Файл: Костин С.В. Рулевые приводы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочее значение добротности, при котором обеспечи­

ваются необходимые запасы устойчивости и быстродей­ ствие следящего привода, окончательно принимаем равным 300 с-1. При малых амплитудах, когда £к= 0,05, добротность будет снижаться до Кп = 200 с~’.

Второе апериодическое звено (электронного усилите­ ля) не будет существенно ухудшать динамику привода при условии, если озу^Ык-

Для этой цели можно считать целесообразным форми­ рование выходного каскада электронного усилителя на пентодах с большим внутренним сопротивлением. Посто­

янная

времени электронного

усилителя

при £=■15 Гн,

#=25

кОм и йп-э = 50 В-с/см

определяется по формуле

 

Т

= L_ _|_

&„.»fary7ry , =

0 65, ю -з с;

 

 

 

у

р

п г ' І Л . С

 

 

 

 

 

 

 

 

соу =

1540 с-1.

 

 

 

 

Логарифмические

амплитудные

частотные

Д (со)

и

фазовые частотные срі (оз)

характеристики при

темпера­

туре ^=+80°C и /<D= 300 с-1, соответствующие большим

амплитудам

золотника

 

 

 

показаны

на

рис. 1.32.

 

амплитудная

характеристика

Логарифмическая

Li'(co) построена для температуры жидкости —50°С. Устойчивость следящего гидропривода при отсут­

ствии. медленно меняющегося входного воздействия (0 < \х\ ^ х л) определяется амплитудной и фазовой час­ тотными характеристиками L0(со) и фо(ю), построенными при добротности 200 с-1, обусловленной понижением ко­ эффициента усиления золотника при малых амплиту­ дах.

Таким образом, учитывая диапазон изменения темпе­ ратур и амплитуд, обусловленных нелинейностью харак­ теристики расхода золотника, можно построить семейство логарифмических амплитудных и фазовых характерис­ тик (см. рис. 1.32), определяющих основные динамиче­ ские свойства рулевого привода.

Если запасы устойчивости и качество переходного процесса следящего привода при расчетном значении ра­ бочей добротности (например, при K D 300.с-1), окажут­ ся неудовлетворительными, то следует корректировать

93


Рис. 1.33. Схема следящего гидропривода с корректирую­ щей обратной связью по динамическому давлению па вспо­ могательный золотник

Рис. 1.34. Схема следящего гидропривода с корректирующей обратной связью по динамическому давлению на распреде­ лительный золотник

Динамику (увеличивать демпфирование) исполнительно­ го гидропривода с помощью обратной связи по динамиче­ скому давлению [4, 7]. Схемы гидропривода с коррек­ тирующими обратными связями приведены на рис. 1.33 и 1.34.

Расчет элементов

Передаточная функция электрогидравлического уси­ лителя с позиционной обратной связью (см. рис. 1.28) выражается апериодическим звеном

X (я)

ГІІ.О .С

#ЭГУ

ІѴ/эг°у(5)

 

I ( S )

7 э г у с5 + 1

 

_ _

Т-.1Г.О.С

т'О.С

СЭМП

I h2Äc \

где

Т э г у =

J г у

^о.с

^о.с /

 

 

 

 

 

т-0

А,//0(Н -П

 

 

I

ГУ =

 

Qc

h p i l max

Со.с :== ------------- •

Xm

^ЭГУ =kp]jc0 c.

Вариируя конструктивными параметрами d c, ho, Qc, xm, hFJ и другими, необходимо так спроектировать элек­ трогидравлический усилитель, чтобы его постоянная вре­ мени

7’эгу ——-— = 2 - ІО-3 с, а Qc < 2,5 см3/с.

“ ЭТУ

Расчеты показывают, что поставленные требования удовлетворяются при следующих значениях параметров:

d3 = 0,6 ом; хт = 0,03 ом; dc = 0,04 см; Qc = 2,5 см3/с;

/і0= 0,0027 см; ß=0,5; гэмп=17Н/см;

kpj — 0,04 Н/мА; 7гаах = 35 мА, R = 300 Ом;

с0.с = 47 Н/см.

95


При этом коэффициент передачи ЭГУ

kpi

Л'„

=0,00085 см/ мА.

£эгу:

Лініх

 

 

Коэффициент усиления золотникового парораспредели­ теля при больших сигналах управления

 

^maxHn

105

= 350 см2/с.

Хт

Л,„

 

0,03

Коэффициент обратной связи

 

 

,

«о.с max

12

В

6,6 В/СМ.

«о.с =

------------ =

— ------- =

 

Уіаах

1,5

СМ

 

Коэффициент усиления (динамическая крутизна) элект­ ронного усилителя

К рА„

 

K D

 

=45 мА/В,

.с^з

 

/грм^о.

 

 

 

 

где

 

35

^

см

Арм

 

 

35

с -мА

 

 

KD = 300 1/с;

ko.c =

6,6 В/см.

Передаточная функция электронного усилителя

Hs)

 

ky

 

_________

v(s)

TyS+l

где Гу= 0,65-10_3 с.

 

(утечки)

в золотнике и гид­

Потери расхода питания

роусилителе

 

 

 

 

AQnnT == 2Qc “Ь QyT.a = 7 см3/с;

Qo =

2,5 ом3/с;

 

QyT.3 = 2 ом3/с при

6 = 3 мкм и хг — 5 імкм.

Расчет рулевого привода заканчивается построением частотных характеристик следящего контура на сигна­ лах до насыщения и с учетом насыщения по скорости *

* Методика построения и анализ частотных характеристик с уче­ том нелинейности типа насыщения рассмотрены в гл. III.

96


(рис. 1.35), а также исследованием влияния нелинейных характеристик насыщения по давлению и трения гидро­

двигателя на устойчивость следящего рулевого гидропри­ вода [4].

 

1I I ііч іііі ___ I__ I ' I ' I I I

і і ' і і і і ] I ; ■mini___!

I

I ! I 1.1 IJ J------

1

 

tO

WO

 

Ц С - '

 

I 111.........

I______ I I I i I I I ■1I hill

I I I I ч I 'll 1 I I 1

I I

I I * ll I I I I I .............

I I

/

10

 

 

100 f / ц

 

Рис. 1.35. Логарифмические частотные характеристики следящего гидропривода при различных сигналах управления с учетом насы­ щения по расходу:

и„

и п

и.Етах

4—3354

Г л а в а

I I .

П Н Е В М А

Т И

Ч

Е

С

К

И

Е

Р У Л Е В Ы Е

П

Р

И

В

О

Д

Ы

2.1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ОДНОКОНТУРНЫХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ

Бурное развитие авиационной и ракетной техники, особенно в сороковых годах, заставило применять пнев­ мопривод в системах управления летательных аппаратов из-за того, что он был наиболее простым и дешевым ав­ томатическим рулевым устройством, надежно работаю­ щим в сложных климатических условиях.

Первые немецкие самолеты-снаряды типа ФАУ для управления полетом имели пневматические рулевые ма­ шины статического действия с газовыми усилителями со струйной трубкой и мембранными двигателями в первом каскаде усиления мощности управляющего сигнала.

На рис. 2.1 показана принципиальная схема двухкас­ кадного рулевого привода статического действия, где воздух под давлением ргі подается в струйную трубку, которая в зависимости от управляющего сигнала а пере­ распределяет потоки газа в левую или правую полости мембранного двигателя первого каскада. Создается пе­ репад воздушного давления, действующий на мембрану и вызывающий перемещение оси мембраны и золотника на величину х. Это перемещение является усиленным сигналом управления второго (силового) каскада золот­ никового газового усилителя (ГУ). Таким образом, соот­ ветственно величине и.знаку управляющего сигнала руль поворачивается на угол б благодаря ходу штока (хш) поршневого газового двигателя (ГД) от воздействия входного давления (pz).

В летательных аппаратах реже встречается пневмо­ привод с двухкаскадным усилителем сигнала, а чаще — привод с однокаскадными газовыми усилителями со струйной трубкой или с соплом-заслонкой.

98


В пятидесятых годах получил распространение пнев­ мопривод на горячем газе, который до настоящего вре­ мени является одним из распространенных и дешевых пневмоприводов (рис. 2.2).

Все чаще и чаще появляется пневмопривод динамиче­ ского действия, особенно в системах вспомогательных (бортовых) источниках электропитания систем управле­ ния 'рулевых приводов с газотурбинными двигателями малой мощности (рис. 2.3).

Особое место заняли газоструйные пневмоприводы в системах стабилизации высотных летательных аппаратов (рис. 2.4).

Самым сложным пневмоустройством является газо­ вый автоматизированный привод, предназначенный для преобразования маломощного электрического сигнала системы управления в механическое перемещение испол­ нительного органа (руля, триммера, поворотных двига­ телей и т. п.) с помощью сжатого газа.

Автоматизированный газовый привод (рис. 2.5) в об­ щем случае представляет собой сложный комплекс уст­ ройств, включающий источник газовой энергии ГГ, агре­ гаты газовых сетей и магистралей AFM, газовые усили­ тели ГУ и двигатели ГД, механизмы передачи и приборы

4

.9?