ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
dC5
Ü о Г
г_ ^ со
OS? ifi S ~
Hо5 3 u
c.c"5 H w,
5 s = S 2 £
• Ѳ * соиS s
*r ОI
ST’t- r- ysg•-
1-ë
hО -2 ?= •e g £ 3 <
•« я .
sі:Л^n л
ь л a>
. f U
P-cV 3
\
H>a «
U{_ а
1 0 0
-
2. |
н § |
8: |
предохрани |
= |
Oft |
« , |
|
|
|
|
££
*-<О, Я
с . I ж
|
и |
§gc=; |
|
3 g |
о |
е з д о й
О.Ч« 2
хо о о ^ о н о.
щез НD, О,—ОН
е К>>га
|
^ |
- О |
|
|
|
|
|
f о |
£ « |
|
|
|
-ÖQ5 |
|
|||
|
лГ |
и |
aotsO |
||
|
|
|
7^аЬ |
||
|
|
|
5 ь- га^ |
||
|
|
|
га,- СГ _ |
||
|
|
|
£о° = |
||
|
|
|
“ |
га - |
га |
|
|
|
g |
й>=* о. |
|
|
|
|
О Г К Ь5 |
||
|
|
УЗ |
Äg С.О |
||
|
|
ь 5 га s |
|||
|
|
га 2 |
|
|
|
|
|
е. к |
И Т § |
||
|
|
Ь ач |
|||
|
|
га |
T 'ä l |
||
|
|
з >. |
с5эё |
||
|
|
2 |
|
о |
|
|
|
2 I |
|
|
|
|
|
га I |
|
|
|
|
|
^ |
Ь?С - « |
I |
|
|
|
г 5 See* |
|||
с |
о |
1= |
«S 3 • |
||
о |
*“ |
|
*5°; |
|
|
S |
о |
|
|
||
а |
и |
|
|
||
QJ |
О |
|
г- ° О |
|
|
= |
S |
Sä |
« « g g |
5 Ci •= =
К
U
; s E uO
О ** H
(T)4 жO)v a:
C,О г; f- (т,
j”О cu. I га й__ ео- сиS5 3 ^J
u '
іё д і i i " ; 1i<|G
-и |
|
|
|
С 5*ч«и< |
|
||
2 - |
Іі |
|
|
3« 2 |
5 |
|
|
я о |
2 |
|
|
2 = |
2 |
1 |
|
|
I |
! |
|
5 ни; |
|
о с: =
~ га га >. 2 к
н. . но
1 ёо m= с
tU—=ги аа
5 ч £
>.CJ
I I 3
S = °
101
Рис. 2.4. Схема пневмопри вода струйно-реактивного действия в системе стабили зации высотного летательно го аппарата:
ПЗК.С — пневмоэлсктрокрпн |
о |
соплом; /?7 'т , Ri's — тяга |
одно |
го ГД (ПЭКС) в разных на правлениях; г — плечо от оси вращения до оси сопла ПЭКСа; а)-—угловая скорость
г г
W
Рис. 2.5. Схема автоматизированного пнев мопривода:
R — омические сопротивления моста потенциомет ра обратной связи; Ro, RI, R2, R3— сопротивле ния усилителя мощности УМ
103
Рис. 2.7. Схема' замкнутого пневмопривода системы управления
А
управления (сумматоры СС, преобразователи и усилите ли электрических сигналов УМ, электромеханические преобразователи ЭМП, устройства обратных связен и цепей коррекции).
Входной величиной привода является электрический сигнал управления мвх малой ‘мощности (доли ватта), который преобразуется в механическое перемещение штока (выходного вала) двигателя. Для связи двигателя
снагрузкой предусмотрен механизм передачи МП, кото рый жестко связывает перемещение штока двигателя ,ѵш
сдвижением нагрузки исполнительного органа летатель ного аппарата ±6 (руль, поворотный двигатель, регуля
тор тяги двигателя и т. п.). Чем 'больше величина входно го сигнала «вх, тем больше мощность газового привода.
Для повышения динамических свойств и точности воспроизведения входного сигнала газовой автоматизи рованный привод имеет обратные связи ОС и корректи рующие цепи КП по скорости, ускорению и нагрузке.
Автоматизированный газовый привод, включенный в систему автоматического управления, в зависимости от выполняемых функций и моментов нагрузки (пружинно го уИц.п и аэродинамического Ми.а) может быть разомк нутым (рис. 2.6) и замкнутым (рис. 2.7).
Основные преимущества газовых приводов следую щие: простота конструкции, малая масса, надежность, значительный срок хранения, хорошая готовность к дей ствию, возможность работы в сложных условиях окру жающей среды (при значительных изменениях темпера тур и давлений, при радиации и высоких магнитных полях).
Основными недостатками газовых приводов являют ся: малое время работы пневмопривода (до 2 мин), од норазовость применения, наличие уплотняющих уст ройств (часто резиновых), высокая сжимаемость газа (особенно воздуха), большой разброс входных парамет ров источников газовой энергии и т. п.
2.2. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ УСИЛИТЕЛИ
Пневматические ‘(газовые) усилители для удобства исследования и расчета подразделяются на следующие основные типы:
— газовые усилители с управляющими дросселями на входе и выходе (ГУ со струйной трубкой);
104
—газовые усилители с управляющими дросселями на входе в одну полость и на выходе из другой (ГУ с золот ником) ;
—газовые усилители с управляющими дросселями только на выходе (ГУ с соплом-заслонкой);
—газовые усилители с управляющими дросселями только на входе (ГУ с заслонкой).
Следовательно, разделение проведено по принципу изменения газовых потоков при втекании и вытекании. Так, в газовом усилителе со струйной трубкой изменяют-
ьбх
Рис. 2.8. Схема усилителя со |
Рис. 2.9. Схема газовых пото |
струйной трубкой |
ков усилителя со струйной труб |
|
кой |
ся два газовых потока при втекании и вытекании его из полости газового двигателя (регулирование по входу и выходу).
Для изучения устройства газового усилителя со струй ной трубкой и выяснения принципа действия на рис. 2.8 показана его типовая схема, а на рис. 2.9 — схема газо вых потоков. Из рис. 2.8 видно, что струйная трубка 3 с диаметром dc и приемные окна 1 и 2 с диаметром d0к разделяют постоянный газовый поток GBXна два, кото рые изменяются в зависимости от угла поворота а оси ЭМП, переменных потока втекания в первую Gn и во вторую 0\2 полости ГД. При этом потоки вытекания G21 и G22 и з полостей ГД будут также изменяться в зависи мости от этого угла поворота. При непрерывной системе
105
автоматического регулирования между управляющим воздействием ЭМП {ии или Іѵ), углом поворота оси а и параметрами потоков Сц, GІ2, G21 и G22 существует не прерывная функциональная связь, основу которой состав ляет, как правило, линейный режим работы ЭМП и взаи мосвязанное изменение проходных сечении дросселей (газовых сопротивлений) для всех четырех потоков газа
fib f 2 b f1 2 и f2 2 -
Таким образом, работу газового усилителя со струй ной трубкой можно представить эквивалентной схемой газового моста усилителя (рис. 2.10). Этот мост питается
Рис. 2.10. Схема газового |
Рис. 2.11. Схема усилителя с соп.юм- |
моста усилителя со струнной |
заслонкой |
трубной |
|
газовым потоком входного рвх и выходного рвых давле ний и имеет переменные газовые сопротивления втекания R и и R\ 2 и вытекания R21 и Rzi- При этом при увеличении R л обязательно пропорционально изменяется (уменьша ется) R\2 , а при увеличении R22 соответственно уменьша ется R2\ и наоборот.
Эта схема построения газового усилителя со струнной трубкой является общей для других типов газовых уси лителей, в которых изменяются не все газовые сопротив ления.
Так, тазовый усилитель с соплом-заслонкой (рис; 2.11) имеет переменные газовые сопротивления только при вы
текании газа из полостей ГД |
(R21 и R2 2 ), а газовые со |
противления при втекании Ru |
и R \2— постоянные вели |
чины. Переменные газовые сопротивления на выходе образуются прикрытием сопел 1 и 4 заслонками 2, 3,
106
перемещающимися на величину х, пропорциональную углу а поворота оси ЭМП. Между углом поворота оси ЭМП и перемещением заслонок х существует непрерыв ная связь через передаточный механизм 5. Следователь но, схема газового моста ГУ с соплом-заслонкой отлича ется от схемы, изображенной на рис. 2.10, только тем, что'газовые сопротивления втекания Ru и Rio — величи ны постоянные.
Газовый усилитель с золотником (рис. 2.12) отличает ся от предыдущих ГУ тем, что у него при отклонении осп ЭМП в одну сторону происходит передвижение пласти-
Рмс. 2.12. Схема усилителя с |
Рис. 2.13. Схема усилителя с за- |
золотииком |
СЛ011КОІІ |
ны 1 и изменение газовых сопротивлений и расходов втекания Ru, Gu и вытекания R2 2 , Goo (значения газовых сопротивлений втекания R І2 и вытекания /?2| практиче ски бесконечны). При отклонении оси ЭМП в другую сторону происходит изменение газовых сопротивлении втекания R \2 и вытекания R21 (значения газовых сопро тивлений втекания и вытекания R22 остаются посто янными). Газовые сопротивления втекания и вытекания
зависят от ширины окон втекания Ли, вытекания .Л22 и хода золотника х.
Схема газового моста ГУ с золотником имеет при по ложительном угле а переменные газовые сопротивления втекания в первую полость Ru и вытекания из второй по лости Roo, а при отрицательном угле а —переменные со
107
противления втекай ия во вторую полость и вытекания из первой (см. рис. 2.10).
Схема ГУ с заслонкой (рис. 2.13) отличается от пре дыдущих тем, что при отклонении оси ЭМП (3) изменя ются газовые сопротивления 2 и 4, а сопротивления вы текания 1 и 5 остаются постоянными. Схема газового моста такого усилителя может быть получена из общей схемы (см. рис. 2.10) при переменных сопротивлениях втекания (У?п и R l2) и постоянных сопротивлениях выте кания (R2l и R2 2 ) -
Во всех ГУ секундные расходы газа через переменные проходные сечения ГУ (/,-,-) при сверхкритическом (GÜ)о и докритическом (GÜ)д режимах течения будут опреде ляться по известным зависимостям [25]:
— для потока втекания в первую полость двигателя
G ii = (G u )c C D (ß z i);
— для потока вытекания из первой полости двигателя
G 2 1 = ( С 2 ) ) с Ф ( ß l a ) ;
— для потока втекания во вторую полость двигателя
Сі2 = (G12)сФ ф а)!
— для потока вытекания из второй полости двигателя
G 2 2 = |
( G 2 2 ) с Ф ( ß 2 a ) ; |
—для максимального потока при сверхкритическом режиме течения через любое сечение
|
|
|
|
ffk |
I |
2 |
у |
- 1 |
(2.1) |
|
|
|
|
R T t |
V |
k + l |
) |
' |
|
где |
_ |
/ = |
1,2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
( G l 1 ) о — |
JLlllk zfllP z', |
|
|
|
|||
|
|
( G i a ) c |
= |
[ i i z k z f I 2 p z ] |
|
|
|
||
|
|
( G 2 1 ) c |
= |
P 2 1 ^ o f 21РГ1 |
|
|
|
||
|
|
(Сгг)с = |
[гцІЩігРг, |
|
|
|
|||
Рп , |
Р-12, р2 ], Р 2 2 |
— коэффициенты |
|
расхода, |
обычно |
Llii = |
= 0,85^-0,95;
108
/ |
k-, 1 |
£ —■коэффициент отношения теплоемкостей,
Сп
/г = —— ; для воздуха £=1,4; для порохово-
С у
го газа £ = 1,2—1,3; Р\ и ро — давление в первой и во второй полостях га
зового двигателя; ра— атмосферное давление.
Безразмерная функция <D(ßZi) в зависимости от режима истечения принимает следующие значения:
при ßzi< ß K Ф (ßzi) = 1; при ßzi> ß „
при |
|
|
ßia |
ßn Ф(Ріа) = 1; |
|
при |
ßia |
ßn |
|
где
2 \*~»
Рк =
£ + 1 /
109