочую смену, то насколько тесны связи опе |
нами-накопителями. |
|
|
|
|
||||||||||
ратора с машиной |
(подает заготовки в загру |
Непосредственные указатели масштаба име |
|||||||||||||
зочное устройство, постоянно наблюдает за |
ют не только геометрические характеристики. |
||||||||||||||
ходом работы, управляет оборудованием)? |
Суть дела — значительно |
сложнее, и в общем |
|||||||||||||
— Если |
он управляет |
ходом |
технологиче |
случае выявление |
масштаба |
машины |
с точки |
31
потальные |
еипертротиробан- |
пропорции |
ные пропорции |
человека |
„токаря" |
Рис. 16. Немасштабность оборудования по отношению к
человеку-оператору приводит к заведомому уменьше нию производительности труда. Каким должен быть человек-оператор, работающий на современных метал лорежущих станках.
зрения человеческого фактора носит комплекс ный характер. В современном технологиче ском оборудовании указатели масштаба мо гут быть следующими (ориентировочный перечень):
— высота размещения над уровнем пола ра бочей зоны, элементов управления и инди кации;
—общая высота пульта управления (реко мендуется 1320 мм из расчета того, чтобы сидя щий оператор видел все, что происходит за пультом управления);
—размеры между отдельными узлами и
блоками снаружи и внутри машины, удобные для осмотра и настройки (соизмеримость с размерами головы, рук и другими частными размерами человека);
— максимальный разброс по горизонтали элементов управления рабочей зоны (соизме римость с эллипсами — зонами размещения элементов управления в пределах досягае мости рук и нормального зрительного воспри ятия элементов управления для оператора при работе стоя или сидя. Таких эллипсов может быть несколько при работе на крупногабарит ном оборудовании, причем они могут частично совмещаться);
— условия труда (повышенная температура, повышенный шум, ощутимые вибрации и от четливое присутствие иных вредных факторов
32
в условиях передового технологического обо рудования должны, как правило, сигнализиро вать о невозможности присутствия человека на данном участке или же об ограниченном по времени пребывании его);
Рис. 17. Значительный масштаб, крупность членений не
большого компактного объема выделяет, делает его главным композиционным центром среди объектов, об ладающих измельченными формами. Токарный станок, созданный в начале века, и современный токарный станок.
чает'масштаб машины.
обобщенное решение обьомоб укруп няет масштаб машины.
33
3 Р, Повилейко
—размеры рабочего места (при рациональ ной планировке) и размеры установленных проходов;
—наличие пультов или панелей управления вблизи или в отдалении (наличие телевизион ных камер при дистанционном управлении);
—размеры элементов управления и частич но их взаиморазмещение (например, рас стояние между соседними органами управ
ления) ; •— наличие местного освещения, направлен
ного (прожекторного) освещения;
— характер окраски и отделки оборудова ния (элементы конструкции, более близкие к оператору, окрашиваются и отделываются го раздо более тщательно, применяются неяркие оттенки цветов);
—характер защиты движущихся элементов машины кожухами и экранами (в целях без опасности) ;
—уровень художественно-конструкторской
отработки (более тщательная художественно конструкторская отработка форм предполага ет более тесный контакт человека с машиной в процессе ее эксплуатации).
Таким образом, в основе выявления истин ного масштаба конструкции лежит строгое соблюдение психофизиологических, антропо метрических, инженерно-экономических и тех нологических требований.
Членение форм
Предельно простые геометризироваЯНые фор мы становятся характерными для машин само го различного функционального назначения. Но монотонная череда плоскостей действует в ка кой-то степени усыпляюще на оператора, осо бенно при обслуживании полуавтоматических машин. Необходимо дробить внешнюю моно тонность форм и плоскостей членениями.
Членение машин конструктивными приемами подразделяется на три основных вида: на объ емное (применение унифицированных сборных узлов — модулей, агрегатов, блоков), плоско стное (использование стандартных обшивок с жалюзи и без них) и реже встречаемое — ли нейное. Членения на боковых поверхностях станков и машин могут быть выражены линей ной формой (жалюзи, выдавленные на поверх ности обшивок выемки с целью увеличения их жесткости) или служить границами между уз лами. Линейные членения могут быть сплошны ми (непрерывными) и прерывающимися (не большие интервалы создают представление полных членений).
Членение может быть горизонтальным, вер тикальным, наклонным и смешанным (это сов падает с видами компоновки станков — гори зонтальной, вертикальной и смешанной). Вер
34
тикальные линии подчеркивают высоту, а гори |
|
|
|
|
||||
зонтальные — ширину |
конструкции. При вер |
|
|
|
|
|||
тикальном членении форм следует учитывать |
|
|
|
|
||||
весовые соотношения, так как верхние элемен |
|
|
|
|
||||
ты зрительно давят на нижние. Членения фор |
|
|
|
|
||||
мы в комплексе с некоторыми особенностями ее |
|
|
|
|
||||
построения могут придать конструкции ощуще |
|
|
|
|
||||
ния тяжести или легкости, статичности или ди |
|
|
|
|
||||
намичности, устремленности, изящества. |
|
|
|
|
||||
Основные методы построения членений: вве |
|
|
|
|
||||
дение |
буртиков или |
канавок; |
утрированное |
|
|
|
|
|
увеличение зазоров, заведение по всему пери |
|
|
|
|
||||
метру щелей ярких пластмассовых шнуров; |
|
|
|
|
||||
создание ступенек между вертикальными плос |
|
|
|
|
||||
костями сопрягаемых узлов; поворот отдельных |
а,в- динамическая композиция-,б,г- статическая композиция |
|||||||
частей |
поверхности в |
разрезе |
(в пультах уп |
|||||
равления наклонные плоскости стыкуются с |
Рис. 18. |
Статичность и динамичность в конструкциях |
||||||
вертикальными); сочетание частей поверхности |
|
|
современных станков.^ |
|||||
различного геометрического вида, сочетание |
Общее и наиболее характерное для формы |
|||||||
различных |
материалов (металл и пластмас |
|||||||
сы); |
сочетание различно окрашенных поверх |
токарных станков самых различных моделей |
||||||
ностей; сочетание различно обработанных по |
проявляется прежде всего в едином горизон |
|||||||
верхностей |
(шлифованных и простроганных) |
тальном строе формы: горизонтали (направля |
||||||
и т. д. Важным видом членений плоскостей, ог |
ющие, |
ходовой винт и др.) преобладают над |
||||||
раничивающих конструкции, является членение |
вертикалями, |
которые |
играют значительно |
|||||
их включением замкнутых форм (приборы, |
меньшую композиционную роль (вертикальные |
|||||||
шильдики, таблички, фирменные знаки, решет |
контуры опор и некоторых других элементов |
|||||||
ки и др.)\ Введение таких элементов оживляет |
станка). |
Фронтальная |
поверхность (главный |
|||||
большую плоскость, |
которая иначе ничем бы |
вид) станка |
членится |
по возможности на не |
||||
не задерживала взгляд. |
|
большое число частей по горизонтали и верти- |
||||||
з* |
|
|
|
|
|
|
35 |