Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— неправильно выбраны указатели масшта­ ба, они умаляют истинные размеры, если ста­ нок слишком велик, и преувеличивают их, если он слишком мал (указателями масштаба мо­ гут быть различные элементы конструкции,

вчастности ручки, тумблеры и т. д .);

литые корпусные детали сделаны внеш­

не под сварку, а сваренный каркас специаль­ ными закруглениями (R=50—100 мм) напо­ минает литье;

— формы станков не функциональны, под­ чинены надуманным внешним формам (неред­ ки моноблочные конструкции подчеркнуто криволинейных очертаний, чугунные толстые опоры легкой сварной конструкции или, наобо­ рот, тонкие ножки тяжелой и мощной ста­ нины) .

Немасштабный станок возникает тогда, когда при создании конструкции, не отрешив­ шись от старых форм, не осознав достоинств и возможностей новых материалов, новой тех­ нологии, новых размеров, новых возможностей использования и общения конструкции с чело­ веком, новой целесообразности вещи, приспо­ сабливают старые формы (в широком понима­ нии слова) к новым задачам. И тогда ВОЗНИ-

^ис. 15. Немасштабность оборудования. Человек-опера­

тор не может: а) приблизить сиденье к глазам; б) уд­ линить шею; в) удлинить руки; г) втиснуть колени; д) видеть сквозь людей и оборудование.

30

кает не только ложная цельность, но в целом

ского процесса, то насколько точно соблюде­

ложная по внешнему виду вещь, не соответ­

ние антропометрических и психофизиологи­

ствующая требованиям сегодняшнего дня, не­

ческих требований оператора к машине и ее

масштабная, нетектоничная.

 

 

элементам

отражает истинную

масштабность

 

 

 

 

 

 

 

человека и машины?

зоны и основных

Указатели

масштаба

Расположение

рабочей

управляющих элементов машины над уровнем

 

 

 

 

 

 

 

пола, а также их размеры по отношению к са­

«Человек — мера

всех

вещей» — такая над­

мой машине являются простейшими из факто­

ров, выявляющих масштаб машины. В специ­

пись

была

высечена на

мраморных

стенах

ализированном оборудовании

 

с устоявшейся

древнегреческого Дельфийского храма. Сегод­

 

технологией обработки деталей

можно судить

ня это выражение может считаться справедли­

о тесноте связей человека

и машины по числу

вым

практически

для

любой

технической

элементов

управления в непосредственной

конструкции. Оценка масштабных связей ма­

близости

с зоной

обработки.

Труднее

оцени­

шины с человеком проводится в четыре основ­

вать выразительность непосредственных ука­

ных этапа, которым соответствуют следующие

зателей масштаба в машинах с полуавтомати­

вопросы (ответы на эти вопросы должны быть

ческим

и

автоматическим

циклом

работ.

заложены в самой конструкции машины):

Например, в автомате с загрузочным устрой­

— Присутствует

ли

человек

у

машины

ством, обеспечивающим работу автомата в те­

в процессе ее работы вообще?

 

 

чение полной рабочей смены или части ее (не­

Если

присутствует,

то насколько дли­

однократная загрузка в течение смены), могут

тельным по времени оценивается

его

присут­

быть разные указатели масштабной связи: или

ствие?

 

 

 

 

 

просто загрузочные устройства, или же загру­

— Если он обслуживает оборудование всю

зочные устройства с дополнительными поддо­

рабочую смену, то насколько тесны связи опе­

нами-накопителями.

 

 

 

 

ратора с машиной

(подает заготовки в загру­

Непосредственные указатели масштаба име­

зочное устройство, постоянно наблюдает за

ют не только геометрические характеристики.

ходом работы, управляет оборудованием)?

Суть дела — значительно

сложнее, и в общем

— Если

он управляет

ходом

технологиче­

случае выявление

масштаба

машины

с точки

31


потальные

еипертротиробан-

пропорции

ные пропорции

человека

„токаря"

Рис. 16. Немасштабность оборудования по отношению к

человеку-оператору приводит к заведомому уменьше­ нию производительности труда. Каким должен быть человек-оператор, работающий на современных метал­ лорежущих станках.

зрения человеческого фактора носит комплекс­ ный характер. В современном технологиче­ ском оборудовании указатели масштаба мо­ гут быть следующими (ориентировочный перечень):

— высота размещения над уровнем пола ра­ бочей зоны, элементов управления и инди­ кации;

общая высота пульта управления (реко­ мендуется 1320 мм из расчета того, чтобы сидя­ щий оператор видел все, что происходит за пультом управления);

размеры между отдельными узлами и

блоками снаружи и внутри машины, удобные для осмотра и настройки (соизмеримость с размерами головы, рук и другими частными размерами человека);

— максимальный разброс по горизонтали элементов управления рабочей зоны (соизме­ римость с эллипсами — зонами размещения элементов управления в пределах досягае­ мости рук и нормального зрительного воспри­ ятия элементов управления для оператора при работе стоя или сидя. Таких эллипсов может быть несколько при работе на крупногабарит­ ном оборудовании, причем они могут частично совмещаться);

— условия труда (повышенная температура, повышенный шум, ощутимые вибрации и от­ четливое присутствие иных вредных факторов

32

в условиях передового технологического обо­ рудования должны, как правило, сигнализиро­ вать о невозможности присутствия человека на данном участке или же об ограниченном по времени пребывании его);

Рис. 17. Значительный масштаб, крупность членений не­

большого компактного объема выделяет, делает его главным композиционным центром среди объектов, об­ ладающих измельченными формами. Токарный станок, созданный в начале века, и современный токарный станок.

чает'масштаб машины.

обобщенное решение обьомоб укруп­ няет масштаб машины.

33

3 Р, Повилейко


размеры рабочего места (при рациональ­ ной планировке) и размеры установленных проходов;

наличие пультов или панелей управления вблизи или в отдалении (наличие телевизион­ ных камер при дистанционном управлении);

размеры элементов управления и частич­ но их взаиморазмещение (например, рас­ стояние между соседними органами управ­

ления) ; •— наличие местного освещения, направлен­

ного (прожекторного) освещения;

— характер окраски и отделки оборудова­ ния (элементы конструкции, более близкие к оператору, окрашиваются и отделываются го­ раздо более тщательно, применяются неяркие оттенки цветов);

характер защиты движущихся элементов машины кожухами и экранами (в целях без­ опасности) ;

уровень художественно-конструкторской

отработки (более тщательная художественно­ конструкторская отработка форм предполага­ ет более тесный контакт человека с машиной в процессе ее эксплуатации).

Таким образом, в основе выявления истин­ ного масштаба конструкции лежит строгое соблюдение психофизиологических, антропо­ метрических, инженерно-экономических и тех­ нологических требований.

Членение форм

Предельно простые геометризироваЯНые фор­ мы становятся характерными для машин само­ го различного функционального назначения. Но монотонная череда плоскостей действует в ка­ кой-то степени усыпляюще на оператора, осо­ бенно при обслуживании полуавтоматических машин. Необходимо дробить внешнюю моно­ тонность форм и плоскостей членениями.

Членение машин конструктивными приемами подразделяется на три основных вида: на объ­ емное (применение унифицированных сборных узлов — модулей, агрегатов, блоков), плоско­ стное (использование стандартных обшивок с жалюзи и без них) и реже встречаемое — ли­ нейное. Членения на боковых поверхностях станков и машин могут быть выражены линей­ ной формой (жалюзи, выдавленные на поверх­ ности обшивок выемки с целью увеличения их жесткости) или служить границами между уз­ лами. Линейные членения могут быть сплошны­ ми (непрерывными) и прерывающимися (не­ большие интервалы создают представление полных членений).

Членение может быть горизонтальным, вер­ тикальным, наклонным и смешанным (это сов­ падает с видами компоновки станков — гори­ зонтальной, вертикальной и смешанной). Вер­

34


тикальные линии подчеркивают высоту, а гори­

 

 

 

 

зонтальные — ширину

конструкции. При вер­

 

 

 

 

тикальном членении форм следует учитывать

 

 

 

 

весовые соотношения, так как верхние элемен­

 

 

 

 

ты зрительно давят на нижние. Членения фор­

 

 

 

 

мы в комплексе с некоторыми особенностями ее

 

 

 

 

построения могут придать конструкции ощуще­

 

 

 

 

ния тяжести или легкости, статичности или ди­

 

 

 

 

намичности, устремленности, изящества.

 

 

 

 

Основные методы построения членений: вве­

 

 

 

 

дение

буртиков или

канавок;

утрированное

 

 

 

 

увеличение зазоров, заведение по всему пери­

 

 

 

 

метру щелей ярких пластмассовых шнуров;

 

 

 

 

создание ступенек между вертикальными плос­

 

 

 

 

костями сопрягаемых узлов; поворот отдельных

а,в- динамическая композиция-,б,г- статическая композиция

частей

поверхности в

разрезе

(в пультах уп­

равления наклонные плоскости стыкуются с

Рис. 18.

Статичность и динамичность в конструкциях

вертикальными); сочетание частей поверхности

 

 

современных станков.^

различного геометрического вида, сочетание

Общее и наиболее характерное для формы

различных

материалов (металл и пластмас­

сы);

сочетание различно окрашенных поверх­

токарных станков самых различных моделей

ностей; сочетание различно обработанных по­

проявляется прежде всего в едином горизон­

верхностей

(шлифованных и простроганных)

тальном строе формы: горизонтали (направля­

и т. д. Важным видом членений плоскостей, ог­

ющие,

ходовой винт и др.) преобладают над

раничивающих конструкции, является членение

вертикалями,

которые

играют значительно

их включением замкнутых форм (приборы,

меньшую композиционную роль (вертикальные

шильдики, таблички, фирменные знаки, решет­

контуры опор и некоторых других элементов

ки и др.)\ Введение таких элементов оживляет

станка).

Фронтальная

поверхность (главный

большую плоскость,

которая иначе ничем бы

вид) станка

членится

по возможности на не­

не задерживала взгляд.

 

большое число частей по горизонтали и верти-

з*

 

 

 

 

 

 

35