Файл: Кравченко Г.И. Облегченные крепи вертикальных выработок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
с применением щита-оболочки и возведением набрызгбетоиа с полка).
Давление иа крепь ствола, связанное с совместным деформированием породы и крепи, при использовании набрызгбетона, т. е. при £ б (т) = Ец —const, определяется из выражения
2 .
где а — постоянная ползучести породы; G — модуль сдвига породы; Ri — радиус ствола в проходке; d — тол щина бетонной крепи; и*0 — безразмерный коэффициент,
значение которого в зависимости от отношения l'/2R\ приведено в табл. 28.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
28 |
|||
Г |
0,25 |
0,50 |
0,75 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
8,0 |
|
2^ |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
и0 |
0,222 0,458 0,648 0,796 |
1,01 |
1,14 |
1,25 |
1,32 1,35 1,36 1,39 |
Напряжения в крепи можно определить по формуле
РсоЯх
(87)
|
d ’ |
а толщину крепи — из соотношения |
|
Рсж _ |
PppRl |
&зап |
(88) |
d |
где Сож — предел прочности набрызгбетона; /гзап — коэф фициент запаса.
Пример 7. Определить давление на крепь из набрызгбетона, возводимого сразу после выемки породы (/'=2,25 м) при проходке
ствола по |
прочным песчаникам . иа глубине 1200 м. Радиус |
ствола |
|||||||
в проходке |
4,5 |
м. Модуль |
сдвига |
песчаника |
с0=2-Ю 5 кгс/см2, |
||||
объемная |
масса |
2,7 т/м3, |
|
постоянная ползучести |
о = 1,1; |
с0= |
|||
=0,9 - 10 -6 |
м2/тс; |
£'нб = 2-105 |
кгс/см2 (значения |
ЕН6 приняты |
по ре |
||||
зультатам опытного определения в ППИ). |
и 5 |
см. Результаты |
|||||||
Принимаем |
толщину |
крени |
равной 20, 10 |
||||||
расчета, выполненного по |
(86) п |
(87), |
приведены в табл. 29, |
из ко |
торой видно, что в данных условиях можно применять набрызгбетои марки 100 при коэффициенте запаса, равном 3.
5* 131
|
|
Т а б л и ц а 29 |
Толщина крепи, см |
Н агрузка, т с /м 2 |
Н апряж ение, кгс/см* |
2 0 |
1 4 , 3 |
3 2 , 1 |
10 |
7 , 2 |
3 2 , 4 |
5 |
3 , 6 |
3 2 , 4 |
Заслуживает внимания, что в данных условиях на пряжения в крепи мало зависят от ее толщины и необ ходимая прочность крепи обеспечивается даже при ис пользовании бетона невысоких марок.
В [28] предложена схема расчета пабрызгбетонной крепи для вертикальных выработок, пройденных в проч ных, но трещиноватых породах. Вначале определяется радиус зоны разрушения по формуле (61). Затем, при нимая, что нагрузка на крепь вызывается весом пород, заключенных в зоне разрушения, и имеет место сколь жение пород по поверхности, расположенной под углом
0 = - ^ |
+ |
к горизонту, |
|
можно написать соотношение'. |
|||
|
|
[Сер] б = |
yHbLsin 0, |
|
(89) |
||
где аСр — расчетная |
прочность набрызгбетоиа |
на срез, |
|||||
тс/м2; |
б — толщина |
слоя |
набрызгбетоиа, м; |
у — объем |
|||
ная масса породы, т/м3; Н — высота заходки, |
поддержи |
||||||
ваемой набрызгбетоиом, |
м; 0 — угол наклона |
поверх |
|||||
ности |
скольжения, градус; |
bL — линейный размер зоны |
ослабления.
Подставляя значения входящих в формулу величин, можно определить максимально возможную высоту слоя при поддержании набрызгбетоиом, либо нужную тол щину слоя набрызгбетоиа при определенной высоте заходки. В таких случаях штанги можно размещать по более редкой сетке.
Методы расчета пабрызгбетонной крепи, несмотря на использование в некоторых из них точных решений, основанных на методах механики сплошной среды, также следует считать приближенными, поскольку в них не учитываются все особенности взаимодействия породы и набрызгбетоиа. Вполне вероятно, что по влиянию на эффективность работы пабрызгбетонной крепи эти осо бенности, перечисленные в главе I, могут оказаться не менее существенными, чем учитываемые в расчетных
132
схемах факторы. Поэтому дальнейшее исследование ме ханизма взаимодействия пабрызгбетоппой крепи и по род— основа для разработки более точных методов расчета.
§ 4. Несущая способность набрызгбетонной крепи неправильной формы 1
Выше рассмотрены расчетные схемы для выработок с ровным контуром. .Между тем значительное распро странение получила набрызгбетонпая крепь, повторяю-
Рис. 52. Расчетная схема (а) н схема части кольца, при уроченной к отклонению направляющей оболочки от кру га (б)
щая технологические неровности поверхности, вызван ные взрывными работами. Оценка влияния числа и ам плитуды таких неровностей, а также прочности мате риала крепи на ее несущую способность представляет интерес в теоретическом и практическом отношениях.
Набрызгбетонпая крепь рассматривалась как ци линдрическая оболочка, параметрические уравнения направляющей срединной поверхности которой имеют вид (рис. 52, а ):
х —■R (cos 0 -j- с*cos /?гЭ); |
у = R (sin 0 — с2 sin /?10); \ |
(90) |
||
^ |
_ |
Ri ~Ь |
|
1 § 4 составлен автором |
и |
инженерами С. А. |
Константиновой и |
В. М. Выдриным.
133
где R i — радиус проектного сечения выработки; R2‘— внешний радиус набрызгбетонной крепи в выработке проектного сечения; с2— амплитуда технологических не ровностей, доли R; in — число технологических неровно стей без единицы.
Считалось, что оболочка подвержена равномерному давлению на внешней поверхности (для упрощения рас четной схемы).
Так как имеющиеся сведения о реологических свой ствах набрызгбетона недостаточны, рассматриваемая оболочка принималась упругой. Тогда задача о несущей способности оболочки свелась к исследованию ее па общую устойчивость.
Рассматривали закрепленные выработки большой протяженности; поэтому считалось, что длина оболочки
L |
значительно превышает длину радиуса R (L/R^> |
> |
10). |
Это условие позволило свести задачу к исследованию устойчивости кольца под действием внешнего равномер ного давления (рассматривалось элементарное кольцо, вырезанное из оболочки двумя поперечными сечениями на расстоянии одно от другого, равном единице) [92].
Для решения поставленной таким образом задачи применяли метод расчета оболочек под равномерным внешним давлением на основе допущения возможных отклонений [91].
Отклонение направляющей оболочки |
от круга ра |
диуса R может быть выражено начальными радиальны |
|
ми прогибами W' (рис. 52,6). |
|
Уравнение направляющей в полярной системе коор |
|
динат имеет вид: |
|
r = R —acosmp, |
(91) |
где a= Rc2; /г = т + 1 ; ср — центральный |
угол, отсчиты |
ваемый как показано на рис. 52, б, где изображена п-я часть кольца.
Начальный радиальный |
прогиб W' |
равен |
W = |
|
= а cos шр. |
|
|
|
|
Под действием внешнего |
равномерного |
давления |
||
происходит дополнительное |
искажение |
кольца. |
Соот |
|
ветствующее радиальное смещение обозначим |
через W |
134
н для его определения используем |
дифференциальное |
||
уравнение [91] |
|
|
|
+ W = - |
12-— V-MR3, |
(92) |
|
где 8= R\—R2 —-толщина |
кольца; |
М — изгибающий |
|
момент. |
|
рассматриваем |
как |
Пунктирный круг на рис. 52, б |
веревочную кривую для равномерного давления, а пло щадь между этой кривой и действительной — как эпюру изгибающнх моментов.
Изгибающий момент считаем положительным, если он вызывает уменьшение кривизны. В точках А и В из гибающий момент равен нулю, и взаимодействие ча стей кольца выражается сжимающими силами S, каса тельными к веревочной кривой. Сила 5 постоянна по величине и равна pR.
Изгибающий момент М в любом поперечном сече нии получается умножением п на полное радиальное
смещение |
(93) |
М — pR (W -f a cos tup). |
|
Подставив выражение для М в (92), |
будем иметь |
(94)
Решение уравнения (94), удовлетворяющее условиям непрерывности в точках А и В, имеет вид
W = — |
p a c o s /up |
(95) |
|
Тогда изгибающий момент
M == pR
pa c o s /up
+ a cos пф .
(96)
135
Максимальный изгибающий момент Mm;vx получаем
при ф=/г-^— |
(k = 0, |
1, |
п) из |
формулы (96) в |
виде: |
^ max = |
P R |
|
pa |
-- а |
(97) |
|
(1 — я2) Е |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12(1 — р2) |
|
|
Максимальное |
сжимающее |
напряжение |
полу |
чается добавлением к напряжению, вызываемому сжи
мающей силой, максимально |
сжимающего напряже |
||||
ния от изгибающего момента Мтах |
|
||||
|
_ |
|
. |
Мтах |
|
и |
— |
6 |
' |
W |
|
|
|
|
|
|
|
p R _ |
6p R |
|
_________а_________ |
(98) |
|
~б |
б2” |
' |
|
12р (1 — р2) R'J |
|
|
|
(я2 — 1) £6»
Так как набрызгбетон в основном работает на сжа тие, то, приравнивая атах к пределу прочности набрызгбетона на сжатие [щ-ж], получаем уравнение для кри тической нагрузки
P i - |
I Юсм]6о + |
( 1 + |
-f0 ) Р*» + |
[<Тсж1 6°Q “ |
° ’ (99) |
s |
о |
|
|
|
|
где o0 = |
у ; |
|
|
|
|
|
|
(/г2- |
l). |
63 |
|
|
|
|
12 ( l-Ц*) |
0- |
|
|
|
|
|
|
|
Из уравнения (99) находим p,iP в виде: |
|
||||
где |
Ркр = |
G ± УС2— [стсж] Йб0, |
( 100) |
||
|
|
|
|
|
[вс*] б° + ( 1 + Х ' ) Q
G=
п— число технологических неровностей.
Наименьшему критическому напряжению в формуле (100) соответствует знак минус перед квадратным кор нем.
В результате расчетов по формуле (100) построены номограммы, характеризующие зависимость критиче ской нагрузки на набрызгбетонную крепь р1ф от числа
136